Сможет ли Вена убедить Брюссель изменить политику в отношении России?
Майданная мечта о слиянии с Европой стала для граждан Украины, наконец-то, чуть ближе. Радостную весть принес в «незалежную» еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан.
Выступая на пресс-конференции в Киеве, как сообщает РИА «Новости», Хан заявил, что Соглашение об ассоциации Украины и ЕС «предварительно вступило в силу». Предварительно, потому что именно так ратифицировали этот документ Нидерланды, пояснил еврочиновник.
Но это уже детали. Поскольку всем понятно, что результаты референдума, на котором большинство голландцев (61%) высказались против Украины, власти королевства принимать во внимание не собираются.
Соответственно, процедура ратификации Соглашения об ассоциации, можно сказать, состоялась — 28 стран Евросоюза не против впустить в «европейский предбанник» нового ассоциированного члена. Правда, это не означает, что Украина так же просто из «кандидатской», перейдет в «высшую лигу». И станет полноправным членом европейского сообщества.
11 мая Совет ЕС по вопросам юстиции — с большой вероятностью — уже может рассмотреть возможность отмены виз для украинских граждан.
Понятно, что безвизовый режим будет доступен только для счастливых обладателей биометрических паспортов. Да и не на все страны он распространяется — Великобритания, Исландия, Ирландия, Швеция, к примеру, к ним не относятся.
Но ясно и то, что украинцы не упустят возможность «сделать ноги». В стране растет массовая безработица (официально, она сейчас составляет 11,5%, неофициально — без дела сидит почти четверть работоспособного населения). А семьи кормить надо. До настоящего времени ездили «заробитчанить» в Россию, но это не вписывается в идеологическую канву нового режима.
Сможет ли Вена убедить Брюссель изменить политику в отношении России?
Зато теперь вся Европа у ног гастарбайтеров «незалежной».
Но если волна украинцев, хлынувшая в Старый Свет, догонит волну беженцев с Ближнего Востока, это уже будет цунами.
Понимают ли это в Брюсселе?
— Я думаю, что Брюссель понимает прекрасно все последствия своего шага, но сделать ничего не может, — комментирует ситуацию доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Манойло. — Потому что Соединенные Штаты настаивают на этом. А сопротивляться Вашингтону Европа не может. У нее просто нет ни сил, ни лидеров для того, чтобы отстаивать собственную позицию. Поэтому они вынуждены смириться с этим.
Плюс, решение об евроассоциации с Украиной принимается в странах ЕС не в результате референдумов, его принимают парламенты. А там, в общем, сидит элита, которую те же Соединенные Штаты очень долгое время выращивали. Известно, как американцы работают с западной элитой. Как они находят наиболее молодых, перспективных, талантливых политиков, и затем их воспитывают определенным образом. Приглашают к себе на стажировки, постоянно «ведут» их.
Поэтому решение этой полностью проамериканской элиты — что совершенно понятно — иным быть не могло.
«СП»: — Это ошибка, как вы считаете?
— Да, это ошибка ЕС. Потому что безвизовый режим, который собираются предоставить Киеву, он, действительно, откроет шлюз. Пойдет массовый поток украинцев, которые сейчас готовы уехать куда угодно, лишь бы убежать с территории собственной страны, которая как дырявая баржа быстро идет ко дну.
А здесь им открывается дорога в Европу. Очевидно, что они туда ринутся с надеждой на то, что или устроятся на работу, или получат какие-то пособия. И первый же конфликт, который возникнет, это конфликт между новыми украинскими мигрантами и представителями тех национальностей, который сейчас занимают в Западной Европе должности типа портье, посудомоек, уборщиков…
«СП»: — Кто они?
— Представители стран Восточной Европы. Это — поляки, у которых самый крупный контингент такой рабочей силы. И затем выходцы из стран Балтии.
Вот тут уже возникнет конфликт за место под солнцем. Потому что количество рабочих мест на этом нижнем уровне «трудовой пирамиды», конечно, ограничено. Значит, за эти места начнется борьба.
И, кстати говоря, такие конфликты уже возникали. Потому что когда началась гражданская война в Донбассе, был довольно большой поток украинцев в ту же Польшу, Венгрию и даже Румынию. Те, кто скрывался тогда от мобилизации в украинскую армию, отправлялись сначала в Восточную Европу, а оттуда — в Западную.
Там конфликты уже возникали. А сейчас, если учитывать, что поток украинцев-мигрантов будет массовым, эти проблемы приобретут колоссальный масштаб. И Европа в этом отношении станет еще более взрывоопасной.
Важно еще понимать, что массовая украинская миграция окажется на территории, которую уже привыкли считать своей мигранты из стран Ближнего Востока и Северной Африки. У которых там уже анклавы, опорные базы, система управления, координации. И они считают, что прочно заняли нишу, которая позволяет существовать за счет принимающих стран — получать пособия, бесплатное жилье, медицинскую помощь…
А тут на их «поляну» вторгнуться чужие. Это будет прямое столкновение между двумя потоками мигрантов. И неизвестно, к чему этот конфликт еще приведет. Потому что ближневосточные мигранты не пустят украинскую рабочую силу на свою территорию.
«СП»: — Порошенко уже пытается преподнести ассоциацию и безвизовый режим, как свое личное достижение. Но что все это даст простым украинцам? Стоила игра свеч?
— По существу, это не даст украинцам вообще ничего. Въехать на территорию Евросоюза они, допустим, могут. Но работать они там не имеют право. Потому что для этого требуется отдельное разрешение. Специальное.
«СП»: — Но ведь большинство-то думает: главное попасть, зацепиться, а работать можно нелегально…
— Можно, конечно, поработать и нелегально. Только нелегалов довольно эффективно ловят. Плюс, у украинцев и денег нет. С учетом нынешнего курса гривны по отношению к доллару, а, тем более, к евро, нет денег, чтобы даже въехав без визы в Европу, какое-то время существовать там. Поэтому все это иллюзорно.
Единственное, что они получили, — этой ассоциации поставлена точка в так называемой «великой украинской мечте». Которая, собственно говоря, и послужила одной из причин для Майдана в 2013—2014 году.
Как мы помним, массовые протесты начались с того момента, когда в Вильнюсе Янукович объявил, что не будет подписывать ассоциацию с ЕС. А до этого очень долгое время культивировалась «голубая украинская мечта» — вот подпишем ассоциацию, Европа примет Украину в свои объятия, и у всех все сразу будет хорошо. И в течение длительного времени значительная часть украинского народа жила напряженным ожиданием этого момента: «Ну, когда же?»
«СП»: — Когда будем пить кофе с круассанами в Париже?
— Именно так. Причем, они в тот момент жили неплохо. Экономика Украины была на подъеме. И ВВП по 4% в год прирастал. Но им нужна была именно эта мечта. Они в нетерпении, в постоянном напряжении ждали того момента, когда, наконец, Украина станет частью Европы.
А затем одномоментно вся эта мечта рухнула. И это привело как раз к резкому всплеску агрессии, направленной против действующей власти, и подхлестнуло все эти майданные настроения.
Соответственно, националисты, которые устроили госпереворот, в пику Януковичу обещали народу, что если громадяне поддержат Майдан и приведут их к власти, то они подпишут ассоциацию с ЕС. Чего бы это ни стоило и Европе, и самой Украине.
И это было одно из главных обещаний предвыборной программы Порошенко, когда тот шел в президенты. Он, правда, промахнулся со сроками — говорил, что добьется всего за год. Тем не менее, для него это ключевой момент. Потому что пока не было этого подписания, его обвиняли в том, что он болтун. Что ничего сделать не может.
«СП»: — Вопрос, как скоро Европа придет к осознанию того, что снова наступила на грабли?
— Думаю, что они пришли уже к этому осознанию. Но ничего сделать не может. Европа слаба, разобщена, политические элиты и политики европейских стран страшно боятся Соединенных Штатов.
В общем-то, там достаточно здравомыслия. И очень многие политики реально оценивают масштабы той катастрофы, к которой движется Евросоюз, подталкиваемый в спину Соединенными Штатами. Но это ситуацию кардинальным образом не меняет.
А вот Евросоюз, открывая границы для украинской миграции, может прийти к той ситуации, когда территорию Европы будут делить на сферы влияния украинские нацистские группировки и исламистские. Ведь те, кто воевал в Донбассе в карательных нацбатальонах, ничего другого, кроме как воевать, грабить и убивать, не умеют. И, понятное дело, в Европу они пойдут за лучшей долей именно с этой целью. А оружие себе они там найдут.
Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов, в свою очередь, предлагает не драматизировать ситуацию:
— У украинских мигрантов есть одно преимущество — в отличие от арабских, которые плохо интегрируются в европейское общество, они это могут легко сделать, заняв непривлекательные рабочие места, которые не хотят занимать местные жители. То есть, те, где не требуется какой-то особой квалификации — рабочий на стройке, работник сферы услуг…
Более того, Европа сейчас в сложном положении. У нее есть определенные морально-политические обязательства перед Киевом. Они ведь должны хоть что-то дать Украине в обмен на то, что она отказалась вообще поддерживать отношения с Россией.
Но я не думаю, что все так уж катастрофично. Безвизовый режим всегда может быть отменен. То есть, если европейцы почувствуют, что совсем все плохо, они постараются исправить ситуацию. И могут ввести визовый режим обратно. Такие случаи бывали.
— Предложение ЕК пройдёт все инстанции и вступит в силу, — уверен преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачёв.
— ЕС необходимо хоть как-то поддержать руководство Украины. Дать ему возможность показать народу хотя бы одно значимое достижение. Безвизовый режим и будет этим достижением. Другое дело, что безвизовым он станет относительно. Те документы, которые украинцы раньше несли в консульство, они будут показывать на границе. Не исключено, что в соглашение о безвизовом режиме внесут пункт о возвращении виз на усмотрение ЕС. Возможно также сокращение безвизового периода с 90 дней до 30 в течение полугода. Скорее всего, данные поправки и оговорки внесут, и уже с ними безвизовый режим одобрят.
«СП»: — Что дает безвизовый режим для Украины?
— Безвизовый режим даёт возможность не ждать неделями в консульстве, не переплачивать турфирмам и иным посредникам, не «давать на лапу» сотрудникам консульств. В этом смысле дело упрощается — человек просто покупает билет, а все документы показывает на границе. Однако трудовые визы не отменит никто, и здесь ничего не изменится. Разве что ещё больше украинцев приедут под видом туристов, а затем попытаются незаконно трудоустроиться в Евросоюзе. Для европейских стран, правда, тоже есть своё преимущество: проблем с украинцами куда меньше, чем с выходцами с Ближнего Востока или Северной Африки. Их в качестве даже незаконных работников скорее готовы терпеть.
«СП»: — Какие риски для ЕС существуют в случае отмены виз с Украиной? Понимают ли их в Брюсселе?
— Да, риски отмены виз понимают, и потому европейцы наверняка пропишут в документе возможность «дать задний ход» и вернуть визы (по информации Reuters, этот вариант прописан в документе, представленном ЕК — прим.). Но по сравнению с нынешним потоком мигрантов из стран Азии и Африки риски куда меньше. Тем не менее, они есть. Увеличение числа незаконно работающих лиц, упрощение процедуры доступа в Европу для лиц с уголовным прошлым и настоящим. Может вырасти контрабанда всего угодно — от оружия из зоны боёв в Донбассе до сигарет и алкоголя. Тем не менее, поддержать украинские власти для руководства ЕС сейчас важнее. Иначе они распишутся в том, что весь «Майдан» затеяли зря.
Будут ли главные спонсоры Майдана давить на Нидерланды ради евроиллюзий Киева?
Украинский политолог Юрий Городненко оценивает перспективы предложения ЕК более скептически:
— Пока речь идет только об инициативе Еврокомисии. Она, кстати, не несет ответственности перед избирателями, поэтому может инициировать что угодно — хоть полет на Юпитер. Предложение должен рассмотреть Европейский Совет, который состоит из руководителей государств, и Европарламент, состоящий из избранных на всеобщем голосовании депутатов. Вот мнения этих двух институтов и надо дождаться, прежде чем делать выводы.
«СП»: — Европейцы не боятся расширения списка стран с безвизовым режимом на фоне миграционного кризиса и конфликта на Юго-востоке Украины?
— Киев видимо попросил, чтобы ЕС дал хоть какую-ту бумажку, хоть одно приятное слово произнес, чтобы сгладить горькую пилюлю голландского референдума. Европа продемонстрировала, что пустых обещаний ей не жалко.
«СП»: — Как отмечается в документе, такое предложение ЕК является следствием того, что украинское правительство успешно выполнило все критерии в рамках плана действий по визовой либерализации. Так ли это? Можно ли говорить, что Украина сегодня соответствует европейским критериям и готова стать частью Европы?
— Важно не то, соответствует ли Украина европейским критериям. Киев никто не собирается пускать на европейский рынок. Наоборот, западные финансовые группы собираются подсунуть Украину России. Не случайно Киев не вышел из СНГ, не ввел визовый режим с Россией. Даже из зоны свободной торговли СНГ Украина не вышла — ее действие в отношении украинского государства временно приостановила Москва. Соглашение об ассоциации Киева с ЕС фактически действует и западные товары потоком идут на Украину. Теперь Западу необходимо, чтобы этот поток транзитом хлынул через украинскую территорию на российский рынок. Поэтому Запад будет давить на киевский режим, чтобы тот согласился на урегулирование ситуации на Донбассе. В обмен Россию будут подталкивать к восстановлению режима свободной торговли с Украиной в рамках СНГ.
Перед российским руководством сложный выбор: сближаться с Украиной — значит содействовать западному сценарию; отказаться — значит, забыть о миллионах русских украинцев…