Канцлер Германии Ангела Меркель пыталась убедить Японию вступить в НАТО. Об этом, как передает ИА ТАСС, пишет газета The Japan News, англоязычное издание крупнейшего японского ежедневника Yomiuri Shimbun.
По данным газеты, предложение прозвучало в марте 2015 году, когда немецкий канцлер после семилетней паузы посещала Страну восходящего солнца с официальным визитом и встречалась в Токио с ее премьер-министром Синдзо Абэ. Тогда Меркель якобы и позвала Японию в Североатлантический альянс, уверив Абэ, что легко сможет «уговорить» премьера Великобритании Кэмерона и президента Франции Олланда, чтобы у тех не было никаких возражений.
Глава правительства Японии отреагировал, если верить The Japan News, в лучших традициях восточной дипломатии: «чтобы не быть невежливым», ответил, что это «может быть в будущем». Дав, тем самым, понять, что вступление страны в НАТО помешает переговорному процессу с Россией о заключении мирного договора и спорных территориях.
Обращает на себя внимание, что скандальная «утечка» произошла фактически накануне визита Синдзо Абэ в нашу страну и его встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, которая, как ранее сообщалось, пройдет 6 мая в Сочи.
Вопрос: случайно ли?
— У меня большие сомнения относительно того, что разговор, о котором пишет японское издание, вообще имел место, — комментирует ситуацию директор российского Института инструментов политического анализа Александр Шпунт. — Надо понимать, что НАТО — это Североатлантический альянс. Даже присутствие в нем Турции было достаточно спорным. И оправдывалось только тем, что у Турции есть европейская территория, которая находится вокруг проливов. А поэтому членство там Японии, или, например, Австралии — другого очень важного стратегического союзника Запада, просто технологически невозможно.
Меркель это прекрасно понимает. И, конечно, такой разговор просто не мог состояться.
Потом было бы очень странно, если бы переговоры о любом новом членстве в НАТО вели немцы, а не американцы, которые реально осуществляют управление НАТО.
«СП»: — Но Меркель ведь могла взять на себя такую миссию, допустим, по воле Вашингтона?
— Думаю, это совершенно невозможно. Скорее, речь могла идти о сближении Японии с НАТО, о некоторых форматах сотрудничества Японии с НАТО, которые, например, есть у Израиля, или у Филиппин.
«СП»: — Но Япония, как известно, уже входит в программу «Глобального партнёрства» с НАТО, наряду с той же Австралией, Южной Кореей, Ираком и рядом других стран…
— Я имею в виду, что этого вполне достаточно. Вряд ли речь идет о чем-то более серьезном. Тем более что у Японии есть собственный двусторонний договор с Соединенными Штатами. Оборонный договор, который, собственно говоря, и закрепляет систему тихоокеанского военного присутствия США.
Напомню, что Штаты отказались в свое время от создания в Тихом океане военного блока, заключив двусторонние договоры (у них есть такая метафора «ось и спицы», где ось — это США, а спицы — это союзники) с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и Австралией…
Что касается предстоящего визита Абэ в Россию, то он, безусловно, важен, но вряд ли решит проблему Курил. Надо, скорее, думать о другом.
«СП»: — Поясните?
— Надо думать о том, что Абэ — это самый воинствующий премьер Японии за все послевоенное время. Вот мы обычно говорим, что оборонный бюджет Японии всего один процент от ВВП. Но, во-первых, он уже не один процент — Абэ «перепрыгнул» эту цифру (пусть на очень небольшую величину, но это было знаковое решение). И второе — это один процент от огромной экономики.
Сегодня военный бюджет Японии по размеру равнозначен военному бюджету Франции. И больше, чем военный бюджет Германии.
Япония буквально на прошлой неделе запустила в небо истребитель пятого поколения, и стала четвертой страной в мире после Соединенных Штатов, Китая и России, у которой есть истребители технологии «стелс».
Японская армия — по крайней мере, по оценке военных специалистов — одна из самых перспективных армий XXI века. Потому что в отличие, например, от армии Саудовской Аравии, которая тоже тратит очень много денег на оборону, Япония — это высокотехнологичная держава. Она не просто закупает оружие у США, а производит собственное вооружение. В частности, тот самый истребитель Х-2, о котором я упомянул, это японский истребитель.
Эти военные амбиции Японии, так или иначе, должны проецироваться на политику.
«СП»: — Каким образом? Ведь вооруженные силы Японии до сих пор официально называются Силами самообороны…
— Прежде всего, это противостояние Китаю по поводу спорных островов в Южно-Китайском море. Второе — очень резкое охлаждение отношений с Южной Кореей. Япония никогда не была в особо близких отношениях с этой страной, но сегодня они достигли почти критического уровня. И третье — это попытка выстроить новый формат отношений с Соединенными Штатами, где Япония играла бы более серьезную роль.
В этом смысле публикация, о которой идет речь, — это, скорее, тестирование японского общества на какие-то новые идеи. Сам разговор — это все-таки фантазия. Попытка проверить, как отреагирует японское общество на сближение с НАТО.
Вряд ли это будет иметь прямое отношение к визиту Абэ. Хотя он, как я уже сказал, самый милитаристский премьер за всю послевоенную историю, по отношению к России это не сказывается. Поэтому Токио в отношении Москвы не переходит на уровень военных угроз и военных провокаций.
«СП»: — Кстати, повестка дня предстоящей встречи в Сочи достаточно нейтральная. Из официальных сообщений следует, что стороны планируют обсудить перспективы сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной сферах, а также ряд международных вопросов. То есть, острых тем касаться не будут?
— Именно так. Если хотите, это позиция Абэ: бессмысленно обсуждать вопрос, на который нет политического ответа. Решать надо те вопросы, на которые есть политический ответ. Сегодня спорные острова с Китаем для Японии гораздо более значимы, чем спорные острова с Россией. Потому что это проблему надо решать немедленно и сейчас. А спорные острова с Россией могут и подождать.
То, что должна в этой ситуации делать Россия, она уже делает. Я напомню, что у нас опережающий рост Тихоокеанского флота по отношению ко всем остальным флотам. Второе, у нас на Тихом океане идет перенос базы стратегических подводных лодок из Приморья на Камчатку. Что очень важный фактор. Это повышает и безопасность этих баз, и расширяет ареал их использования. Присутствие вдоль американских берегов, прежде всего.
Да, надо внимательно отслеживать рост военной мощи Японии. Но при этом не пытаться делать из этого выводы о том, что завтра Япония нападет на Курильские острова. Сейчас я не вижу для этого ни одной политической причины.
Заведующий сектором экономики и политики Японии Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО Виталий Швыдко также выразил сомнение по поводу «лестного предложения» Меркель:
— Все это слухи. С точки зрения общей логики и стиля взаимоотношений этих руководителей, такой разговор мне кажется маловероятным.
Другое дело, что, действительно, есть желающие подпитать политическую атмосферу подобными сомнительными сенсациями. Но уже по каким-то своим соображениям. И, разумеется, это может быть связано с предстоящим визитом Абэ. Поскольку есть те, в том числе и в Японии, кто считает, что это не совсем оправданный шаг. То есть, я не назвал бы это провокацией. Скорее, слухи просто легли на «удобренную почву», которая была готова их воспринять.
Надо сказать, что за последние несколько лет российско-японские отношения как-то не сильно изменились. Ни в худшую, ни в лучшую сторону. Есть определенный набор ожиданий (причем, и с той, и другой стороны), которые пока как-то не оправдываются. Потому что набор условий, которые имеются и со стороны России, и со стороны Японии, разный.
То есть, есть надежда, что можно прийти к некоему компромиссному решению, в том числе и по самым острым вопросам. Но пока каких-то весомых признаков того, что это происходит, нет.