Продолжение диалога Захарченко с Украиной о судьбе Новороссии
11 мая в Берлине прошла 12-я встреча руководителей внешнеполитических ведомств стран «нормандской четверки», посвященная украинскому урегулированию. Встрече предшествовали двусторонние переговоры между главой МИД РФ Сергеем Лавровым и его немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером, которые прошли за закрытыми дверями.
По итогам встречи «четверки» Штайнмайер был немногословен и заявил, что прорыва на переговорах не было, и в целом политический процесс идет «сложно», хотя и признал, то атмосфера была лучше, чем два месяца назад. Заявления Сергея Лаврова были чуть более оптимистичны. Он сообщил, что все главы ведомств подтвердили необходимость обеспечения проведения выборов в Донбассе. Они также признали необходимость амнистии, так как без нее полноценные выборы невозможны. Вместе с тем, Лавров добавил, что украинские власти по-прежнему не настроены вести переговоры напрямую с представителями Донбасса, поэтому о сроках выборов говорить трудно. Не было достигнуто и взаимопонимание по вопросу особого статуса Донбасса.
Заявление главы украинского МИД Павла Климкина только подтвердило слова Сергея Лаврова. Украинский дипломат сообщил, что о выборах не может быть и речи, пока не гарантирована их полная безопасность. А с учетом того, что режим тишины в регионе постоянно нарушается, говорить о такой безопасности явно не приходится. Налицо очередная попытка Киева затянуть решения этого вопроса. Впрочем, Климкин пообещал «пытаться достичь консенсуса».
Из немногочисленных достижений встречи можно отметить договоренность о подключении офицеров Совместного центра координации и контроля за соблюдением режима прекращения огня к реализации договоренностей по прекращению огня в Донбассе. Хотя прорыва в переговорах не произошло, очевидно, что они все же были более конструктивными, чем мартовские. Тот раунд стал откровенно провальным, и добиться хотя бы скромных результатов не удалось. Перед нынешней встречей пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков охарактеризовал ситуацию с выполнением Минских соглашений просто «плачевной». Тем не менее, ряд российских СМИ со ссылкой на собственные источники написал о том, что США и Брюссель усилили давление на Киев с тем, чтобы принять закон и провести выборы в Донбассе.
«Независимая газета» сообщила, что если раньше украинская сторона хотела, чтобы сначала прошла полная демилитаризация региона и передача контроля над границей с Россией, то теперь западные партнеры потребовали выполнять пункты соглашения в том порядке, в котором они изложены в документе. А это значит, что сначала в регионе должны пройти местные выборы, после которых будут определены границы киевского влияния на Донбасс.
Как заявил накануне переговоров замглавы МИД РФ Григорий Карасин, выборы должны пройти по украинским законам и под контролем международных наблюдателей. Причем закон может быть принят уже в конце мая, а само голосование пройти в июне-июле. Этот вариант поддерживает и Франк-Вальтер Штайнмайер, который заявил, что «минский процесс не может длиться вечно» и необходимо, наконец, сделать шаг вперед к окончательному разрешению ситуации.
Продолжение диалога Захарченко с Украиной о судьбе Новороссии
Положительным знаком в этом плане стала отставка представителя Украины в контактной группе Романа Бессмерного. Именно он был одним из самых упрямых сторонников точки зрения, что политические аспекты урегулирования возможны только после того, как Донбасс сложит оружие. Кроме того, замминистра иностранных дел Украины Вадим Пристайко в интервью «Голосу Америки» подтвердил, что Киев готов согласовать закон о выборах, чтобы «получить желательно этим летом уже легитимных представителей Луганска и Донецка, чтобы с ними вести переговоры». Он добавил, что украинские власти готовы взаимодействовать с этими людьми даже в Верховной Раде, правительственных структурах и местных органах власти.
Впрочем, и раньше представители украинских властей делали похожие заявления в западных СМИ, но на практике они ни к чему не приводили. Вот и сейчас раздается та же риторика о том, что Киев и хотел бы выполнять соглашения, да не сложились подходящие условия.
Еще одна проблема в том, что даже если Киев согласиться пойти на уступки, неизвестно, удовлетворят ли они представителей ДНР и ЛНР. Одновременно с переговорами 11 мая в ДНР праздновали двухлетие республики. Лидер республики Александр Захарченко, поздравляя земляков с праздником, сказал, что они «добились права жить в собственной стране, пройдя через суровые испытания и трудности». «Мы с уверенностью смотрим в будущее и твердо уверены в том, что наши дети и внуки будут жить в независимой и процветающей стране», — подчеркнул он. Сочетается ли это с реинтеграцией в состав Украины, о которой фактически идет речь в случае выполнения Минских соглашений?
Полпред ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин 11 мая заявил, что конфликт в Донбассе можно было бы решить в кратчайшие сроки, если бы Киев проявил к этому политическую волю, которой сейчас не наблюдается. Возможно, что такая воля будет навязана Киеву Западом, который откровенно устал от украинского конфликта и хочет как можно скорее разрубить этот Гордиев узел. Вопрос в том, победит ли эта усталость нежелание некоторых политических кругов идти на компромисс с Россией?
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Леонидович Жарихин считает, что до реального прогресса еще далеко.
— Киевские власти в своей публичной пропаганде загнали себя в угол, из которого трудно выбраться. Не исключаю, что они сделали это сознательно. Предвидя, что на них начнут давить и заставлять выполнить свою часть Минских соглашений, они методично создавали ситуацию, когда смогут сказать, что сами рады бы это сделать, но народ и депутаты против. Они хотят показать, что если правительство начнет выполнять соглашения, народ взбунтуется и снесет их. Тогда к власти придут радикалы, и всем будет только хуже. Это сознательный шантаж с их стороны.
Тем более что Запад давит не так уж сильно, как бы входя в положение властей. При этом они не признают, что это положение создали сами же украинские власти своими действиями, высказываниями и государственной пропагандой в целом. Разве на Западе не видели, что больше года руководители Украины, которые сами подписали Минские соглашения, откровенно и публично заявляли, что эти договоренности не соответствуют интересам страны и они никогда не будет их выполнять? Это все проговаривалось вполне открыто. Но Запад на это никак не реагировал, попустительствуя такому развитию событий. Именно поэтому пресс-секретарь президента сказал, что ситуация плачевная и обсуждение будет очень непростым.
«СП»: — Даже если Киев удастся склонить к выполнению соглашений, не слишком ли поздно? Захотят ли народные республики Донбасса идти на «реинтеграцию» с Украиной?
— Донбасс пойдет на тот компромисс, на который уже пошел в рамках Минских соглашений. Но только если Киев будет выполнять пункты этих договоренностей в прописанной последовательности. Об этом представители ДНР и ЛНР говорили всегда. Но пока что Киев по-шулерски выдергивает отдельные положения соглашений, спутывает заложенную последовательность действий и их содержание. А это не приемлемо для Донецка и Луганска. Долгое время Запад смотрел на такую политику Киева достаточно благосклонно. Но сейчас, похоже, они начали понимать, что в этой ситуации свалить невыполнение соглашений на Россию и Донбасс практически невозможно. Поэтому они начали давить на Киев с требованием если не выполнить соглашения, то хотя бы на словах заявить о готовности это сделать. Потому что до сих пор Киев давал понять, что и не собирается их реализовывать.
Боюсь, что сейчас на Киев давят не для того, чтобы он действительно выполнял соглашения, а только создал видимость, что готов это сделать. А это открывает путь для того, чтобы снова свалить всю вину за срыв процесса на Москву и Донбасс.
«СП»: — То есть прорыва в выполнении соглашений пока ждать не стоит?
— Мне, как гражданину, очень хотелось бы, чтобы такие перспективы просматривались. Но как политолог я пока не вижу для этого реальных предпосылок, и, главное, реального желания Киева выполнять эти соглашения. Пока что есть только желание саботировать их любым способом и свалить вину на другую сторону.
Заместитель заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин не исключает, что продавить закон о выборах в Верховной Раде все же удастся.
— Есть признаки, по которым можно судить, что давление на Киев оказывается. Особенно очевидно это стало после визита на Украину Виктории Нуланд в начале мая. Тогда произошла утечка информации, что Нуланд настаивала на проведении выборов уже летом. Затем, правда, это заявление было дезавуировано и в пресс-конференцию не вошло. Тем не менее, фраза о необходимости выполнения соглашений прозвучала.
Во многом развитие ситуации будет зависеть от того, как пройдет анонсированный Нуланд визит госсекретаря на Украину и его поездка в Европу, где будет обсуждаться и украинская проблематика. Что касается европейского давления, и план Штайнмайера, и план Морелли, согласованный с американцами, свидетельствуют о том, что они заинтересованы в скорейшем политическом урегулировании конфликта.
Мне кажется, что закон о выборах может быть продавлен американцами и европейцами. Но украинская сторона наверняка будет настаивать на уступках со стороны России. Возможно, будет стоять вопрос о персоналиях из ДНР и ЛНР, которых Киев не хочет видеть в качестве стороны переговоров. Не исключено, что будет подниматься и вопрос о миротворческой миссии ОБСЕ: будет ли она вводиться вообще, если да, то только ли в зоне разграничения или по всей территории, в том числе на границе. Принятие закона о выборах в принципе возможно, но вероятность их проведения в течение трех месяцев после этого не очень высока. У сторон остается слишком много вопросов, как политических, так и технических.
Мне кажется, что пока все идет к выборам под международным контролем и умеренной реинтеграции на политическом уровне, но не де-факто. Речь о том, чтобы во главе республик стали люди, с которыми можно официально вести переговоры, так как они будут одновременно устраивать и Москву, и Киев, и Запад.
«СП»: — Вопрос еще в том, пойдут ли на это в народных республиках. Только сегодня Александр Захарченко говорил о том, что жители ДНР отвоевали свое право на независимость…
— Естественно, нынешняя элита ДНР и ЛНР хочет, чтобы государственность укреплялась, а сами они остались на своих постах. Но дело в том, что эта проблема существует в международном контексте. Поэтому заявление Захарченко — это, конечно, важный аспект для внутренней политики, настроя населения, отношения к нему лично. Но если в международном контексте будет идти речь о политическом урегулировании на уровне России, Украины, Евросоюза и США, то фигуры, управляющие республиками, будут иметь второстепенное право голоса. Они не могут принимать окончательное решение, и их мнение будет носить в лучшем случае совещательный характер.
«СП»: — Часто говорят о том, что Киеву выгодно затягивание конфликта в нынешнем виде. Что может заставить их пойти на урегулирование?
— На самом деле правящий класс Украины с большим удовольствием вообще отказался бы от Донбасса, но признаться в этом они не могут. А замороженный конфликт выгоден Киеву только в том случае, если будут продолжены санкции против России, а сами они будут и дальше получать западные кредиты. Если же этого не будет, Украине придется принимать закон о выборах и изменить свою точку зрения на особый статус этих территорий.
Нейтралитет власти разрушает национальное самоуважение
Для Европы реинтеграция Донбасса в Украину с неким особым статусом — предпочтительный сценарий. Тем более что вопрос о ширине этого статуса тоже наверняка вызовет массу противоречий у сторон. Но есть причина, по которой все так спешат. Чем больше проходит времени, тем больше ДНР и ЛНР сближаются с Россией. Экономическая интеграция, будь то в виде поставок угля или гуманитарной помощи, вместе с политическим патронажем, приводят к тому, что ментально население все больше уходит в сторону России. С каждым месяцем затяжки реинтеграция в Украину будет все более сложной.
«СП»: — Если Киев все же заставят принять закон о выборах и согласиться на их результаты, какую реакцию это вызовет внутри самой страны?
— Это может вызвать негативную реакцию со стороны националистических кругов Украины, а в Верховной Раде использоваться в антиправительственной риторике. США, конечно, вынуждены считаться с характером тамошней политической элиты, но, думаю, степень их влияния достаточна, чтобы этот продавить закон. Оппозиция на Украине не системна, даже те силы, которые используют националистические лозунги, чаще всего делают это в популистских целях. Если остро встанет вопрос о прекращении кредитования, закон о выборах принять можно. Другой вопрос — его реализация, как и реализация особого статуса Донбасса.
Член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ Богдан Безпалько считает, что США готовят очередную симуляцию выполнения Минских соглашений.
— Безусловно, в полном объёме «Минск-2» выполнен не будет. Просто американским политикам нужно что-то предъявить. Особенно, накануне очередных выборов президента США. Понятно, что Обама уходит с нехорошим багажом. Его «достижения» сводятся к агрессии против Ливии, продолжению войны в Афганистане, к туго завязанному ближневосточному узлу противоречий, плюс Украина.
«СП»: — То есть, Вашингтон оказывает давление на украинское руководство, чтобы более тщательно сымитировать выполнение «Минска-2»?
— Думаю, да. Я убеждён, что США по-прежнему заинтересованы в уничтожении ЛНР и ДНР. А Украина нужна им как инструмент для дестабилизации России, арена для ведения вялотекущей и опосредованной войны против РФ. Так что всё это «дары данайцев». Естественно, если Белый дом займёт г-жа Клинтон, внешняя политика США будет ужесточена, в то время как Трамп может преподнести приятный сюрприз.
«СП»: — Возможен ли компромисс между Россией и США по украинскому вопросу?
— Только в том случае, если американцы поймут, что продолжение эскалации будет чревато для них потерей по другим вопросам. С американцами можно делить сферы влияния, но для этого Россия тоже должна откуда -то уйти. Но мы, вообще-то, никуда и не влезали, так что торговаться нечем. В 1990 гг. наша страна и сама ушла откуда только возможно — из Кубы, Восточной Европы, Вьетнама.
«СП»: — Единственное место за пределами постсоветского пространства, где присутствует РФ, это Сирия…
— Не исключаю, что эта история и затевалась для того, чтобы была возможность играть с американцами «на двух досках». В противном случае наши переговорные позиции стремились бы к нулю. На самом деле, Украина это и так наша граница — дальше отступать просто некуда. Как откровенно сказал один польский журналист, Запад успокоится только в случае самоубийства России.
Кстати, Сирия это немного другая история. Эта страна также отказалась сдавать свой суверенитет и боролась за него на протяжении пять лет. Только после этого Москва согласилась поддержать законные власти, вступив в войну с международными террористами и их спонсорами. Правда, в ограниченном масштабе, но весьма эффективно.
«СП»: — Что, конкретно, не устраивает Запад и Киев в Минских соглашениях, если в результате их имплементации независимые республики возвращаются под украинскую юрисдикцию, пускай, и с некоторыми оговорками?
— Даже те ограниченные реформы, которые они предполагают, способны запустить процессы децентрализации и настоящей федерализации Украины. Постсоветская государственность здесь выстраивалась, таким образом, что настоящий («свидомый») громадянин живёт на западе страны, в отличие от того, который проживал в Крыму или на Юго-Востоке. Последние должны подчиняться всем требованиям, а не только демонстрировать формальную лояльностб государству. То есть, разделять чужие религиозные, социокультурные, исторические ценности. Если Минские соглашения начнут реализовываться, то жители Юго-Востока превратятся в полноценных граждан. Они смогут отстаивать свою цивилизационную идентичность.
Более того, в аналогичные процессы происходят на Западной Украине, в Галиции и Закарпатье, жители которых стремятся к автономии. Кстати говоря, у Галиции есть все шансы войти в состав ЕС. Тем более, что её население и так уже давно мигрировало на территорию Евросоюза, промышленности нет. Это позволит ЕС расширить рынок сбыта, практически ничего не вкладывая.
Нынешние власти и их кураторы опасаются, что модель унитарного националистического государства просто рухнет. Киев раньше управлял этими разнородными территориями с помощью механизма перераспределения региональных доходов. За счёт этого элита на Банковой могла влиять как на восточные регионы, так и на западные. Проблема в том, что это не просто сверхцентрализованное государство — на него как бы сверху наброшено «лоскутное одеяло» в цивилизационном плане.
Доцент Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко пока не видит никак подвижек в украинском урегулировании.
— Во-первых, любой шаг в сторону реализации «Минска-2» будет означать удар по администрации Порошенко. Пока Запад заинтересован в сохранении его власти, поэтому давить сильно на него не будут. Поскольку альтернативой может быть только хаотизация и дальнейший распад Украины. А он заинтересован в сохранении единого государства любой ценой.
Второй важный момент — любую подвижку будут преподносить как уступку народным республикам. Плюс на Западе не хотят, чтобы Россия выглядела победительницей. Отсюда его тактика — постоянное затягивание статус-кво. Так что мы идём к очередному замороженному конфликту в Восточной Европе.
«СП»: — К чему тогда все разговоры про коррупцию и некомпетентность со стороны Виктории Нуланд, активное размахивание финансовым «кнутом» участниками миссии МВФ в Киеве, отставка «бескомпромиссного» переговорщика Романа Безсмертного, представлявшего Украину в политической подгруппе на переговорах в Минске?
— Это всё частности. Система выстроена, таким образом, что подобными косметическими мерами ничего исправить невозможно. Пока вырисовываются только два варианта компромисса между Россией и США — мы получаем второе Приднестровье и начинаем долгий мучительный переговорный процесс. Он может быть разрешён только на пути федерализации Украины. Второй вариант — карабахская модель.
По мнению председателя Комитета государственного строительства Новороссии Владимира Рогова, не стоит обольщаться по поводу приезда помощника государственного секретаря в Киев накануне майских праздников.
— Скорее, она занималась подготовкой визита своего шефа Джона Керри. Г-жа Нуланд анонсировала, что к концу весны глава Госдепа США должен побывать с прощальным визитом на Украине. Почти одновременно руководитель Пентагона Эштон Картер выразил пожелание заехать на Украину.
«СП»: — С учётом профиля возглавляемого им ведомства звучит практически как угроза…
— Так или иначе, сразу после окончания визита Нуланд местные СМИ буквально взорвались страшилками про «зраду».
«СП»: — Что обнадёживает, обычно, такое приходится слышать, когда от украинской квазиэлиты требуют выполнения минских договорённостей.
— Как бы то ни было, Виктория Нуланд чётко заявила, что Украина должна выполнять «Минск-2». Это уже хороший знак. Поскольку до недавних пор американцы не говорили об этом вслух. Предпочитая в одностороннем порядке обвинять ДНР и ЛНР, а также Россию, которая даже не выступает стороной переговоров, а всего лишь посредник. Такой же как Германия или Франция.
На мой взгляд, хитрый план Порошенко (ХПП) состоит в том, чтобы осенью провести перевыборы на контролируемой Киевом территории, вывести из парламента остатки группы Яценюка и завести своих партнёров — представителей «Новой Силы», «Оппозиционного блока»
«СП»: — Заокеанские спонсоры не против проведения такой спецоперации?
— Разумеется, в Вашингтоне понимают, что Порошенко это не по зубам. В связи с чем его кураторы неоднократно озвучивали запрет на проведение парламентских выборов. Понятно, что в этом случае рухнет вся властная конструкция, и ничем хорошим для американцев это не закончится. С этим связаны более жёсткие действия и одёргивания Порошенко со стороны западных «партнёров».
Юрий Городненко: «Нахождение Галичины в составе „незалежной“ можно поставить под вопрос»
На мой взгляд, их главное пожелание — не делать лишних телодвижений до того, как придёт новая администрация. Американцы явно готовятся поставить ситуацию на Украине на паузу (ситуация «ни мира, ни войны»). Чтобы новый незамазанный ставленник с новыми силами занялся вопросом украинского «урегулирования».
А сейчас США, вообще, не до Украины. Сыпется всё, включая подготовленное соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве. В результате демократке Клинтон практически нечего предъявить избирателю из «наследия Обамы». Перевыборы на Украине и развал всей политической вертикали, которая на протяжении последних двух лет выстраивалась под американским протекторатом, естественно, не входят в планы уходящей администрации.
Проще говоря, Нуланд пригрозила Порошенко тем, что его заставлят выполнять Минские соглашения, если он продолжит грезить парламентскими выборами на Украине.