Организатор блокады Крыма требует у Киева компенсации за потерянное на полуострове имущество
Турция может смягчить позицию в отношении сирийского президента Башара Асада на фоне перелома, которого удалось добиться курдам на севере Сирии. Об этом сообщило агенство Reuters.
Отмечается, что Анкара готова скорректировать свою внешнюю политику — пойти на уступки и снизить свои требования к Асаду, если режим поможет предотвратить создание курдской автономии на своей территории. Смягчение позиции Анкары в отношении Асада теоретически может помочь сгладить отношения с Россией, которые были испорчены после того, как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24М в ноябре прошлого года, замечает Reuters.
Издание напоминает, что как только новый премьер-министр Бинали Йылдырым — ближайший соратник Реджепа Эрдогана — вступил в должность, он сразу же заявил, что Турции необходимо «увеличить количество друзей своей страны и уменьшить количество ее врагов». Что явилось молчаливым признанием отхода Анкары от своей прежней агрессивной политики. И хотя Эрдоган по-прежнему сохраняет абсолютную власть в Турции, в том числе и над внешней политикой, и является одним из самых яростных критиков Асада, эксперты Reuters отмечают, что турецкий президент готов смягчить свою позицию. Поскольку курдские отряды YPG при поддержке США укрепляют свои позиции рядом с турецкой границей, что играет на руку связанной с ними и запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана (РПК).
Как заметил один из представителей правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в интервью Reuters, политика Турции и Сирии схода только в одном — оба правительства не поддерживают курдскую автономию. «И единственное, что может изменить Турция в своей позиции, это перестать настаивать, чтобы Асад ушел», — отметил аналитик известного турецкого «мозгового центра» USAK (Международной стратегической исследовательской организации).
Организатор блокады Крыма требует у Киева компенсации за потерянное на полуострове имущество
С одной стороны, в нынешних условиях, когда в российских СМИ турецкий президент предстаёт одним из главных врагов страны (хотя нашим другом он никогда и не был), компромисс между Анкарой, Дамаском и Москвой кажется невозможным. Тем более что Россия, по некоторым данным, пусть и осторожно, но оказывает поддержку сирийским курдам. С другой стороны — не стоит забывать, что многочисленные сирийские спецслужбы нередко ведут свою игру в конфликте, тем более что некоторые разведведомства по-прежнему больше ориентированы на Иран, чем на Россию. А Тегеран, напомним, до недавнего времени активно выступал против предоставления курдам любой формы автономии.
Директор информационно-аналитического центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов считает, что есть все признаки того, что Турция после смены премьер-министра пытается выработать новый вектор в своей политике — как региональной, так и глобальной, в частности, по отношению к Сирии.
— Асад объективно остается у власти, поток критики в его сторону резко сократился. Американцы сейчас активно продвигают курдский проект, хотя пока они четко не обозначили — готовы ли они завершить его созданием курдской государственности или просто готовят какие-то административно-территориальные реформы, причем также непонятно где — в Ираке, Турции или в Сирии. Учитывая, что курдские формирования при поддержке США как с воздуха, так и на земле принимают участие в боевых действиях, в частности за Ракку и приграничный город Манбидж, они получают право на завоевание дополнительных территорий.
Турция, которая испортила отношения с Россией и которая пыталась скоординировать свою политику в отношении курдов, сейчас осталась в одиночестве — диалог по Сирии в основном ведется между Москвой и Вашингтоном. И Анкара со своей прежней позицией интегрироваться в эту связку не может. Если Асад захочет подставить под удар турецкую государственность, то он может пойти на признание курдской автономии, и таким образом в регионе де-факто появятся две автономных области — в Сирии и Ираке. А между этими клещами оказываются турецкие курды, которые ведут ожесточенную войну с центральными властями, и которые также претендуют на автономию…
В нынешних условиях Анкаре больше ничего не остается, как искать пути налаживания отношений с Москвой. Как пишут турецкие СМИ, между нашими дипломатами сейчас идут секретные переговоры — якобы по выработке приемлемой формулы примирения. Как известно, президент Турции Реджеп Эрдоган также написал письмо Владимиру Путину, в котором он поздравил россиян с Днем России и пожелал, чтобы отношения между странами вышли на «заслуженный уровень». И хотя это письмо носит протокольный характер и приурочено ко Дню России, но здесь есть определенные намеки, поскольку раньше мы поздравляли турок, что называется, через голову — сразу обращаясь к народу. Здесь письмо персонифицировано. Кроме того, есть информация о том, что в виде посредников на переговорах Москвы и Анкары могут выступить Александр Лукашенко или Ильхам Алиев.
Таким образом, Турция действительно ищет варианты по сближению с Россией и готова признать Асада как лидера, правда, с определенными оговорками в духе Запада — до проведения демократических выборов
— Башар Асад находится в позиции обороняющегося, и непонятно, есть ли у него возможность отступить, поскольку за его спиной стоят Россия и Иран, — говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — А вот Турции в нынешней ситуации приходится отступать практически неизбежно, поскольку Анкара умудрилась поссориться практически со всеми без исключения своими соседями. И так дальше ей жить, никому ни в чем не уступая, довольно сложно. И это при том, что турки практически ничего не добились из того, что хотели изначально. Но на данный момент Сирии и Ирану, которые, конечно, всегда выступали против создания курдской автономии, не с руки воевать с курдами. Все-таки по факту — они союзники в борьбе с «Исламским государством» *, и добавлять себе еще одного противника в виде курдов не готовы, тем более что Россия будет категорически против этого.
Куда завели Меркель компромиссы с турецким президентом
Однако военный эксперт Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид) придерживается другого мнения.
— Сейчас Асад пытается удержаться на балансе между Ираном и Россией, причем между ними есть серьезные противоречия. Турки пытаются и будут дальше пытаться наладить отношения с Россией — это логично, поскольку для нас создание курдского коридора в Сирии также не выгодно. Дело в том, что Иран к нему проявляет достаточно большой интерес в плане прокладки южного маршрута газопровода в Европу. То есть северный маршрут по такому проекту может пройти через Иракский Курдистан, а вот южный — в обход Турции по территории курдской автономии (если, конечно, в дальнейшем курдские отряды при поддержке США и ряда стран Европы перекроют сирийско-турецкую границу, взяв Манбидж, а затем — Джераблус). Поэтому, скорее всего, цель публикации Reuters — дать сигнал не Асаду, а России.
Скорее всего, речь идет о том, что Эрдоган предлагает совместные действия, а так как его интересуют только курды, то, очевидно, — какой-то компромисс именно по этому вопросу. Кроме того, не надо забывать и о том, что между правительственными войсками Сирии и курдами периодически происходят серьезные стычки. Например, в Хасаке.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.