Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Brexit пробуждает «Четвертый Рейх»

Германия намерена создать «супергосударство» на обломках Евросоюза

8585

Германия и Франция подготовили проект реформы Евросоюза. Об этом в понедельник, 27 июня, сообщает польский телеканал TVP Info. В его распоряжении оказалась копия 9-страничного документа, подписанного министерствами иностранных дел двух стран.

Фактически речь идет об ультиматуме, предъявленном Парижем и Берлином другим странам Евросоюза. Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер должен представить этот документ странам Вышеградской группы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша) в Праге, где главы внешнеполитических ведомств встречаются, чтобы обсудить последствия Brexit.

Согласно проекту, страны-участницы фактически лишаются права на собственную армию, собственные спецслужбы, собственный Уголовный кодекс и национальную валюту. Планируется создание единой спецслужбы, а также налоговой и визовых систем. Государства, входящие в союз, будут крайне ограничены в контроле за собственными границами, а также в приеме и переселении беженцев. Проект также предусматривает ведение общей внешней политики и также ограничение роли НАТО на европейском континенте.

«Если предлагаемый документ будет утвержден, то вместо Европейского союза будет создано единое европейское супергосударство, которое будет зависеть от самых сильных европейских игроков», — резюмирует TVP Info.

В этом едином европейском государстве самый веский голос имели бы самые сильные на сегодняшний день игроки ЕС. Более того, это предложение звучит в ультимативной форме, подчеркивает Wirtualna Polska.

Читайте по теме

«Это, конечно же, плохое решение, потому что с тех пор, как придумали ЕС — такой политический организм, многое изменилось», — заявил глава польского МИД Витольд Ващиковский. «Общественные настроения стали другими, Европа и наши избиратели не хотят отдавать ЕС в руки технократов. В связи с этим я буду об этом говорить: на самом ли деле это правильный рецепт ввиду брексита».

— Можно точно сказать, что такой документ существует, — утверждает обозреватель ИА REGNUM политолог Станислав Стремидловский.

— Он был размещен на сайте телеканала TVP.info — это «третья кнопка» государственного Телевидения Польши. Практически сразу же меморандум двух министров, немецкого и французского, прокомментировал третий, глава МИД Польши Витольд Ващиковский. Если бы речь шла о журналистской фантазии или, тем более, сознательной провокации, то вряд ли Ващиковский стал бы участвовать в этом, слишком многое стоит на карте. Вопрос в том, каков юридический статус этого документа. Пока создается впечатление, что это, скорее, разведка боем. Я не исключаю того, что его «авторы» направили меморандум по различным адресам, но остро и публично откликнулись только в Польше. В итоге Варшава «засветила» свои амбиции претендента на роль идеолога Евросоюза, конкурирующего с Берлином и Парижем, а заодно раскрыла свои позиции. Так, министр иностранных дел Польши подтвердил, что предложение о создании общей пограничной службы Варшава считает приемлемым. Торг начался.

«СП»: — Насколько вообще возможно описанное «супергосударство» в Европе. Ведь ЕС изначально создавался совершенно на других принципах… Будет ли такой ЕС жизнеспособен?

— Ну, а почему бы и нет? Как говаривал отец Браун: «Я могу поверить в невозможное, но не в невероятное». А если говорить о проекте «супергосударства», то его даже трудно назвать невозможным, не говоря уже о невероятном. Другой вопрос, что это образование, конечно, уже будет не Европейским союзом, а чем-то другим. Можно назвать это образно «Четвертым рейхом с человеческим лицом», можно возрожденной Священной Римской империей германской нации. Напомню, что императора Священной Римской империи избирали семь курфюстов — три князя Церкви и четыре светских князя. Шесть стран-основателей ЕС — Германию, Францию, Италию, Нидерланды, Бельгию и Люксембург — мы уже имеем, они сегодня активно проводят совещания в этом узком составе. Осталось найти седьмого, может быть, Ватикан, и можно учредить новую империю и избрать нового императора.

«СП»: — Глава МИД Польши уже назвал инициативу «плохим решением». Какой еще реакции ждать от стран-членов ЕС? Многие ли подпишутся под предложенным проектом?

— Пока что реакция последовала только от Варшавы, остальные молчат. Президент правящей партии «Право и Справедливость» Ярослав Качиньский объявил, что у него есть свой альтернативный проект реформы Евросоюза. Речь идет о создании конфедерации европейских государств, своего рода денонсации Лиссабонского договора. Правда, пока трудно понять, как Качиньский намерен сочетать идею усиления ЕС в сфере международной и военной политике с тем, что Польша скептически относится к идее создания общеевропейской армии. И есть еще вопросы тактики — глава правящей партии ставит вопрос так, чтобы вслед за британским премьером Дэвидом Кэмероном в отставку ушло руководство Евросоюза — как минимум, Еврокомиссии (Жан-Клод Юнкер) и Европейского совета (Дональд Туск). Но с чего бы тогда брюссельской бюрократии и ее направляющей силе из одной хорошо известной нам европейской страны поддерживать инициативы Варшавы?

«СП»: — О чем говорит тот факт, что Брюссель попросил Лондон как можно скорее начать процедуру выхода? А то, что Европарламент грозит лишить английский статус официального языка ЕС? Это эмоции или стремление как можно быстрее избавиться от «зараженного органа»? Попыток переиграть решение британцев посредством повторного референдума или привода к власти еврооптимистов не будет?

— Нет никакого «Брюсселя» в этом вопросе. Есть разные мнения. Кто-то может быть и хочет «наказать» Британию и Кэмерона за решение избирателей, но та же немецкий канцлер Ангела Меркель настроена более спокойно, предлагая не торопиться и начать переговоры с Лондоном о том, как он видит свое будущее.

«СП»: — Как вы оцениваете фактическое создание единой разведки, вооруженных сил, расширение полномочий европейского генерального прокурора? Для чего ЕС такое усиление силового блока? После выхода Британии усиливаются угрозы для Европы?

— Пока еще это только декларация о намерениях…

«СП»: — Можно ли сказать, что Брюссель сделал выводы, проанализировав причины Brexit? Правильные ли эти выводы?

— И опять же нет оснований говорит, что Брюссель проанализировал эти причины и сформулировал свою позицию по этому вопросу. Сейчас идет обмен мнения, оживленная дискуссия, в ход пошли старые заготовки и вбросы, лидеры европейский государств прощупывают позицию друг друга. Это процесс не быстрый, нужно проявить терпение и подождать, пока не будет ясным новый баланс сил в Евросоюзе.

Создать такое образование будет очень сложно, но ничего принципиально невозможного тут нет, — уверен историк Александр Елисеев.

— Если такой план реально существует, то следует предположить готовность следовать ему какой-то части элит. Ну, а где элиты, там и ресурсы.

«СП»: — Действительно ли опасность развала ЕС настолько серьезная? Почему такая нервная реакция у Германии и Франции?

— Всё очень серьезно, евроскептицизм только усиливается, что отражают результаты опросов общественного мнения. Англия показала готовность избирателей послать Брюссель куда подальше. А ведь националисты Франции, Австрии, Нидерландов и других стран уже готовы инициировать подобные референдумы…

«СП»: — Вызовет ли навязывание этого плана раскол в ЕС?

— Сопротивление этому будет мощное, как на уровне отдельных национальных правительств, так и общественно-политических коалиций. Франция и Германия (если только такой план не фейк) очень сильно рискуют резко усилить волну евроскептицизма. Хотя, при правильной постановке вопроса, можно создать и сильное движение Европейского национализма — с требованием формирования европейской политической нации. Но, в любом, случае, усиление раскола — неизбежно.

«СП»: — Как к этому отнесутся в Вашингтоне?

— Разумеется, отнесутся плохо. Однако, тут не всё так просто, и есть одна тонкость. В самой Америке (как и в других западных странах) действуют «национал-бюрократы» и «транснационалы». Последним важно, в конечном итоге, демонтировать все национальные государства, да и сам ЕС — в пользу создания всемирного квазигосударства (пресловутого «мирового правительства»). Здесь можно вспомнить хотя бы известного философа Э. Тоффлера с его идеей «Всемирного совета глобальных корпораций». Да ведь основа для такого совета уже есть. Это малоизвестная, но крайне влиятельная Трансатлантическая политическая сеть, в которую входят мощные корпорации (Microsoft, Siemens, BASF, Bertelsmann, AT&T, Nestle и т. д.). При этом, готовится подписание договора о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве (ТТИП). И еще в 2009 году, не особо афишируя это, Европарламент принял решение о создании Трансатлантического политического совета, состоящего из американских и европейских парламентариев.

Грядет создание «Соединенных Штатов Америки и Европы» — основы всемирного «государства», тирании ТНК. Поэтому распад ЕС может привести к усилению именно трансатлантической интеграции. Как, собственно, и конфликт между Вашингтоном, с одной стороны, и Парижем и Берлином — с другой. Не исключено, что евроскептики и националисты заключат тайный или явный пакт с США. А у Франции и Германии появится острая нужда искать союзников вне цивилизационного пространства Запада.

«СП»: — Проект предусматривает ограничение роли НАТО на европейском континенте. Могут ли вооруженные силы ЕС и НАТО существовать параллельно?

— Бесконфликтное сосуществование здесь крайне сомнительно. Если уж Европейская армия и возникнет, то она будет «воевать» (пусть и в режиме «холодной войны») с НАТО. Создание же новой армии вполне реально, если элиты ЕС реально хотят сохранить Единую Европу. Всё дело в желании и ресурсах. Остальное — приложится.

Политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок не видит принципиальных отличий между тем, как сейчас действует ЕС, и тем, что предлагается в документе о создании «супергосударства».

— Как НАТО — это на самом деле США плюс все остальные, так и ЕС — это Германия плюс Франция и все остальные.

Наличие всё более мощных центробежных сил в ЕС, наиболее выпукло продемонстрированных недавним Brexit’ом, однозначно указывает руководству Германии на необходимость реформ в союзе. Реформы, в самом общем виде, могут быть связаны либо с децентрализацией, либо с централизацией. «Мягкие» евроскептики, скажем «Альтернатива для Германии» или венгерский «Фидес», настаивают на сохранении ЕС, но при его существенной децентрализации. Однако лидеры Германии, руководствуясь какими-то своими соображениями, решили идти другим путём, форсируя централизацию.

«СП»: — Можно ли сказать, что это попытка Германии сломать уравниловку в ЕС? Некоторые эксперты сразу после Brexit говорили о превращении ЕС едва ли не в «четвертый Рейх»…

— По большому счёту, ЕС — это и есть «уравниловка», достаточно привести в качестве примера требование Берлина по приёму всеми странами-членами ЕС экономических мигрантов из мусульманских стран по квотам, а также добровольно-принудительное единогласное принятие и продление антироссийских санкций.

Требование евроскептиков — устранение «уравниловки» либо за счёт выхода своих стран из ЕС, либо за счёт децентрализации существующего союза. Германии экономически выгодно как сохранение ЕС, так и евро как единой валюты для большинства стран союза. Центробежные силы в ЕС Берлин хочет сдержать ещё большей «уравниловкой».

«СП»: — Глава МИД Польши уже назвал инициативу «плохим решением», пишет Wirtualna Polska. Какой еще реакции ждать от стран-членов ЕС? Многие ли страны ЕС подпишутся под предложенным проектом?

— Польша в Евросоюзе занимает двоякое положение. С одной стороны, Варшава существенно более чутко прислушивается к Вашингтону, чем к Берлину и Брюсселю. С другой, у Польши есть свои собственные интеграционные амбиции — Варшава желает стать, если угодно, Берлином для Восточной Европы. Отсюда создание Вышеградской группы (Польши, Чехии, Словакии и Венгрии) и активное финансирование евроинтеграционных процессов на Украине, в Белоруссии и ряде других стран бывшего СССР. Варшава хотела бы оставить за собой право проводить собственную «восточную политику», что в условиях более жёсткой централизации ЕС под началом Берлина и Парижа будет затруднительно.

В том виде, в котором документ о «супергосударстве» сейчас представлен в СМИ, он вызовет бурные протесты не только евроскептических партий, но и руководства самих европейских государств. Однако при изменении некоторых формулировок и сглаживании острых углов, при этом оставляя неизменной суть, Берлин в ближайшей перспективе вполне в состоянии попробовать «продавить» постепенное усиление централизации. Вопрос лишь в том, сможет ли давление Берлина переломить центробежные силы внутри ЕС.

«СП»: —  Сегодня ЕС, в отличие от НАТО, пока не располагает полноценной политической и командной структурой, обладающей необходимыми политико-стратегическими, военно-стратегическими и операционно-тактическими рычагами. Кроме того, проведение Евросоюзом как гражданских, так и военных операций в рамках общей политики безопасности и обороны связано со значительными финансовыми расходами. Именно по этим причинам создание вооруженных сил ЕС постоянно откладывается. Возможно ли оно сейчас форсированными темпами?

— В глобализированном мире, в котором мы живём, зачастую серьёзным ответом на глобализацию становится не антиглобализм, с леваками и митингами, но альтернативные глобализационные проекты. Так, немецким ответом на американскую трансатлантическую военную глобализацию под флагом НАТО может стать локальная европейская глобализация под флагом ЕС. В рамках НАТО страны, за редким исключением, фактически отдают свою оборонную и разведывательную сферу на откуп Соединённым Штатам. И точно также в рамках ЕС страны отдают существенную часть своего национального суверенитета Брюсселю.

У европейских стран есть исторически сформировавшееся недоверие к Германии, связанное с военной мощью последней. В этой связи Берлину достаточно трудно будет убедить своих соседей по ЕС в необходимости создания общей армии, которая не была бы просто дополнительными контингентами для бундесвера. С другой стороны, улучшение координации и взаимодействия спецслужб стран ЕС в рамках, например, совместной борьбы с исламским терроризмом, — значительно более решаемая задача.

«СП»: — Согласовано ли это с Вашингтоном? Если нет, то как к этому отнесутся там?

— Германии находится в непростом положении: она желает проводить более самостоятельную политику, включая вопросы обороны, при этом имея на своей территории 172 американские военные базы и будучи сама членом возглавляемого США военного альянса. В рамках предвыборной риторики американские политики сетуют на то, что их партнёры по НАТО тратят существенно меньше денег на оборону, чем должны, поэтому Америке приходится «работать за себя и за тех парней».

Но эти разговоры — только вершина айсберга. Военно-промышленный комплекс США мало подвержен влиянию риторики тех, кто в тот или иной момент времени занимает Белый дом. Более того, чем меньше вкладывают в оборону партнёры США, тем больше американская военная машина должна работать, посылая солдат и дорогостоящее вооружение и технику во все страны мира. Больше заказов — больше прибыли.

Читайте по теме

Что же касается политического аспекта проблемы, то внешнеполитическая доктрина США диктует необходимость предотвращать возможность появление сильного государства-гегемона или альянса государств в Евразии. Наибольшей опасностью в этой связи является усиление России или Германии, не говоря уже об альянсе между Москвой и Берлином, в котором первая была бы ответственна за людские и природные ресурсы, а второй — за технологии и финансы. В этой связи даже проект европейской армии как часть глобалистского проекта, предлагаемого Германией, вызовет у Вашингтона понятную озабоченность и, возможно, противодействие, мотором которого на континенте станет, конечно же, Польша.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня