Образ беззаботного русского города с белыми корабликами остался только в памяти старшего поколения
Возвращение Надежды Савченко на Украину, как известно, было использовано президентом Петром Порошенко ради собственного пиара. «Спасение Надежды» он представил едва ли не своей единоличной заслугой. Но уже тогда многие эксперты говорили о том, что украинский президент еще «наплачется» с бывшей летчицей-наводчицей. И действительно, с первых же дней Савченко стала одним из главных ньюсмейкеров «незалежной». Причем зачастую ее заявления были весьма неудобны для власти. То Савченко скажет, что нужно вести прямые переговоры с ДНР и ЛНР, то признает, что в «зоне АТО» совершались военные преступления, то заявит, что Украина и Россия могут стать «добрыми соседями».
Теперь же Савченко пошла еще дальше и начала делать то, чего так боялись в Киеве — прямо критиковать действующую власть. Во время рабочей поездки в Запорожье 28 июня депутат Верховной Рады заявила, что Украина прекрасно может обойтись без президента. «Вы заметили, что у нас народ и государство — это разные вещи. Народ уже давно живёт без государства и государственности. Мы можем жить без президентов. Я хочу запустить такую систему, которая бы давала людям прозрачность и честность, вне зависимости от того, кто является президентом», — заявила она.
Вряд ли Порошенко и его команде понравятся такие заявления. Но открыто выступить против распиаренной и им же «спасенной» Надежды президент не может. Остается действовать через блогеров и политиков рангом пониже, которые уже начали обвинять Савченко в том, что она «агент Кремля». На официальном сайте Порошенко появилась петиция с требованием лишить Савченко звания Героя Украины. А советник главы МВД Антон Геращенко вытащил на свет переписку Савченко годичной давности с активисткой, гражданкой России Марией Колядой, которую на Украине считают российской шпионкой, и представил это, как доказательство ее связей с «сепаратистами». Впрочем, сестра Надежды Савченко Вера сообщила, что переписка никогда не была тайной и около года назад выдержки из нее даже были опубликованы на страницах «Новой газеты». Так что выстрел Геращенко оказался холостым.
Образ беззаботного русского города с белыми корабликами остался только в памяти старшего поколения
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, историк Олег Неменский полагает, что пока популярность Савченко в народе слишком высока, и такие обвинения ей не слишком вредят. А вот Порошенко с его рейтингом в 15% из противоборства с Савченко вряд ли может выйти победителем. Особенно если Савченко станет лидером очередного Майдана, который сметет уже нынешние власти.
— Естественно, Савченко представляет опасность для Порошенко, — говорит Олег Неменский. — Во-первых, она высказывалась против него еще до своего ареста и заключения в России. Во-вторых, сейчас она формально является членом оппозиционной фракции. В-третьих, она публично выражает недовольство украинского общества тем, что происходит в стране. Для Порошенко Савченко — крайне неудобный деятель. Не удивлюсь, если Москва долго убеждала его принять ее назад. В результате пришлось пойти на такой подарок, как возвращение Савченко в день двухлетия избрания Порошенко, что спасло его от необходимости отчитываться в том, что было сделано за этот срок. Все внимание публики было приковано к Савченко. Несмотря на это, Надежда Савченко — большая угроза и мина замедленного действия не только под Порошенко, но и под все существующей политической системой на Украине.
«СП»: — Почему?
— Если дело дойдет до нового Майдана, то Савченко может стать его лицом и лидером. Ее заявления о государственности Украины очень красноречивы и хорошо отражают украинское миропонимание. Украинцы — не государственный народ, они не понимают, зачем государство нужно. Украинский национализм основан на культивировании сельских образцов жизни и поведения. А в селе любая власть со стороны, в том числе власть государства, воспринимается, как нечто чужеродное. Савченко просто проговаривает вслух эти смыслы, которые понятны любому этническому или политическому украинцу. Большинство этих людей видят роль государства только в том, чтобы обезопасить себя от России. Для чего еще оно нужно, они не знают.
Савченко вполне может соединить традиционный антигосударственный настрой украинцев с конкретными антипрезидентскими настроениями и недовольством ситуацией в стране. В этом случае протестный потенциал будет достаточно силен.
Мне кажется, что сейчас Савченко еще не готова начинать «крестовый поход» против Порошенко. С ней все-таки работают определенные силы и объясняют, что «снос» Порошенко — это ломка всего государства, а это мало кому выгодно. Тем не менее, в будущем возможность такого протеста не исключена и, скорее всего, она проявится.
«СП»: — Неужели Савченко действительно способна возглавить новый Майдан?
— Вполне. Во-первых, она не девочка, а зрелый человек, на самом деле ей уже под сорок. Во-вторых, она очень неплохо выступает публично и говорит то, что думает. Ее ведет очень простое чувство ненависти, которое заряжает ее энергетикой и позволяет заражать им других. У нее есть харизма. Кроме того, что немаловажно, за время суда из нее сделали настоящего национального героя, и теперь ее статус гораздо выше, чем у любого украинского политика, в том числе самого Порошенко. Ее голос, в самом деле, много значит в украинской политике.
«СП»: — Как вы думаете, Савченко — самостоятельная фигура или за ней кто-то стоит?
— Думаю, сейчас она более-менее самостоятельна. Государственные службы Украины, конечно, пытаются оказывать на нее давление, но она совершенно неуправляема, что называется «оторва». Она не способна влиться в уже существующую команду. Зато вполне может стать лидером каких-то разрушительных действий. У нее есть потенциал, и он наверняка будет реализован.
«СП»: — Власть будет пытаться нанести удар по ее рейтингу?
— Они уже пытаются это сделать. Но дело в том, что кампания по раскрутке Савченко, как героя Украины, была настолько мощной, что попытки ее дискредитировать пока что выглядят довольно жалко. Кампанию такого же уровня с такой же вовлеченностью в нее СМИ и населения провести снова будет крайне трудно.