Европейцы устали от Порошенко и могут пойти на экстренные меры
На этой неделе завершилась четырехлетний срок пребывания на посту главы представительства Евросоюза на Украине Яна Томбинского. Уже на следующей неделе представительство возглавит французский дипломат Хьюг Мингарелли.
В своем последнем интервью «Громадське-ТВ» Томбинский заявил, что покидает страну с ощущением, что «она в хороших руках своих граждан, а не руководится третьей стороной извне».
«Не мне, а украинским гражданам решать, насколько эффективной была моя работа. Мои приоритеты — свобода, выбор суверенного государства и продвижение европейских ценностей. Я убежден, что европейский вектор — это способ усилить суверенитет, как это было в центральной Европе. Никто не ожидал, что внедрение европейской политики будет происходить в таких условиях, что Россия будет атаковать», — заявил Томбинский. Он также добавил, что «не помнит такого в истории, чтобы когда-нибудь подписание „регуляторного решения“ суверенной страной могло вызвать агрессию».
По его словам, главными темами во время его четырехлетнего пребывания в Киеве были проблемы избирательного правосудия, зависимости от российских энергоносителей, а также «преодоление пропасти между нами и ними — теми, кто возглавляет страну».
«Сейчас украинское государство должно передать людям ощущение, что государство может защитить людей, а не только люди могут защитить государство. Это мои основные выводы. Люди идентифицировали себя с государством. Люди захотели „владеть“ собственной страной. Люди пошли на жертвы, чтобы защитить страну. Это универсальная ценность для всех демократий», — заключил дипломат.
Европейцы устали от Порошенко и могут пойти на экстренные меры
Ян Томбинский покидает Украину в августе в рамках плановой ротации. На следующей неделе в Киев должен прибыть французский дипломат итальянского происхождения Хьюг Мингарелли. Он приступит к исполнению обязанностей в начале сентября.
Напомним, что Мингарелли до конца 2010 года был главным переговорщиком от ЕС в ходе подготовки Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. СМИ писали, что француз входил в число дипломатов, которые не хотели, чтобы в названии договора присутствовало слово «ассоциация».
Напомним также, что Томбинский был одной из ключевых европейских фигур, которые оказывали давление на Виктора Януковича, чтобы он передал власть лидерам переворота, а потом фактически обманули экс-президента, не предоставив ему обещанных гарантий. Томбинский, комментируя соглашение Януковича с оппозицией от 21 февраля 2014 года, подписанное в присутствии послов Германии, Франции и Польши, позднее утверждал, что европейские дипломаты были только свидетелями этого события, но не гарантами его исполнения. Гарантом может быть только народ".
— Томбинский — это человек, действительно сыгравший очень большую роль в отстранении Януковича от власти, — отмечает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачев.
— Он отлично знает украинскую элиту, представляет себе положение дел в стране. Учитывая его роль в событиях 2013−2014 гг., он не мог сказать иначе, выгораживая тех, кто тогда пришёл к власти. Но в искренности его слов приходится сомневаться. Про «хорошие руки» нынешних украинских руководителей он отлично осведомлён и прекрасно знает, что это не так.
«СП»: — По его словам, единственным препятствием евроитеграции Украины стала Россия? То есть в Европе ещё кто-то верит, что евроинтеграция не удалась только из-за позиции Москвы? Или эта речь рассчитана исключительно на украинскую аудиторию?
— Томбинский — поляк, а Польша всегда рассматривала и рассматривает Украину как сферу своего влияния и арену противоборства с Россией. В силу этих причин Польша является главным лоббистом членства Украины в ЕС, а все неудачи на этом пути предпочитает списывать на Россию. Можно сказать, что польские политики вполне могут в это верить. Но в целом на Западе в это верит значительно меньший процент людей. Говорил Томбинский из расчета, прежде всего, на украинскую и польскую аудитории. В Голландии он бы наверняка слова бы подбирал более тщательно, даже если искренне верит, что евроинтеграции Украины мешает Россия.
«СП»: — Как вы оцениваете роль ЕС и лично Томбинского в произошедшем на Украине?
— Роль Евросоюза очень большая. Томбинский в данном случае — проводник влияния ЕС и проводник влияния Польши, которое тоже преуменьшать не стоит. Поляки на Украине — вполне самостоятельные игроки, а США во многом используют давно укоренившуюся в польской элите русофобию. В отличие от России, ЕС и Польша последовательно проводили свою линию. ЕС и Польша были представлены на Украине в десятки раз большим количеством всяких фондов и НПО, нежели Россия. Они целенаправленно воспитывали «властителей дум» в проевропейском духе, а те несли идеи евроинтеграции в народные массы. Вспомним, какое количество польских и других европейских политиков выступало на Майдане. Они ставили цель максимально отдалить Украину от России, и в значительной степени её достигли.
«СП»: — Изменились ли цели и задачи Европы на Украине за прошедшие два года? Чего они хотели добиться тогда и чего хотят теперь?
— Задачи ЕС на Украине в целом не изменились — разве что изменились обстоятельства, изменилась политическая обстановка на Украине и границы Украины. В Евросоюз подавляющее большинство брюссельских чиновников Украину брать не собирались, они хотели оторвать её от России и получить надёжный рынок сбыта для европейских товаров, получить контроль над украинской «трубой». И сегодня цели те же. Но в то же время им хочется, чтобы на Украине перестали стрелять. Война под боком Евросоюзу не нужна. Изменилось и восприятие украинской элиты — её образ резко ухудшился из-за воровства, вранья и беззакония, творящегося в стране. Так что ЕС приходится учитывать вновь открывающиеся обстоятельства, не изменяя в целом ранее заявленным целям. В ЕС Украину как не ждали, так и не ждут.
«СП»: — Можно ли сказать, что Европа начала осознавать свои ошибки на Украине? Что ждать от нового посла?
— В Евросоюзе могли увидеть, что поляк в силу исторических, политических, ментальных и других причин может давать искажённую картину творящегося на Украине, а также политики России в отношении Украины. Назначением француза украинскому руководству дают понять, что в Киеве больше не будет сидеть «адвокат» украинской евроинтеграции. У ЕС возникла потребность в более объективной и взвешенной картине происходящего на Украине, поляк для этого совершенно не подходит. Француз годится куда больше, у него эмоций должно быть куда меньше.
— Очевидно, что высказывание Томбинского идёт в общем неизменном тренде, который господствует на Украине после победы Майдана: «мы свергли тирана», «теперь мы управляем своим будущим», «Россия больше не властна над нами», «Европа ждёт» и пр. Всё это имеет мало отношения к объективной реальности, а Украина именно сейчас, впервые за годы независимости, имеет явные признаки внешнего управления, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Многовекторность внешней политики Кучмы-Януковича была проклята и отправлена на свалку, заменой ей стал строго западный, точнее — американский вектор.
«СП»: — По словам Томбинского, никто не ожидал, что внедрение европейской политики будет происходить в таких условиях, что Россия будет атаковать. А чего они ожидали?
— Ожидали повторения «оранжевой революции», когда Россию просто поставили бы перед свершившимся фактом. Они не предполагали, что Юго-Восток поднимется по-настоящему, не верили в возможность самоопределения Крыма. Не предполагали, что Россия, которая абсолютно не использовала на Украине политику «мягкой силы», надеясь на договорённости с одним лишь Януковичем, внезапно ответит силой «жёсткой». В гражданскую войну тоже не верили. Предполагали, что всё кровопролитие закончится «небесной сотней».
Заставят ли Киев сесть за стол переговоров с Донбассом?
«СП»: — Почему Европа, нарушая собственные правовые принципы, не хочет видеть преступлений киевского режима? Не хочет признавать ошибок?
— Европа признала бы свои ошибки, если бы они заключались «только» в катастрофе на самой Украине. Но дело в том, что сейчас стало совершенно очевидным: поддержав государственный переворот, Евросоюз не добился своих изначальных целей. Они хотели евроинтегрировать, что бы под этим ни подразумевалось, относительно стабильную, безопасную, спокойную и привлекательную для инвестиций Украину Януковича. Нынешняя же Украина совсем другая и является для ЕС уже не завидным приобретением, а обузой, отягощённой ещё и санкционной войной с Россией. Признать, что всё было напрасно и ошибочно, значит, расписаться в своей некомпетентности и дать дополнительный козырь в руки европейской оппозиции, прежде всего евроскептиков. Впрочем, провал украинской евроинтеграции уже достаточно активно использовала в своей агитации, например, Партия независимости Соединённого Королевства перед референдумом по выходу Великобритании из ЕС.