Политика

Причины и последствия жилищно-коммунального кризиса

Спасение людей из аварийного жилья невозможно без возвращения государства на службу народу

  
8963
Причины и последствия жилищно-коммунального кризиса
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Людоедские либеральные реформы в России привели к массовому разрушению жилья. Так, общая площадь ветхого жилья вырос с 28,9 млн.кв.м. в 1990 году в РСФСР до 56,1 млн, в 2000 году и 84,0 млн.кв.м. в 2007 году. К началу 2015 года площадь ветхого жилья сократилась до 69,5 млн.кв.м., — однако это произошло за счет не только массового жилищного строительства, но и превращения ветхого жилья в аварийное. Следует подчеркнуть: то, что аварийное жилье, в принципе не приспособлено для проживания, в повседневной жизни означает ежедневный смертельный риск для его обитателей, так как оно, строго говоря, может рухнуть и убить их в любой момент.

Площадь аварийного жилья в РСФСР в 1990 году составляла лишь 3,3 млн.кв.м.; в 2000 году она составила 9,5 млн., в 2007 — 15,1 млн., на начало 2015 года — 23,8 млн.кв.м. Общий рост превысил 7 раз.

Площадь ветхого и аварийного жилья на начало 2015 года превысила общий ввод жилья в этом году (83,8 млн.кв.м.), — а ведь на переселение людей направляется лишь ничтожная часть построенного жилья: основная часть идет на улучшение жилищных условий незначительной обеспеченной части общества и на спекулятивные вложения денег.

Существенно, что приведенные данные являются частичными, о чем честно предупреждает Росстат: всеобъемлющим учетом ветхого и даже аварийного жилья либеральное правительство Медведева предусмотрительно не занимается.

Если в 1990 году жилищные условия в РСФСР улучшило за счет государства 1,3 млн. семей, то в 2000 году — 253 тыс., в 2013 — 153 тыс., а в 2015 — лишь 135 тыс. Общее число семей, улучшающих жилищные условия при поддержке государства, сократилось почти в 10 раз.

При этом в 1990 году на учете с правом улучшения жилищных условий стояло 10 млн. семей, а в 2015 — 2,6 млн. Превышение числа семей-«очередников» над числом улучшающих свои жилищные условия выросло с 7,7 до 19,3 раза: жилье стало фактически недоступным.

По программе правительства Медведева в 2014—2017 годах из аварийного жилья общей площадью 11,4 млн.кв.м. следует отселить около 777 тыс.чел. Эта программа действительно претворяется в жизнь и действительно является самой масштабной в этой сфере за всю четверть века национального предательства (или, как это время еще называют, «независимости России» — от здравого смысла, прогресса и благополучия), однако простое сопоставление с масштабами аварийного жилья (которое постоянно пополняется разрушающимся ветхим) показывает, что предусмотренных объемов совершенно недостаточно для решения проблемы.

По официальной версии, к концу 2017 года будет расселено все аварийное жилье по состоянию на 2012 год, — однако за эти пять лет естественное разрушение обслуживаемых коммунальными монополиями зданий обеспечит значительный прирост «нового» аварийного жилья.

И действительно, начало реализации этой программы не сократила площадь аварийного жилья, а всего лишь остановила ее нарастание: на начало 2015 года она осталась на том же чудовищно высоком уровне, что и на начало 2014 года.

Существенной стороной проблемы является введение в строй нового жилья столь низкого качества, что оно в момент заселения жильцов уже является по сути (но, разумеется, не признается таковым формально) ветхим, а то и аварийным. О примерах этого пишут со всей страны (например, из сочинского района «Веселый», дом 23 по улице Худякова, или из прогремевшей на всю Россию по Первому каналу Калининградской области), — но государство по-прежнему блистательно самоустраняется от решения этой важнейшей проблемы, перекладывая ее на губернаторов, мэров и разного рода официальных общественников.

В этом заключается одна из причин жилищно-коммунального кризиса: преодолеть его можно лишь единой общегосударственной политикой. Перекладывание ответственности за жизнь людей даже на региональные (а в основном и вовсе на местные) власти оборачивается не столько анекдотическими ситуациями (когда сборы на капремонт одного квадратного метра отличаются в весьма близких по всем показателям Москве и Санкт-Петербурге в 7,5 раз), сколько разрушением повседневной жизни людей и ликвидацией России как единого социального пространства.

Вторая причина кризиса ЖКХ заключается в принципиальной ориентации государства не на служение народу, а на организацию его переработки в прибыли и сверхприбыли. В рамках этого подхода существование нормального цивилизованного ЖКХ невозможно в принципе, так как требует постоянных вложений средств, окупаемых не в рамках отдельных фирм, а лишь в масштабах всего общества в целом. В этом отношении ЖКХ как социальная инфраструктура не отличается от других инфраструктурных отраслей естественных (то есть технологически обусловленных) монополий.

Программа Медведева по переселению жителей аварийного жилья с исчерпывающей убедительностью доказывает, что оздоровление жилищно-коммунальной сферы без кардинального оздоровления государства и возвращения его на службу народу невозможно в принципе.


Автор — директор Института проблем глобализации, д.э.н., издатель журнала «Свободная мысль» (до 1991 — «Коммунист»)

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня