Украина затребовала у США статус особого союзника вне НАТО и средства ПВО
Весьма неприятный сюрприз готовят для украинских националистов польские законодатели. К очередной годовщине УПА* - 14 октября, когда Украина будет чествовать своих новых «героев», идеи Степана Бандеры в Польше станут уголовно наказуемы. Так же, как и отрицание геноцида на Волыни.
Необходимые поправки в закон об Институте национальной памяти (IPN) и Комиссии по преследованию преступлений против польского народа уже подготовили Министерство юстиции Польши и депутаты от партии «Кукиз'15». В случае одобрения их Сенатом — что, скорей всего, произойдет уже в самое ближайшее время — Волынская резня станет, по сути, правовым аналогом Холокоста.
Как известно, отрицание геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны во многих европейских странах карается вплоть до тюремного заключения. Теперь те же правовые нормы будут защищать память поляков, ставших жертвами этнических чисток, которые украинские националисты из ОУН-УПА* проводили с 1939-го по 1945 год на Волыни и в Восточной Галиции.
Что касается самого названия «Волынская резня», то оно, как напоминает РИА «Новости», связано с событиями, произошедшими 11 июля 1943 года, когда бандеровцы атаковали одновременно 150 польских деревень.
До сих пор точного количества жертв не знает никто, но, по данным исследователей, под знаменами УПА тогда были зверски истреблены от 100 до 130 тысяч человек, в основном, женщин, детей и стариков. Летом этого года — напомним — польский парламент принял постановление о признании 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида от рук украинских националистов.
Новый закон — это следующий шаг. Он вводит криминальную ответственность за отрицание этого факта. Теперь тех, кто пропагандирует идеи Бандеры и отрицает античеловеческую сущность ОУН-УПА, в Польше будут штрафовать и сажать в тюрьму на три года.
Украина затребовала у США статус особого союзника вне НАТО и средства ПВО
Случайно или нет, но обсуждение нового закона в Сейме фактически совпало с выходом на большой экран художественной ленты польского режиссера Войчеха Смажовского «Волынь», рассказывающей о тех самых трагических событиях 1943 года.
Оба этих факта, по всей видимости, существенно подпортят настроение официальному Киеву, который явно еще не отошел от откровенных заявлений в Раде президента Израиля Реувена Ривлина.
Но почему поляки подняли эту тему только сейчас? Что мешало объявить миру о преступлениях украинских националистов раньше? Эти и другие вопросы «СП» адресовала главному научному сотруднику отдела Восточной Европы ИНИОН РАН, специалисту по современной политике Польши Ларисе Лыкошиной:
— Мне все-таки хотелось бы немножко скорректировать утверждение, что эта тема не поднималась. Она поднималась. И в общественном сознании поляков всегда присутствовала. Потому что эти события, в общем, не такого далекого прошлого. И еще живы люди, которые помнят их. Или родственники тех, кто был непосредственными участниками этих событий.
И все мы знаем, что фильм «Волынь» был снят фактически на народные деньги. Их собирали по всей Польше четыре года. И жертвовали в основном семьи тех, кто пострадал во время этой Волынской резни или чудом уцелел.
То есть, это уже свидетельство того, что тема жива.
Хотя — действительно — до 89-го года она практически не поднималась. Потому что ворошить проблемные страницы истории и портить отношения между соцстранами, считалось нецелесообразно. Но после 89-го года эта тема все-таки стала присутствовать, скажем, так, в общественном дискурсе. И даже появился ряд памятников жертвам «Волынской резни». Но власти, конечно, не особенно поощряли это направление в общественном сознании.
«СП»: — Сейчас что изменилось?
— Одна из причин, я думаю, связана с тем, что в 2015 году в Польше сменилась партия власти. Партия «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, которая сегодня у власти, пытается выстраивать новую идеологию. В Польше создаются новые государствобразующие мифы. Предпринимается попытка выстроить польскую идентичность не на тех основах, которые были при прежнем, достаточно либеральном, правительстве. А на историческом прошлом. Причем, в первую очередь, взять из истории предполагается то, что создает героический или мученический образ польского народа.
В данном случае, речь идет, скорее, о мученичестве польского народа. Но ведь наряду с такими событиями история современно Польши знает и другие. Как, например, события в Едвабне в июле 1941 года, касающиеся участия поляков в Холокосте.
Но то, что не вписывается идеологически в картину польской истории, пытаются замазать определенными красками. А то, что вписывается в образ Польши, как мученицы, как страдающей или героической страны, что этот образ создает, рисуется яркими мощными мазками.
И приносится в жертву этому образу даже отношения с Украиной, которые, казалось, еще вчера столь важны для Польши. Мы знаем, что поляки приложили много сил для того, чтобы в Киеве случилось то, что случилось в феврале 2014-го.
Но теперь вот эти новые государство-образующие мифы, возникающие в Польше, они все-таки оказались для правительства на данном этапе важнее, чем что-либо другое. Я думаю, что это укрепит позиции правящей партии. Потому что поляки помнят, и поляки не хотят, чтобы это забывалось.
«СП»: — На отношения с Киевом как это повлияет? Ведь мы помним, как Бронислав Коморовский в Верховной Раде хвалил новые власти, а в этот же день там приняли закон о героизации боевиков ОУН-УПА.
— Через час, как польский президент сошел с трибуны, приняли. Складывается впечатление, что Киев не очень дорожит отношениями с Варшавой. И делает ставку, видимо, на «более западные» страны, скажем так. Потому что вся политика Порошенко вовсе не свидетельствует о том, что Польша остается главным стратегическим партнером Украины.
Потом, на Украине ведь тоже сейчас происходят процессы формирования государство-образующего мифа. И эти два мифа сталкиваются. Потому что там этот миф строится на идее о том, что Бандера — это не преступник, не кровавый палач, а человек, который стоял у истоков попыток создания независимой украинской государственности. Столкновение двух таких противоположных мифов не сулит ничего хорошего.
«СП»: — То есть, историческое примирение в данном случае невозможно?
— Думаю, что это очень сложно. И, во всяком случае, это будет не сейчас. Учитывая, кто в настоящее время сидит в Киеве. Потому что живы еще поляки, которые пострадали от рук бандеровцев. И невозможно это забыть, и от этого отрешиться.
Кстати, многие политологи говорят, что Коморовский проиграл выборы именно потому, что никак не отреагировал на эту пощечину со стороны Киева. Что сразу после его выступления принимается такой закон. А, в общем-то, резкой и однозначной реакции Варшавы тогда ведь не было. Коморовский, по сути дела, проглотил оскорбление, которое ведь было нанесено всем полякам. И это в итоге ему стоило в определенной степени политической карьеры
«СП»: — В Польше, как известно, большое количество украинских трудовых мигрантов и студентов. И многие из них — не секрет — придерживаются националистических взглядов. Иногда даже позволяют себе их публично выражать. Что их ждет, когда новый закон заработает?
— Проблемы у них возникнут, я не сомневаюсь. Сейчас, максимум, что им грозит за националистические выходки, — это штраф и депортация. Теперь же законы Польши к ним будут гораздо строже, надеюсь. А украинцев там, действительно, очень много — больше миллиона. И настроения их мы все знаем.
Глава Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия», политолог Алексей Кочетков считает, что историческое примирение Польши и Украины сегодня невозможно именно из-за официальной позиции Киева:
— Даже немцы с евреями сейчас в довольно неплохих отношениях. Но для того, чтобы это случилось, немцам пришлось провести довольно серьезную работу над собой. Осознать, критически пересмотреть собственную историю, пройти через денацификацию, а, в конечном итоге, признать свои преступления. И вопросы все снялись.
Украинцы к этому на сегодняшний день просто не готовы. Там у власти как раз находится те люди, которые провозгласили себя наследниками Бандеры и Шухевича. Кстати, любимые «кричалки» сегодняшних патриотов — «Слава Украине — Героям Слава!», они очень часто звучат в фильме Смажовского. В основном, когда бандеровцы убивают кого-то из мирных жителей польской деревни.
И ведь еще в начале 2014 года обращали на это внимание, скажем так, польские друзья Украины. Говорили: «Не надо вот этого». Но украинцы их не слышали.
И, собственно говоря, не слышат и сейчас. Недавно в Верховной Раде выступал президент Израиля, который сказал то, что не для кого в мире не являются открытием — что боевики ОУН-УПА принимали самое активное участие в истреблении евреев и делали это с особой жестокостью. Помните, какая потом в Раде началась истерика. Потребовали извинений!
То есть, люди — я имею в виду украинских депутатов и украинских политиков, украинских идеологов современных, - они вообще не понимают, в каком мире находятся. У них собственная реальность. И вот пока они в этой реальности находится, им очень сложно будет договариваться с поляками.
Потому что у поляков это не просто какое-то отрешенное видение. Это украинцы придумали себе некую мифологию, уверовали в нее и теперь пытаются ее придерживаться. Но она с действенностью не имеет ничего общего.
Польский взгляд, он основывается абсолютно на другой почве. Для них это связано с потерей близких и с реальными семейными историями людей, которые спаслись из этого ада.
И поэтому до тех пор, пока вот эти две реальности не совпадут — польская реальность и украинская — никакие договоренности и понимание там будут невозможны.
Зачем помощник Госсекретаря США пожаловала в российскую столицу
Представьте, если бы президент Израиля выступал сейчас в Бундестаге. А на сцену выскочила бы Меркель или еще кто-нибудь, и стал бы требовать извинений за оскорбленных эсэсовцев, за память Гиммлера или «дорогого нашего» Гитлера. Понятное дело, что такого даже вообразить невозможно.
А на Украине это — реальность. И пока эта украинская реальность не вернется обратно в общечеловеческий мир к общечеловеческим ценностям, ничего, в принципе, между ними и поляками невозможно.
*Верховный суд России решением