Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, похоже, пытается сдержать свое обещание: решить проблему «северных территорий» до 2018 года. В ход идут все способы — от лести до уговоров. Предлагая порой самые экстравагантные схемы, Токио рассчитывает однажды добиться своего. В понедельник, 17 октября, влиятельная японская газета Nikkei сообщила о намерении Токио предложить России совместное управление спорными Курильскими островами. Несмотря на последующее опровержение МИД Японии, за идею уже ухватились в Совете Федерации, выразив готовность предоставить японцам права на эксплуатацию южных Курил. Вбрасывая в СМИ все новые варианты, Токио приучило Москву к мысли, что между нашими странами существует предмет для территориального спора, а значит, нынешний российский суверенитет над Курилами под угрозой.
Суть новой идеи японской стороны — установить совместное управление над островами Кунашир и Итуруп. Два других острова — Хабомаи и Шикотан при этом должны быть переданы под полный контроль Токио немедленно. Очевидно, что речь идет о растянутой во времени, постепенной передаче всех спорных территорий Японии. По информации издания, Москва уже могла быть поставлена в известность об этом предложении Токио. Якобы при таком варианте «стороны могут не отказываться от своих принципиальных позиций в отношении суверенитета на этих территориях». На самом деле, Россию пытаются поставить перед фактом, напугать неизбежностью предстоящей сдачи территории, взять «на понт».
Официальный представитель МИД Японии Ясухиса Кавамура не подтвердил мгновенно распространенную информацию Nikkei. По его словам, власти Японии не обсуждали с Россией вопрос совместного управления южными Курилами. Более того, он заявил, что позиция Токио в территориальном споре остается неизменной. «Япония заключит мирное соглашение с Россией по решению вопроса о владении четырьмя островами», — сказал чиновник. Таким образом, версию газеты можно рассматривать как программу-минимум японского МИД. России предложено выбирать между плохим и очень плохим вариантами. Подобные вбросы, если они организуются властями, имеют четкую цель — расшатать позицию Москвы. Такая технология работы с общественным мнением именуется «контролируемой утечкой» и, как правило, состоит из целого «каскада» новостей.
Со времени предыдущей информационной атаки не прошло и десяти дней. Другое влиятельное издание — газета Yomiuri, писала, что правительство Японии намерено добиться подписания соглашения, расширяющего возможности безвизовых поездок на Южные Курилы для своих граждан. Якобы свободное посещения японцами Кунашира, Итурупа, Хабомаи и Шикотана положит начало будущей совместной экономической деятельности на этих островах. Российский МИД в лице Марии Захаровой напомнил в ответ о реалиях Второй мировой войны, которые Токио должен признать. Однако дело было сделано — тема принадлежности Курил в очередной раз широко обсуждалась в прессе.
А еще за неделю до этого, в начале октября, в качестве повода было использовано предложение газеты Sankei Shimbun в обмен на острова продлить Транссиб аж до острова Хоккайдо. Фантастичность проекта, необходимость рыть подводный тоннель под проливом Лаперуза длиной 47 километров не смутила японскую сторону. Главное — почаще вспоминать про Курилы.
Нельзя сказать, что подобное массированное информационное давление проходит бесследно. Так, в ответ на последнюю инициативу о совместном управлении Курилами с неожиданным пониманием отозвались в Совете Федерации. «Суверенитет над курильскими территориями может быть только российским, однако возможны десятки способов предоставления определенных прав японским гражданам, предприятиям и организациям на различные формы деятельности на островах», — неожиданно заявил зампредседателя комитета СФ по международным делам Андрей Климов. Оговорка сенатора о том, что японский суверенитет может привести к появлению на Курилах американских военных баз, малозначима. Получается, что Россия не только признала предмет территориального спора, но уже готова подвинуться и с этой своей позиции — де-факто пустить японцев хозяйствовать на своей территории. Стоит ли говорить, что вслед за второй по счету уступкой может последовать и третья. И однажды окажется, что Курилы уже не наши.
В том, что упомянутая публикация в газете Nikkei является информационным вбросом с целью проверить реакцию общества, уверен и политолог, гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Дело в том, что японская экономика стагнирует, и уже очень давно. Выход на российские рынки, доступ к российскому сырью, доступ к российским территориям — это вопрос принципиальный для современной японской экономики», — цитирует политолога ИА Regnum. Он напомнил, что идея совместного использования Курильских островов впервые была высказана ещё в 1950-е годы. Тогда СССР собирался подписать мирный договор с Японией, однако после давления на Токио американцев отказался от этой затеи. Теперь же вопрос вновь актуален, поскольку у японцев много свободных денег, которые ищут прибыльных вложений. А в России много свободных территорий, но сложно с инвестициями, утверждает Журавлев. «Мы существенно друг друга дополняем», — поясняет он.
Надо признать, что японцы мастерски выбирают момент для подобных вбросов. Уже в декабре состоится российско-японский саммит. О том, что в Японию с целью его подготовки, в ближайшее время отправится глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, 17 октября рассказал СМИ глава Комитета по международным делам СФ Константин Косачев. Таким образом, японцы готовит почву для предстоящих переговоров. Тот факт, что они пройдут на их территории дает им дополнительное преимущество. Несмотря на то, что Владимир Путин недавно прямо заявил, что Россия «не торгует своими территориями», Токио не теряет надежды «соблазнить» Россию тем или иным вариантом уступок, используя при этом аргумент о, якобы, необходимости для России заключить мирный договор в обмен на технологии и инвестиции. Очевидно, неоднократные случаи сдачи Россией своих интересов в постсоветский период убеждают их в возможности такого сценария.
Для России же Курилы имеют не просто большое, а все более увеличивающиеся значение. На островах есть золото и серебро, но еще важнее то, что их российская принадлежность делает Охотское море нашим внутренней акваторией. Со всеми ее биологическими ресурсами. Еще более важным является военно-стратегическое значение Курил. Заполучи Токио острова, и он сможет в случае обострения международной обстановки запереть наш Тихоокеанский флот. Во всяком случае, в холодный сезон, когда мелководье на севере Курильской гряды замерзает. А обострение не за горами. Напомним, именно «патрон» Японии — США, весь послевоенный период настаивал на более энергичных действиях Токио в вопросе спорных территорий. И даже угрожал в случае отказа Японии от суверенитета над ними присвоить себе Окинаву, где у Вашингтона имеется военная база.
Сейчас и сама некогда поверженная Япония стала вести себя более агрессивно. Так, недавно был изменен закон, запрещающий армии этой страны — Силам самообороны, действовать за рубежом. Что это как не признак просыпающегося японского милитаризма? В этих условиях сдавать территорию просто преступно.
Правда, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов, не склонен относиться к происходящему с излишней серьезностью. «Это все слухи. Ничему этому верить не надо. Это просто информационный шум», — считает он.
Однако старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кульминков, напротив, предлагает воспринимать регулярные предложения японской стороны как часть дипломатической игры.
— Вы верно заметили, что сегодняшняя публикация — не первая. Сначала была газета Yomiuri, теперь, вот, Nikkei. У них проходит информация то про два острова, то два плюс совместное использование, то еще что-то. Это все реально. У них, я считаю, есть достаточно достоверные источники, как в японском правительстве, так и в наших кругах, близких к переговорному процессу. И наверняка есть утечка, свидетельствующая, что есть различные предложения. Опровержение идет потому, что официальная позиция Токио — решить вопрос принадлежности всех четырех островов и она до настоящего момента корректировке не подвергалась. Поэтому официальные представители и вынуждены это опровергать, пока позиция не изменится.
А так, наверняка есть заготовки, предложения по решению территориального вопроса, которые будут сделаны в декабре во время саммита в Японии, потому что Абэ настроен серьезно. Он очень хочет решить эту проблему. Сейчас действующие в Либерально-демократической партии правила, по которым премьер-министр мог избираться на два срока по три года, как раз собираются изменить. Увеличить. В качестве аргумента используют проблему «северных территорий». Мол, это поможет решить этот вопрос. Абэ хочет закрыть курильский вопрос, так как дальше такого как он заинтересованного премьера, скорее всего, уже не будет. Для Абэ — это дело жизни. Еще его отец Синтаро Абэ начинал это как министр иностранных дел Японии.