Послу Украины в США Валерию Чалому в воскресенье в спешном порядке пришлось объяснять по скайпу участникам брифинга «Дипломатия без границ» в Киеве, почему Петр Порошенко остался без приглашения на инаугурацию Дональда Трампа. Причем, вмешательство высокопоставленного дипломата потребовалось, судя по всему, не из-за самой новости, что украинский лидер останется за бортом церемонии, назначенной на 20 января 2017 года. А по причине ехидных комментариев, появившихся в связи с этим в социальных сетях.
И надо сказать, честь своего президента Чалый защитил на этот раз вполне профессионально. Напомнил, что в Америке «не принято участие руководителей государств в этих мероприятиях». И что там, как правило, присутствуют в основном послы.
«Это специфика Соединенных Штатов, и это несколько отличается от нашей специфики, когда приглашаются, в том числе руководители государств», — цитируют дипломата украинские СМИ.
В то же время посол рассказал, что по заданию МИД Украины готовит визит Петра Порошенко в Вашингтон для встречи с Дональдом Трампом. Прямой контакт двух лидеров — предположительно — должен состояться в феврале. На чем, по признанию Чалого, настаивает его руководство в министерстве иностранных дел.
Сам он назвал эту задачу «очень амбициозной». И заверил, что будет пытаться «организовать визит как можно быстрее». А если удастся, это станет, как он выразился, «большой победой».
Чем объясняется такая спешка? Не тем ли, что с приходом в Белый дом Дональда Трампа Украина может уйти на периферию среди других приоритетов США?
— В данном случае есть несколько поводов для формирования событий, — считает украинский политолог Алексей Якубин. — Ведь, несмотря на то, что сейчас Украина как бы находится с США в стратегических партнерских отношениях, это партнерство — если можно так сказать — омрачено некоторыми тенями.
Напомню, например, что Барак Обама — единственный за последнюю четверть века президент США, который ни разу не был на Украине в статусе президента. Последний раз он сюда приезжал, когда еще был сенатором. Потом — как отрезало. Хотя в той же Германии за это время Обама был раз шесть с разными визитами.
Согласитесь, это довольно странный нюанс. Особенно, когда мы так гордимся, что у нас высокий уровень стратегического партнерства.
«СП»: — О чем это, по-вашему, говорит?
— В первую очередь, о том, что на самом деле в американо-украинских отношениях даже при Обаме не все так гладко и прозрачно, как об этом любят говорить отдельные спикеры Банковой. А с приходом в Белый дом нового президента ситуация будет еще более сложная.
Для Порошенко победа Трампа стала шоком. Потому что, в принципе, администрация президента Украины, как и большинство ключевых политических игроков, делала ставку на Хиллари Клинтон. Вплоть до того, что даже в социальных сетях и публичных комментариях они говорили, что Клинтон — это единственно удобный для Украины выбор. И другого варианта нет.
«СП»: — Помнится, некоторые даже опускались до прямых оскорблений в адрес Трампа. А потом быстренько стали заметать следы…
— Скажем прямо, именно поэтому после победы Трампа у них возникла самая настоящая паника. Возникло позднее понимание того, что они здорово промахнулись, положив все яйца в одну корзину. И нужно теперь искать каким-то образом дорогу к Трампу.
Но мы все помним недавний скандальный случай, который произошел на Генассамблее ООН в Нью-Йорке. Администрация Порошенко тогда отправил запрос на его встречу с обоими кандидатами на полях саммита. И со стороны Трампа даже не ответили. Тогда это вызвало в Киеве бурю эмоций: мол, что он себе позволяет?
Теперь Трамп президент. И администрации Порошенко нужно найти к нему какой-то подход.
Мне кажется, что все последние заявления МИД Украины, в том числе Чалого, они связаны как раз с тем, что украинская дипломатия допустила огромную, даже системную ошибку, поставив все на Клинтон. Ведь тот же Чалый перед выборами говорил, что в Америке проживает более миллиона украинцев, и что он будет призывать их сделать правильный выбор. То есть, голосовать за Клинтон.
В сложившейся ситуации Петру Порошенко теперь критически важно показать, что с приходом Трампа не все потеряно в отношениях с США. Что новая администрация Белого дома все равно будет поддерживать действующую украинскую власть.
«СП»: — А почему это так важно для него?
— Потому что если сейчас Порошенко покажет, что у него нет связи с Вашингтоном, это отразится, прежде всего, на нем самом. И, конечно, будет иметь значение для внутренней политики Украины. Поскольку влияние Порошенко внутри страны во многом строилось на том, что у него есть устойчивые связи с Вашингтоном, Брюсселем, Берлином.
В данной ситуации эта устойчивая связь с Вашингтоном, как минимум, проблематична, что превращает президента Украины и его администрацию в такую коллективную «хромую утку». Естественно, все это может быть использовано другими внутриполитическими игроками. И не только для критики, том смысле, что Порошенко и его окружение не способны заниматься внешней политикой и защищать интересы Украины за рубежом.
Поэтому вот это дипломатическое торпедирование встречи с Трампом для Порошенко единственный способ показать, что на самом деле ничего страшного не произошло. Что есть еще республиканцы, которые поддерживают жесткую линию в отношении России. И что США по-прежнему считают Украину зоной своего влияния.
«СП»: — Какую роль, по-вашему, здесь может сыграть участие Украины в скандале вокруг главы предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта, которого с подачи Киева обвинили в получении взяток от Януковича? Доказательств не нашли, но Манафорту пришлось уйти в отставку в самый разгар президентской гонки.
— Без сомнения, в отношения между Киевом и новой американской администрацией это плюсов не добавит.
Но я бы хотел остановиться на еще одном моменте, почему Чалый так спешит…
Есть, видимо, понимание того, что в ближайшие полгода или год у США будет своеобразный «медовый месяц» в отношениях с Россией. То есть, возможно, будет некая попытка «перезагрузки». И очевидно, что вопрос Украины в контексте этой «перезагрузки» тоже будет одним из ключевых. Именно поэтому есть желание вклиниться в этот процесс и постараться — хотя бы каким-то образом — повлиять на возможные переговоры между Вашингтоном и Москвой.
«СП»: — Чтобы испортить своей ложкой дегтя наш «медовый месяц»?
— И это тоже. Но еще известно, что для Трампа, скорее, характерно все-таки изоляционистское видение политики США. Он не раз говорил, что Америка должна уйти из тех регионов, которые непосредственно не связаны с ее интересами. Что ресурсы необходимо сосредотачивать внутри страны. Для создания новых рабочих мест, и для укрепления экономической мощи Соединенных Штатов.
С этим, на мой взгляд, связана такая спешка.
Что касается скандала с Манафортом, когда Киев ввязался в борьбу против Трампа, то в дальнейшем он так или иначе будет влиять на судьбу отдельных украинских политиков, несомненно. Совершенно очевидно, что те, кто особенно активно впрягался в группу поддержки Клинтон, сейчас находятся в состоянии некоего фиаско. Как и то, что их политические оппоненты постараются воспользоваться этой ситуацией, чтобы сместить их с политического Олимпа.