Узбекистан прикроет Россию с юга

Избрание президентом Мирзиёева откроет для Москвы новые возможности в Средней Азии

  
18208
Победу на досрочных президентских выборах в Узбекистане одержал Шавкат Мирзиеев
Победу на досрочных президентских выборах в Узбекистане одержал Шавкат Мирзиеев (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Транзит власти в Узбекистане после смерти Ислама Каримова завершен. На прошедших 4 декабря президентских выборах победу одержал и. о. главы государства Шавкат Мирзиёев. За него проголосовали 88,6% избирателей при явке 87,8%. Владимир Путин уже поздравил избранного президента и пригласил его в Москву. Эксперты не ожидают от нового лидера резких изменений политического курса, однако предвидят новые возможности для России в Средней Азии. В первую очередь, в сфере безопасности.

При жизни Каримова Мирзиёев был его «правой рукой» — с 2003 года возглавлял кабинет министров. По Конституции в случае смерти президента власть переходит к главе Сената Узбекистана. Однако Нигматулла Юлдашев взял тогда самоотвод в пользу Мирзиёева. Старшая дочь Каримова — Гульнара была в опале у отца и содержалась под домашним арестом. Еще один претендент на власть — проамериканский вице-премьер Рустам Азимов. В период «междуцарствия» сообщалось о его аресте. Так или иначе, на переходный период была утверждена кандидатура Мирзиёева.

Известно, что бывший премьер является сторонником развития отношений с Россией и странами СНГ, при сохранении внеблокового статуса Узбекистана. По информации из дипломатических источников, он начал также налаживать отношения с соседями, довольно напряженные в период правления Каримова. Кроме того, выдвинутый Либерально-демократической партией Мирзиёев за короткий срок пребывания на посту врио объявил амнистию бизнесменам и предложил либерализовать валютный рынок.

В международном формате Мирзиёев успел провести несколько встреч. Одним из первых было общение с президентом России, который прибыл в Узбекистан проездом из Китая через несколько дней после похорон Каримова. Владимир Путин посетил его могилу в Самарканде и побеседовал с вероятным преемником. «Можете на нас рассчитывать в полном объеме, как на самых надежных друзей», — сказал тогда российский президент. «Для Узбекистана взаимоотношения с Россией были, есть и будут стратегическим партнерством, союзничеством», — ответил Мирзиёев.

Очевидно, в развитие этих принципиальных договоренностей в конце ноября в Москве между оборонными ведомствами России и Узбекистана был подписан двусторонний договор. «Документ позволит оперативно решать вопросы оснащения Вооруженных сил вашей страны и повышения их боеспособности», — подчеркнул Сергей Шойгу. Военно-техническое сотрудничество между двумя странами продолжалось весь постсоветский период, то затухая, то усиливаясь, однако сейчас из-за угрозы прихода боевиков ИГИЛ* в страны Центрально-Азиатского региона, оно становится особенно актуальным.

Ранее Ислам Каримов стремился «не складывать все яйца в одну корзину», и обновлял военную технику как российскими, так и западными, преимущественно американскими, образцами. Однако после похолодания отношений между Ташкентом и Вашингтоном в середине 2000-х, Россия получила определенное преимущество. Напомним, власти Узбекистана увидели связь между размещенной тогда в стране американской военной базой и мятежом в Андижане. Сейчас Москва может развить успех. Тем более, что военный бюджет Узбекистана постоянно растет и составляет сейчас 3,5% от ВВП. Это в два раза больше, чем, например, у Казахстана.

Говоря об изменениях, которые произойдут в отношениях России и Узбекистана, эксперт по Средней Азии Иван Ипполитов делает акцент на политике.

— России в Средней Азии интересна в первую очередь безопасность и стабильность, поскольку стратегически мы сильно уязвимы именно с южного направления. Узбекистан, как наиболее крупная и занимающая центральное положение страна, является своего рода «замковым камнем в арке». Прочность государственного строя там, общественное спокойствие очень важно для равновесия в регионе. Нам нужен дружественный Узбекистан и, скорее всего, так и будет. Мирзиёев продолжит политику Каримова, и, видимо, она будет даже чуть более лояльна к России, чем раньше.

«СП»: На чем основана такая уверенность?

— В последнее время было немало политических сигналов. Самым явным из них была публичная позиция Узбекистана в ООН, когда он занял солидарную с Москвой позицию во время голосования по проекту резолюции Украины «о правах человека в Крыму». Хотя еще в марте 2014 году было иначе. Были и прочие сигналы по прямой линии между первыми лицами.

«СП»: Можно ли ожидать от Ташкента партнерства в рамках военно-политических союзов: ЕАЭС, ОДКБ.

— Вряд ли. Узбекские власти не раз заявляли, что они предпочитают двусторонний формат отношений. Это объясняется как экономическими особенностями страны — ее экономика не столь сильна, так и, наверное, политическими причинами — система власти в Узбекистане выстроена в довольно замкнутом стиле. Однако развитие экономического сотрудничества наверняка будет. Кризис, с которым Узбекистан столкнулся, как и Россия, толкает его на поиски новых возможностей. Минувшей осенью уже начались переговоры по инициативе Ташкента с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном.

«СП»: Не дает ли России это дополнительный козырь? У нас регулярные отношения со всеми этими странами, а значит Москва могла бы стать координатором и даже арбитром этих процессов, усилив свое влияние на регион в целом.

— Конечно, более активная торговля и общая «позитивизация» отношений по всем вопросам между странами региона в целом выгодна России. Это наверняка откроет новые возможности. Ведь границы между государствами Средней Азии очень сложны и витиеваты. Есть масса приграничных нюансов. Например, возить грузы из южной части Киргизии — Баткенской, Ошской областей, в другие области страны было бы проще и короче через Узбекистан, по равнинной его части. Эта дорога работала до последнего ухудшения узбекско-киргизских отношений в 2010 году. То же касается железнодорожного сообщения Ташкента с густонаселенной Ферганской долиной через Таджикистан. Есть и другие примеры. Россия могла бы помочь снять такого рода проблемы в общих интересах.

«СП»: Как смена власти в Ташкенте может повлиять на положение и перспективы русской диаспоры Узбекистана?

—  Принципиальные перемены вряд ли произойдут. Действительно, распад СССР поставил русских в Средней Азии в тяжелое положение. Они не только представляют собой национальное меньшинство, но и лишены клановой формы самоорганизации, присущей этому региону. Отъезд русских в Россию, ударил и по узбекскому обществу. Все-таки русские в основном были специалистами, которых направляли сюда при строительстве новых производств.

«СП»: Как сейчас могла бы вести себя Россия в отношении своих русских соотечественников? Поддерживать их в Узбекистане или наоборот — стимулировать переезд на большую родину?

— К сожалению, время, во многом, упущено. Принципиально изменить ситуацию вряд ли уже возможно. Поддерживать русских там, в Узбекистане, сложно. Гораздо разумнее предоставлять им российское гражданство в упрощенном порядке и помогать желающим с переездом. Что-то в этом направлении уже начали делать.

Наибольший потенциал Россия имеет в поддержке своего культурного влияния в Средней Азии. Не секрет, что в огромной степени это российское телерадиовещание и русский сегмент интернета. Сжатие русского культурного пространства в Узбекистане есть, но оно идет медленно. Если бы Россия хотела, она могла бы притормозить и даже повернуть вспять этот процесс. Для этого требуется производить и последовательно распространять качественный русскоязычный контент. Должен работать своеобразный «русский Голливуд». Следует напомнить общее историческое прошлое: военные и трудовые подвиги, историческую миссию России по модернизации Средней Азии. Строительство, транспорт, система образования, мелиорация, борьбы с эпидемиями — все это делала Россия.

Руководитель сектора Средней Азии РИСИ Дмитрий Александров напомнил, что политический курс нового президента Узбекистана определился еще в тот период, когда он был исполняющим обязанности Узбекистана.

— Мирзиёев продолжит придерживаться многовекторной политики Каримова, стараясь держать баланс между основными геополитическим и центрами: Россией, Китаем и США в первую очередь. Об этом, в частности, говорил в ООН министр иностранных дел Узбекистана. Ясно уже, что на территории Узбекистана вряд ли появятся иностранные военные базы. Но оживление в сфере военно-технического сотрудничестве с Россией будет. Оно уже началось. Тем более, будет общая борьба с терроризмом и экстремизмом со стороны соседнего Афганистана. В ОДКБ Ташкент может пойти, только если в Афганистане случится какой-то форс-мажор.

«СП»: Каковы горизонты экономического сотрудничества?

— Сотрудничество в рамках старых проектов советского времени, вроде авиазавода им. Чкалова (такая идея была в 2011 году), уже вряд ли возможно. Время упущено. Зато есть сотрудничество в энергетической отрасли — там работает «Лукойл». Есть связи по линии металлургии, горно-рудной отрасли. Многие, наверное, заметили, что в российских городах появилось много сельскохозяйственной продукции из Узбекистана. Поскольку это отчасти связано с санкциями, тенденция будет продолжена. Самым перспективным представляется сейчас военно-техническое сотрудничество. Ташкент нуждается в модернизации своей армии.

«СП»: Как будет развиваться ситуация с трудовой миграцией?

— Следует понимать, что для Узбекистана переводы трудовых мигрантов не настолько значимая для экономики вещь, как для Киргизии или Таджикистана. По некоторым оценкам, это не более 15% ВВП, в то время как у соседей доходит до 40%. На этот процесс влияют не столько политические, сколько экономические причины. Например, курс рубля к доллару. Если российская экономика начнет стабильно расти, то и число трудовых мигрантов увеличится. Однако, у мигрантов из Узбекистана есть сильные конкуренты: соседи из Киргизии, как правило лучше владеющие русским языком, и украинцы, поскольку у них продолжается социально-политический кризис. То есть, избрание Мирзиёева на рост или сокращение числа трудовых мигрантов мало способно повлиять.


* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) признано террористической организацией, деятельность которой в России официально запрещена решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня