В снежной Москве я наливаю себе поутру густую зеленую струю драгоценной жидкости — елея, выжатого из олив палестинской Бет Джаллы, горного пригорода Вифлеема, и посыпаю тертой травой заатара — иссопа, растущего на его склонах, чтобы не забывать о Палестине. Пучком иссопа кропят святой водой в русских церквах, а елеем совершают соборование, так что святость входит в поры Святой земли и ее жителей. Вскорости в Вифлеем потянутся караваны русских паломников — посетить церковь Рождества в ее праздник.
Но уже сегодня Палестина снова вернулась на повестку дня — мир отмечает международный день солидарности с палестинским народом, введенный решением ООН в 2005 году. Мир — и Россия. Президент Владимир Путин послал длинную приветственную телеграмму палестинскому президенту Махмуду Аббасу, и ее продублировали в ООН. Он подтвердил «принципиальную российскую позицию в пользу всеобъемлющего, справедливого и долгосрочного решения палестинской проблемы на общепризнанной международно-правовой основе, результатом которого должно стать создание жизнеспособного государства Палестина в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме, мирно сосуществующего со своими соседями». А на этой неделе в Москве высадился палестинский культурный десант — танцевальный ансамбль «Истиклал», кинорежиссеры, писатели, приехавшие для проведения недели палестинской культуры в Москве и в Твери. Палестинцы привезли несколько новых фильмов, выставку своей живописи организовали в музее Востока на Никитском бульваре.
Заблуждаются те, кто считал — во имя дружбы с Израилем Москва отвернулась от Палестины. Россия достаточно велика, чтобы дружить с обеими, желать блага обеих и способствовать примирению обеих стран. Тем более что эта дружба многолетняя, проверена временем и выдержала все испытания. Еще во времена Российской Империи русские открывали школы для палестинцев, и в советское время СССР заботился о связи с палестинским национально-освободительным движением, и в пост-советское время связь с Палестиной только упрочилась. Недавно премьер-министр Медведев посетил Палестину, подписал важные соглашения между Палестиной и РФ, и сказал, что — как выйдет на пенсию, хотел бы жить на святой земле Палестины. Его можно понять. Там теплее.
Расширяются и экономические связи с Россией. Палестинцы надеются, что русские будут создавать у них производство, — ведь произведенные в Палестине товары можно без налогов и сборов экспортировать во все арабские страны. Но политическая ситуация остается неопределенной.
Руководство палестинской автономии отказалось от проведения даже муниципальных, а тем паче парламентских или президентских выборов, опасаясь потери позиций в пользу оппозиции. Многие палестинцы недовольны президентом Аббасом, который продолжает оставаться у власти, хотя установленный законом срок его правления давно истек — и свое недовольство они выражают в бурных демонстрациях и митингах, переходящих в стычки с палестинской полицией. Израильские власти даже разрешили палестинской полиции привезти из соседней Иордании несколько бронеавтомобилей для борьбы с беспорядками, после многих лет запрета на ввоз.
Аббас винит в беспорядках своего бывшего министра Мохаммеда Дахлана, живущего в эмиграции в ОАЭ. На этой неделе он вдобавок обвинил Дахлана в убийстве Ясера Арафата, легендарного вождя палестинцев, отравленного в 2004 году — ранее в отравлении обвиняли ныне покойного израильского премьера Ариэля Шарона. Аббас винит Дахлана и в «потере Газы» — он был в Газе, когда власть в осажденном секторе перешла в руки движения «Хамас». Дахлан в ответ обвиняет Аббаса в неспособности избавиться от оккупации, в отказе от выборов, в коррумпированности и кумовстве. На этой неделе Махмуд Аббас добился своего переизбрания на пост главы движения «Фатах», но эта победа многим кажется неубедительной в отсутствии демократических выборов. «Фатах» могло бы спасти освобождение популярного лидера Марвана Баргути из тюрьмы — но Израиль не собирается его выпускать, несмотря на просьбы Каира и Вашингтона. Израильтяне считают, что администрация Аббаса рухнет в ближайшее время, но не делают ни одного шага навстречу Аббасу.
Россия предложила свои посреднические услуги, чтобы заново запустить переговорный процесс между израильским премьером Биби Нетаньяху и палестинским президентом Махмудом Аббасом. Стороны согласились встретиться в Москве без предварительных условий и начать договариваться — после того, как предыдущий длительный раунд переговоров под эгидой США и лично госсекретаря Джона Керри кончился ничем и только усугубил разочарование на местах. К сожалению, принципиальное согласие не превратилось в реальное — Нетаньяху постоянно откладывает встречу под тем или иным предлогом. Отказался он и от встречи с Аббасом в Париже, где они оба должны присутствовать на конференции.
Израильтяне опасаются, что в последние недели правления президента Барака Обамы Соединенные Штаты поддержат французский проект резолюции по Палестине в ООН и признают независимость Палестины. Сейчас, после выборов и до инаугурации нового президента, руки Обамы раскованы — говорят они.
Еще менее ясно, что произойдет после инаугурации. В штабе новоизбранного президента Дональда Трампа говорят, что послом в Тель-Авив будет назначен Дэвид Фридман (David Friedman), ревностный сионист и сторонник немедленной аннексии Палестины и ее присоединения к еврейскому государству. Эта идея по сердцу некоторым израильским правым, хотя в государстве после аннексии палестинцы будут составлять 50% населения. Не против нее и сами палестинцы — конечно, при условии равноправия всех жителей единого государства. И в любом случае, будет проще добиваться равноправия в едином государстве, говорят они, чем продолжать биться в закрытую дверь независимости.
Американские и израильские либеральные евреи — против аннексии. Они хотели бы фиктивной независимости Палестины под внешним контролем Израиля, но израильские правые, находящиеся у власти, не согласны — при самой ограниченной независимости правительство Палестины сможет не допустить самозахвата земель евреями и сможет разрешить своим беженцам вернуться домой. Поэтому израильтяне предпочитают теперешний порядок вещей, когда Палестина вроде бы автономна, но полностью подконтрольна.
Россия поддерживает требование подлинной независимости Палестины, Россия голосовала за резолюцию ЮНЕСКО и собирается поддержать и французский проект резолюции, несмотря на уговоры израильтян. В случае аннексии, ситуация на Ближнем Востоке кардинально изменится, и не обязательно в худшую сторону. Аннексия положит конец фикции и сделает ситуацию ясной и недвусмысленной. Апартеид станет официальным — или будет отменен. В любом случае палестинцы могут рассчитывать на дружбу и поддержку России.