Команда Трампа обещает бороться с супостатами до последнего, вот только с кем именно?
Если бы вам захотелось привнести здравомыслие во внешнюю политику США, которая, бешено вращаясь, вышла из-под контроля, то вам — или, скажем, госсекретарю Рексу Тиллерсону — пришлось немедленно сделать несколько шагов. И первым шагом должно стать обязательство говорить правду американскому народу.
Вместо бесконечного употребления кодовых фраз типа «управление восприятием», «стратегические коммуникации», «психологические операции» или изобретения каких-то новых, вы могли бы открыть досье, имеющие отношение к ключевым поворотным моментам, и поделиться фактами с согражданами. Ведь предполагается, что «мы, народ» — подлинные суверены Америки.
Например, вы могли бы раскрыть то, что известно властям США об атаке с применением отравляющего газа зарин 21 августа 2013 года в Сирии, что содержится в государственных досье о причинах государственного переворота на Украине 22 февраля 2014 года, какие сведения собрали аналитики разведсообщества США о сбитом над восточной Украиной самолете рейса № 17 малазийских авиалиний. Это всего три примера того, как американские государственные пропагандисты в рамках «информационной войны» против властей Сирии и России продали американской и мировой общественности товары сомнительного качества.
Команда Трампа обещает бороться с супостатами до последнего, вот только с кем именно?
Если бы вы захотели поставить американскую внешнюю политику на прочный фундамент реальности, то вы также могли бы рассказать американскому народу о том, кто является главным спонсором того терроризма, которым так обеспокоены американцы — аль-Каиды*, «Исламского государства» ** и Талибана***. Всё это — суннитские группировки и ни одной из них не руководит шиитский Иран. Тем не менее, от политических и медийных инсайдеров официального Вашингтона мы только и слышим, что главным спонсором терроризма является Иран.
Конечно же, это именно то, во что, по мнению Саудовской Аравии, государств Персидского залива и Израиля, вы должны верить. Но это неправда. Как раз Саудовская Аравия и государства-заливники вооружают и финансируют аль-Каиду и ИГИЛ, а Израиль время от время времени бомбит военных противников аль-Каиды внутри Сирии и оказывает медицинские услуги сирийским филиалам аль-Каиды, действующим вблизи Голанских высот.
Причина для функционирования этой отвратительной сети альянсов заключается в том, что Израиль, равно как Саудовская Аравия и суннитские страны Персидского залива, считают Иран и так называемый «шиитский полумесяц» — от Тегерана через Дамаск к Бейруту — в качестве своей главной проблемы. А благодаря финансовому богатству нефтяных шейхов и политическому влиянию Израиля они контролируют практически всех, кто выражает взгляды официального вашингтонского истэблишмента по Ближнему Востоку.
Однако интересы Израиля, Саудовской Аравии и заливников не соответствуют интересам американского народа, как, впрочем, и среднего европейца. Обычные американцы и европейцы не озабочены воинствующими шиитами так, как они озабочены воинствующими суннитами. В конце концов, самые ужасные террористические акты в Европе и в США совершали суннитские экстремисты, либо принадлежавшие к аль-Каиде и Исламскому государству, либо вдохновленные ими.
Разрыв между реальностью суннитского экстремизма и терроризма и фантазиями официального вашингтонского «группового мышления», пальцем указывающими на управляемый шиитами Иран, объясняет когнитивный диссонанс по поводу запрета президента Трампа в отношении людей из семи преимущественно мусульманских стран. За оскорбительными анти-мусульманскими предрассудками стоит простой факт того, что президент не обратил внимание на страны, выходцами из которых были те, кто совершил террористические акты против США, включая 11 сентября.
Странность президентского указа Трампа демонстрирует то, насколько глубоко дисфункционален официальный Вашингтон. Трамп нарвался на тяжелую битву в конституционном поле по указу, который в качестве целей выбрал не те страны.
Но у этой дисфункциональности есть своя причина — никто в официальном Вашингтоне не может произнести правду о терроризме, не потерпев жестокого политического ущерба или включения в «черный список» мейнстримовских СМИ. Поскольку правда ставит Израиль и, особенно, Саудовскую Аравию в неудобное положение, правду говорить нельзя.
Надежда на Трампа
Была надежда на то, что президент Трамп — при всей его вспыльчивости, раздражительности и непредсказуемости — сможет отвергнуть абсурдную мантру «Иран — главный спонсор терроризма». Однако пока этого не произошло.
Не решился Трамп и открыть досье по сирийскому и украинскому конфликтам. А это необходимо, чтобы американцы сами смогли оценить, как администрация Обамы стремилась манипулировать ими с целью осуществления авантюр по «смене режима».
Но Трамп воспротивился интенсивному давлению, направленному на то, чтобы вновь доверить внешнюю политику США неоконсерваторам. Многие из них потеряли свои должности после ухода президента Обамы. Возможно, самой главной фигурой среди неоконов была помощник госсекретаря по европейским делам Виктория Нуланд, которая содействовала проведению насильственного свержения законно избранного президента Украины и которая стала одним из архитекторов новой «холодной войны» с Россией.
Другие неоконы, которые пытались заполучить должности в новой администрации, включая Джона Болтона и Джеймса Вулси, тоже потерпели неудачу. В настоящее время на Трампа и его окружение оказывается давление с тем, чтобы пристроить Элиота Эбрамса, первого заместителя государственного секретаря. Но эта идея встречает сопротивление.
Угроза неоконсерватизма заявленному Трампом намерению вернуть американской внешней политике хоть какой-то геополитический реализм заключается в том, что неоконы действуют как идеологические заговорщики, связанные между собой зачастую как подпольщики. Или, как однажды в зашифрованном письме журналистке-неоконсерватору Джудит Миллер**** писал Льюис Либби*****, «осины растут группами потому, что под землей их объединяют корни».
Другими словами, если ключевая должность достается одному неокону, можно ожидать, что за ним последуют другие неоконы. Тогда любой отход Трамп от неоконовской ортодоксии может быть подорван в классической вашингтонской традиции — путем «утечки» стратегической информации влиятельным СМИ и союзникам в конгрессе.
Крейсер «Бруклин» как пример стратегического прорыва глобального масштаба
Пока внутренний круг приближенных Трампа демонстрирует административную смекалку, не допуская к себе идеологов, которые посвятят свои усилия тому, чтобы помешать каким бы то ни было значимым изменениям в американской геополитике.
Пока неясно, обладает ли Трамп, Тиллерсон и его неоперившаяся госдеповская команда интеллектуальной мощью для того, чтобы понять, почему внешняя политика США всегда дрейфовала в хаос и конфликты, которые ее окружают. Как неясно и то, обладает ли она навыками и умениями, чтобы проложить маршрут к тихой гавани.
Автор (англ. Robert Parry) — американский журналист-разоблачитель, известный своими журналистскими расследованиями в «Ассошиэйтед Пресс» и «Ньюсуик» по делу Иран-контрас, об американской помощи никарагуанским контрас, связанным с незаконным оборотом кокаина в США в 1985 году, а также о катастрофе рейса M-17, когда он опубликовал факты, объединение которых, по его мнению, убедительно показывает, что после нескольких месяцев безуспешных попыток спровоцировать повстанцев Донецкой и Луганской народных республик на уничтожение гражданских пассажирских самолётов вооружённые силы Украины сами сбили этот самолёт. В 1984 году был награждён премией Джорджа Полка (учреждена в 1948 году, в память корреспондента CBS Джорджа Полка, убитого при освещении гражданской войны в Греции.
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова.
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года было признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
**** Движение «Талибан» Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
**** Джудит Миллер (англ. Judith Miller; 2 января 1948 года) — американская журналистка, более 25 лет проработавшая в газете Нью-Йорк Таймс. Во время работы в издании была одной из самых влиятельных и входящих в высшие круги власти журналисткой. В 2002 году вместе с группой коллег была удостоена Пулитцеровской премии за статьи о глобальном терроризме.
Статьи Миллер об иракской программе производства оружия массового поражения, которые она печатала до и после военного вторжения в Ирак в 2003 году, вызвали бурные дебаты в обществе. Её вовлечение в скандал с раскрытием личности агента ЦРУ Валери Плэйм (англ. Valerie Plame), работавшей под прикрытием, придало ей ещё бо́льшую известность в СМИ.
***** Льюис «Скутер» Либби (англ. Lewis «Scooter» Libby; род. 22 августа 1950, Нью-Хэйвен, Коннектикут) — американский политик-республиканец неоконсервативного толка. Работал в администрациях Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего. В администрации Буша-младшего был начальником аппарата вице-президента Дика Чейни, советником вице-президента по национальной безопасности и советником президента. Пользовался большим закулисным влиянием, играл ключевую роль в разработке внешней политики США. В 2005 году был обвинен в лжесвидетельстве по делу о разглашении имени секретного агента ЦРУ Валери Плейм. В 2007 году суд признал Либби виновным и приговорил его к двум с половиной годам тюрьмы, но осужденному удалось избежать заключения благодаря вмешательству президента Буша.
Либби был одним из тех, кто в 1997 году участвовал в создании «Проекта нового американского столетия» (Project for the New American Century). Целью этого консервативного «мозгового треста» стало обеспечение глобального лидерства США. Перед президентскими выборами 2000 года, когда претендентом на президентский пост стал Джордж Буш-младший, была сформирована команда «ястребов», которая консультировала его по вопросам внешней политики и безопасности и получила название «Вулканы» (The Vulcans): в неё, в частности, вошли Кондолизза Райс, Доналд Рамсфелд и Вулфовиц. В своем новом качестве Либби был далек от публичности, однако его называли самым влиятельным начальником аппарата самого влиятельного вице-президента в истории США.