Видимо, это самое большое достижение за вековую историю
Латвийский политик Эдвин Шноре, известный своим лживым фильмом «Советская история», фальсифицировавшим советский период, абсолютно дискредитировал себя и своё «творчество», сделав настоящее нацистское заявление в статье «Цель: латышская Латвия».
Текст был опубликован в издании националистического толка Nacionālās apvienības avīzе, и в нём, в частности, говорилось: «Как в своё время сказал министр общественных дел Алфред Берзиньш, если один раз запустишь русскую вошь в шубу, то извлечь её оттуда будет трудно. И действительно, мы видим, что прибывшие во времена СССР русскоязычные хотя постоянно и ругают Латвию, но при этом не уезжают. Во всяком случае, не в том объёме, как латыши этого хотят…».
Эдвин Шноре вспомнил про нацистского довоенного деятеля, командовавшего после работы в министерстве штабом милитаризованной полувоенной организации «Айзсарги» («Охранники»), участвовавшей в военном перевороте 1934 года, который привёл к власти диктатора Карлиса Улманиса. Такое упоминание Эдвину, вроде бы, с руки — всё-таки фраза принадлежит обожаемому государственному деятелю, хотя в 1940-м он бежал в Швецию, а потом в США, где и умер в 1977-м. Но точнее было бы, если бы Эдвин Шноре сослался на рейхсминистра внутренних дел фашистской Германии Генриха Гиммлера. Весной 1940 года он говорил своим генералам и офицерам: «Антисемитизм — это точно то же самое, что санитарная обработка. Избавление от вшей — не вопрос идеологии, это вопрос гигиены. Точно так же для нас антисемитизм является не вопросом идеологии, а вопросом гигиены, которым мы скоро практически займемся. Скоро мы избавимся от „вшей“, и затем с этим вопросом будет покончено во всей Германии».
Видимо, это самое большое достижение за вековую историю
Это фразу гитлеровского бонзы напомнил латвийский правозащитник Владимир Линдерман, обратившийся с заявлением в местную прокуратуру из-за статьи националиста. Он считает высказывание Эдвина Шноре образцом нацистской пропаганды. И подчёркивает в заявлении: текст Шноре попадает под действие 78-й статьи Уголовного закона Латвийской Республики — «Возбуждение национальной, этнической и расовой розни». Возможно, считает Линдерман, в тексте статьи есть и признаки, попадающие под действие 71-й статьи Уголовного закона - «Подстрекательство к геноциду».
Мы со своей стороны напомним ещё одну фразу Генриха Гиммлера, зафиксированную в документах Нюрнбергского процесса, которая не менее ярко характеризует нацистскую идеологию: «То, что может произойти с русским или чехом, меня абсолютно не интересует. Будут ли они живы или умрут с голоду, как скоты, — для меня это имеет значение только в том смысле, что лица, принадлежащие к этим национальностям, будут нам нужны в качестве рабов. Если десять тысяч русских женщин, которые роют нам траншеи, упадут на землю мёртвыми от усталости, мне это безразлично, важно, чтобы нужные нам траншеи были вырыты».
Нет, Шноре ничего подобного не произносил, но когда человек сравнивает других людей со вшами, а это делал и один из главных нацистов планеты, то и логическая цепочка работает в определённом направлении. Вот и Линдерман в заявлении в прокуратуру написал о цели, по его мнению, статьи националиста: «Подготовить массовое сознание к убийству представителей других национальностей, поскольку вшей и тараканов не жалко, их убивают».
Правда, за такую жалобу и сравнение высказывания Шноре со словами Гиммлера, глядишь, самого Линдермана привлекут к ответственности, как якобы разжигающего рознь: такие нравы в современной Латвии. Как ни крути, как ни выгораживай бывших эсэсовцев, а они были в Латвии, и верно служили нацистам, и каждый год 16 марта их чествуют в Риге, правда, уверяя, будто они боролись за свободу своей родины.
Ну и судьба Линдермана оставляет мало надежды на честное расследование по его заявлению в прокуратуру. Этого правозащитника давно пытаются посадить в тюрьму. Обвиняли ни много, ни мало, в призыве к свержению действующей власти в Латвии. Естественно, доказательств не нашли. В 2008-м он был оправдан рижским судом и по обвинению в хранении взрывчатых веществ. Не было ничего. Прокуратура опротестовала вердикт, Линдермана всё-таки осудил Рижский окружной суд, но в 2009-м Верховный суд республики вернул дело на новое рассмотрение, и он был ещё раз оправдан.
А сейчас правоохрана «троллит» правозащитника по делу о проникновении в 2015 году двух граждан России на военную базу в Адажи. Вину правозащитника усматривают в том, что он сообщил об этой акции. Мол, раз сообщил, значит, знал и готовил. Два активиста «Другой России» жестко пошутили над самой серьёзной военной базой Латвии: проникли на неё, когда там проходили международные учения НАТО Saber Strike 2015 — всего-то поставили лесенку к забору и перелезли, спустили американский флаг и подняли полотнище, изображающее георгиевскую ленту. Так они протестовали против наращивания сил НАТО у границ России. Но им пришили шпионаж и терроризм, а вместе с ними и Линдерману.
Правозащитник был и создателем партии «За родной язык!», которую в прошлом году прикрыл суд. Заметим: в Латвии только русских около 30%, плюс белорусы и украинцы. Правда, местные радикалы считают их оккупантами, но на самом деле русские здесь жили всегда, это коренное население, до войны их было около 9%, и именно тогда упомянутый Эдвином Шноре националист Алфред Берзиньш и говорил гадости про них. До вхождения страны в состав СССР было ещё далеко. Так что нацист — это образ жизни и мышления, а не реакция на население…
Одно из последних интервью исследователя аномальных явлений Вадима Черноброва
Зато Эдвина Шноре местная элита любит. За свой пакостный фильм политик получил высшую государственную награду Латвии — Орден Трёх звёзд. О «творческом» методе, который использовал режиссёр, рассказал директор российского фонда «Историческая память» Александр Дюков: «Фирменный приём авторов фильма — показ сначала вскидывающих руки в нацистском приветствии немцев, а затем кого-нибудь из советского руководства, чьё движение рукой похоже на этот салют. Ещё лучше: показать парад Победы в Москве и перебивать кадры картинками с трупами. Вообще демонстрация трупов во всевозможных ракурсах занимает большую часть фильма…»
Ну а о духовном посыле режиссёра-политика можно судить по его статье…