Госсекретарь США обещает осчастливить Порошенко невиданно коротким визитом на Украину
Самая обсуждаемая тема этой недели — встреча президентов Путина и Трампа на полях конференции G20 в пятницу. Невозможно отрицать: тот факт, что эти двое, наконец-то, встретятся, является событием, имеющим громадное значение не только для будущего российско-американских отношений, но и для будущего всего человечества.
Да только так ли это?
Говорю честно — мои ожидания очень близки к нулю. Ну, да, конечно, они будут улыбаться, возможно, много. И будут разрешены такие малозначимые вопросы, как, например, захват российской дипломатической недвижимости в США. Возможно. Может, даже прозвучат приятные для слуха слова — типа «подтверждаем Минское соглашение» или «борьба с ИГИЛ* в Сирии». Но, по сравнению с длинным списком по-настоящему жизненно важных вопросов, которые необходимо обсудить и разрешить, эта встреча будет, боюсь, настолько близка к нулю, насколько это возможно. Почему я так говорю?
Во-первых, давайте не будем себя обманывать. У России и США нет «разногласий» или «расхождений во мнениях». Грустная и пугающая действительность заключается в том, что сейчас мы находимся ближе к войне, чем во время Карибского кризиса. Сейчас российские и американские военные размещены в одной и той же зоне военных действий (американцы — совершенно незаконно), но, в отличие от того, что происходило во время Карибского кризиса, мы имеем президента США, у которого совершенно и окончательно отсутствует сила воли, необходимая для ведения дел с сумасшедшими, находящимися на американской стороне.
Я говорю о неоконах, конечно. При Кеннеди настоящих неоконов вообще не было. Сейчас же они правят Белым домом, а Трамп разносит им кофе или смотрит телевизор (шучу, но лишь отчасти). В этом контексте встречаться «на полях» конференции G20 граничит с преступной безответственностью. В чем нуждается мир, так это в том, чтобы Трамп и Путин встретились в формате, подобном «Кэмп-Дэвиду», по крайней мере, на 3−5 дней вместе со всеми своими ключевыми советниками и чиновниками. Даже если исходить из наличия 100% доброй воли с обеих сторон, встреча «на полях» и без того большой конференции просто не позволит что-нибудь реально сделать. В самом лучшем случае Лавров с Тиллерсоном, удалившись от публики, могли бы провести какую-то серьезную работу, но, как говорят русские, обе стороны еще даже не согласовали повестку дня.
Госсекретарь США обещает осчастливить Порошенко невиданно коротким визитом на Украину
Во-вторых, совершенно ясно, что в США сио-СМИ и Конгресс объявят любой, абсолютно любой, позитивный исход встречи как то, что «Трамп отступил перед Путиным», «уступил», «сдался» и за это они постараются выбить из Трампа всю оставшуюся у него политическую плоть. Так что, для Трампа внешнеполитический успех означает внутриполитическую катастрофу. А мы уже знаем, что у этого человека нет того, что требуется, чтобы противостоять таким нападкам. Честно говоря, вся его «тактика» ведения дел с неоконами до сих пор заключалась лишь в том, чтобы их умиротворять и ублажать. Так что, если только Трамп не попросит у России политического убежища и не присоединится к Сноудену, я не вижу, как он будет в состоянии предпринять хоть какое-то независимое действие.
В-третьих, если мы посмотрим на людей вокруг Трампа, то станет совершенно ясно, что единственный разумный человек в Белом доме — это Рекс Тиллерсон. Все остальные — сумасшедшие, маньяки и имбецилы. Об этом говорят их «действия» («политикой» назвать это не могу) в отношении Сирии. Эти «действия» четко доказывают, что исполнительная ветвь власти полностью вышла из-под контроля. Сейчас совершенно ясно видно, что Мэттис и Макмастер — никакие не военные гении, которыми их выставляли сио-СМИ. На самом деле, оба они феноменально некомпетентны, а их взгляды на конфликты в Сирии и в Афганистане можно охарактеризовать как не содержащие ничего, даже отдаленно напоминающее хоть какое-то видение перспективы.
Эти два «гения», кажется, рулят всем. А Тиллерсон, при всем своем уме не может обуздать даже идиотку Никки (Хэйли — С.Д.) в ООН. Хватит обманываться и притворяться, что у нас есть кто-то, кто мог бы вести переговоры с русскими.
Признаюсь, что у меня были большие надежды на Трампа и на то, что казалось его готовностью сесть и вести взрослый разговор с русскими. Я был особенно воодушевлен многократным отвержением Трампом версии сио-СМИ в отношении России и тем, что мне казалось «серьезным подходом» к решению вопросов. Дело в том, что до выборов мы могли судить о Трампе только по его словам. Сейчас, однако, мы можем судить о нем и по его словам, и по его делам. А последние демонстрируют нам устоявшуюся закономерность — безропотную покорность неоконам и их требованиям, начиная с предательства своего друга и ключевого советника Флинна и заканчивая недавними угрозами бомбить Сирию за, как утверждается, «подготовку» к применению химического оружия против мирного населения.
Возможно, это его «лас-вегасская культура», но Трамп — это форма, а не содержание; видимость, а не факты. Только посмотрите на его жалкие угрозы (с использованием никак не меньше трех авианосных групп!) в адрес КНДР или его малодушный ракетный удар по сирийской авиабазе. Это все — масштабные шоу и больше ничего. Неудивительно, что он любит «твитить» — кажется, он думает «группами мыслей» в 140 букв…
Это все было бы еще не так плохо для США и для Запада в целом, если бы имелись хоть сколь-нибудь пристойные СМИ и законодательная власть. Теоретически говоря, они могли бы поднять серьезные вопросы и потребовать от президента, чтобы он либо ушел в отставку, либо начал исполнять свои обязанности. Но, конечно же, они этого не делают и не сделают. Трампа они, конечно, ненавидят — но они же им и владеют. Он в свое свободное время может над ними потешаться в своих «твитах», но с точки зрения политики, он делает ровно то, что хотят они. А самое последнее, чего они хотят, это «разрядки» в отношениях с Россией. Самое большее, чего они хотят, — подвергнуть Трампа импичменту; просто, чтобы унизить его. На этом — всё. Им даже не надо разыгрывать карту по имени «Пенс». Трамп стал тем, что на разговорном языке американских гетто зовется «моя гнилозадая сучка».
С тех самых пор, когда более или менее истощилась недоброй памяти «Глобальная война с террором», Россия стала незаменимым пугалом, которым терроризируют общественность и оправдывают коррупционные схемы на многие миллиарды долларов. И не только это. «Возрождающаяся» Россия — это краеугольный камень в оправдании англо-сионистской параноидальной идеи о необходимости тратить все больше на военное государство, на полицейское государство и, конечно, на удовлетворение жадности корпораций.
Разведуправление Минобороны США недавно выпустило доклад «Российская военная мощь 2017». Это смесь неплохой информации о российских вооруженных силах с огородной чепухой о русских хакерах и их кибер-угрозах для США и их союзников. Рекомендую для чтения. Только отделяйте информацию от политически мотивированной чепухи, и вы получите неплохое представление о современных вооруженных силах России.
Должен поблагодарить РУМО за этот доклад — он дал мне возможность снова почувствовать себя молодым — как в 1980-е. Но подлинная цель этого документа та же, что и у серий «Советская военная мощь» во время холодной войны — оправдать рост расходов на «оборону» (т.е. «агрессию»), показав, как страшны были/остались эти злобные коммунисты/русские.
Все это было бы забавно, если бы не демонстрировало полное отсутствие воображения у ребят в Пентагоне. Вместо того чтобы выдумать что-то новое и интересное, они вытаскивают пыльный хлам. Жалкий ход!
За последние 30 лет (или около того) Россия прошла путь от СССР до похожего на Сомали «демократического ада» 1990-х годов, чтобы стать совершенно новой сущностью — «Новой Россией», совершенно иной, нежели СССР 1980-х. В отличие от нее, США совершенно застряли в старых схемах, только они «те же, но еще хуже». Если бы у США не было ядерного оружия, всё было бы ничего (в конце концов, всему миру было бы безразлично, если бы Дядя Сэм постепенно лишился своего склеротического мозга — кому какое дело?). Но когда ядерная сверхдержава ведет себя, как вышедшее из-под контроля государство-изгой, то это очень и очень страшно.
Но вернемся к нашей встрече на конференции G20. Первое, что надо сказать — Трамп слаб, крайне слаб. Он приезжает в ситуации, когда сио-СМИ и Конгресс его ненавидят, а контролируемая Пенсом, Кушнером и другими неоконовскими сумасшедшими команда Белого дома готова его предать. Хуже того, Трамп не может предложить русским ничего, чего они хотели бы или в чем нуждались бы.
И, пожалуйста, не покупайтесь на «утки» про санкции. Тот ущерб, который эти санкции могли нанести, они уже нанесли. Простая правда состоит в том, что Россия уже пережила эти санкции и вышла из этой ситуации еще более сильной. Это признают и международные организации, и частный сектор. Фактически, снятие санкций сейчас нанесет российской экономике ущерб. Особенно сельскому хозяйству, которому санкции обеспечили протекционистский режим. Аналогичным образом, российская оборонная промышленность успешно адаптировалась к полному разрыву отношений с укронацистским режимом. Кроме того, поскольку конгресс и Никки в ООН дали ясно понять, что санкции продолжатся до тех пор, пока Крым остается в России, не изменится ничего до тех пор, пока нынешняя Украина окончательно не развалится на три или четыре части.
Теоретически говоря, Трамп мог бы предложить русским прекратить американский саботаж мирного процесса в Сирии. И русские, наверняка, приветствовали бы это. Но, поскольку американская политика нанесения незаконных ракетно-бомбовых ударов в сочетании с размещением сухопутных войск в Сирии все равно проваливается, русские все равно получат то, что им надо — хотят этого американцы или нет.
Что же касается Украины, то ситуация там настолько плоха, что растущее число специалистов говорят о том, что даже американцы потеряли контроль над Бандерастаном и что все будет зависеть от внутриукраинских раскладов. Катастрофические процессы в социальной, политической, военной, культурной и экономической сферах достигли того, что я бы назвал «скоростью выхода за орбиту» — все процессы обрели хаотичный, непредсказуемый и неуправляемый характер. Лично я очень сомневаюсь, чтобы у американцев было что-то, что они могли бы предложить русским.
А что с другой стороны? Что мог бы Путин предложить Трампу?
И вновь, боюсь, что ничего особенного.
Российская внешняя политика вся строится вокруг создания многополярного мира, и Путин сейчас весьма занят решением ряда серьезных и важных вопросов. Итак, что же мог бы предложить Путин Трампу? Обещание не вторгаться в Литву? Начнем с того, что Трамп и так знает, что такой угрозы никогда и не существовало. Путин не может согласиться притворяться и не видеть постоянного притока сил и средств НАТО в Восточную Европу, поскольку это представляет серьезную угрозу для российской национальной безопасности. Могут ли русские пообещать, что не будут летать над Балтикой с выключенными транспондерами? Вряд ли. Поскольку первыми свои транспондеры отключили американцы. Может, русские пообещают не перехватывать пассажирский самолет министра обороны Мэттиса над международными водами? Но постойте — ведь все было как раз наоборот. Это НАТО (вернее, польский F-16) осуществил перехват самолета Сергея Шойгу над Балтийским морем во время официального, и задолго до того заявленного, полета из континентальной России в Калининград. И кто потом сбежал, как только русский Су-27 показал ракеты, которые были у него под крыльями? Что по одной из Конвенций означает: «Вали отсюда или я тебя завалю!» Так что, это не русские, а американцы должны унять своих тявкающих пуделей.
(Замечу в скобках. Я никогда не был большим поклонником польских политиков. Но сейчас Польша доходит до своего исторически низкого уровня по части трусости, бесчестия и простой глупости — будь то «война с памятниками» или идиотские обвинения российских диспетчеров в том, что они преднамеренно довели дело до катастрофы правительственного самолета (хотя это их собственные политики отдали пилоту глупый приказ), или война премьер-министра Качиньского с «велосипедистами и вегетарианцами», или возрождение чрезвычайно опасного плана «трех морей». Польша постоянно демонстрирует свою никчемность и оглушительную глупость. Но опять-таки, что взять со страны, считающей персонажей типа Пилсудского, своими национальными героями? Это грустно признавать, но Польша повторяет свою наихудшую историческую ошибку, стараясь постоянно спровоцировать конфликт между Западом и Россией. История поляков, кажется, ничему не научила. Поэтому сейчас крошечный польский пудель тявкает на Русского Медведя, будучи уверен, что Дядя Сэм и Запад защитят его, если медведь ответит по-своему. Воистину, глупость человеческая безгранична)
Думаю, я догадываюсь, чего хотят американцы. Раздела Сирии. Если не де-юре, то де-факто. Не думаю, что это сработает. Американцы (в который уже раз) не видят того простого факта, что главным действующим лицом в Сирии является не Россия, а Иран. И у Ирана нет абсолютно никаких причин соглашаться на такой раздел. У русских, конечно, тоже. Единственное государство, которое по-настоящему заинтересовано в разделе Сирии (ну, кто же еще!), это Израиль.
Но ни Турция, ни Иран не могут этого принять, поскольку в этом случае не только будет создан «Ваххабистан» в Восточной Сирии, но и какой-то Курдистан на севере. Вряд ли это рецепт для достижения мира. И, наконец, давайте не будем забывать самих сирийцев. Они прекрасно понимают, что любой раздел их родины поместит их в тиски между Израилем на юго-западе и безумным ИГИЛ, претендующим на роль халифата на северо-востоке. И зачем им идти на такую гнилую сделку, соблюсти которую все равно не удастся?
Для американцев, конечно, все наоборот — поскольку им не удалось водрузить черный флаг ИГИЛ над Дамаском, то в разделе Сирии они видят единственный приемлемый для себя исход. Поэтому они всеми, доступными им грязными средствами, будут мешать любому мирному процессу, особенно если он сотворен Россией, Ираном и Турцией.
Так что, предстоящая встреча не даст ничего? Совсем ничего?
Она даст тот факт, что два лидера поговорят друг с другом — лицом к лицу. Это уже немаловажно. У меня также есть некоторые надежды на какое-нибудь соглашение о «де-конфликтизации» отношений между Россией и США/НАТО (включите снова эти чертовы транспондеры!). Если мы сможем возобновить какие-то переговоры между НАТО и Россией, это тоже будет хорошо, даже если в результате этого не будет достигнуто ничего особо конкретного.
Американцы надеются, что война в Сирии пойдет по их сценарию
Подозреваю, что Трамп с удовольствием выбросил бы на помойку Украину. Но он не способен сделать этого по внутриполитическим соображениям. Если русским удастся подвигнуть американцев к одобрению, хотя бы устному, астанинских переговоров по Сирии, то это будет хорошо. Ведь это, пусть условно, но затруднит для Пентагона и/или ЦРУ организацию нападений «под чужим флагом» с использованием химического оружия или еще каких-нибудь глупостей.
В пятницу я буду смотреть (надеюсь, совместную) пресс-конференцию Трампа и Путина с крошечными остатками и парадоксальными искорками надежды на то, что, может быть, просто может быть, внутри Трампа еще осталось что-то доброе. Но дыхание задерживать не буду. Говорят, надежда умирает последней. Может быть. В пятницу узнаю.
Автор (публикуется под псевдоним The Saker) — широко известный на Западе блогер. Родился в г. Цюрих (Швейцария). Отец — голландец, мать — русская. Служил аналитиком в вооруженных силах Швейцарии и в исследовательских структурах ООН. Специализируется на изучении постсоветских государств. Проживает во Флориде (США).
Публикуется с разрешения издателя.
* Движение «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Перевод Сергея Духанова.