Наша страна должна быть готова к разрыву дипломатических отношений с Соединенными Штатами
Замминистра иностранных дел России Анатолий Антонов получил, наконец, агреман от Вашингтона на свое назначение главой российской дипмиссии в Соединенных Штатах. Но когда нерешенным, казалось бы, оставался один технический вопрос — предоставление нашему новому послу дипломатической визы, стало известно, что президент России Владимир Путин пока не подписывал указа о назначении нового посла в США.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков ограничился по этому поводу коротким комментарием для журналистов: «Если и когда такие указы будут подписаны, мы вам сообщим».
Газета «Известия» в пятницу сообщила, что «добро» от американской стороны на утверждение кандидатуры Антонова в качестве посла нашей страны в США было дано еще после встречи заместителя главы МИД России Сергея Рябкова и замгоссекретаря США Томаса Шеннона, состоявшейся чуть более недели назад в Вашингтоне. Теперь получен агреман — предварительное согласие на назначение дипломата.
Анатолий Антонов, как известно, должен сменить на посту главы российской дипмиссии в США Сергея Кисляка, который 22 июля официально завершил свою работу в Вашингтоне и вернулся в Москву.
Наша страна должна быть готова к разрыву дипломатических отношений с Соединенными Штатами
А мы помним, какая истерика развернулась в Штатах вокруг имени этого человека в связи с так называемым «российским вмешательством» в выборы. Одной из первых жертв, как известно, этой болезненной атмосферы стал советник президента Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн, которого фактически вынудили подать в отставку через несколько недель после назначения из-за того, что он имел какие-то контакты с российским послом.
Даже зятю Трампа Джараду Кушнеру, который одновременно является советником президента, в письменных показаниях Конгрессу пришлось недавно оправдываться в том, что в ходе избирательной кампании он не пытался установить «секретные каналы связи» с Москвой через российского посла в США.
И тут возникает закономерный вопрос: уймутся ли, наконец, американские партнеры с назначением нового российского посла? Или тот факт, что Антонов шесть лет прослужил на генеральской должности в военном ведомстве Сергея Шойгу, будет для них, еще большим раздражителем?
— Назначение Анатолия Антонова послом Российской Федерации в США, это в любом случае событие значимое, — комментирует ситуацию замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, политолог-международник Никита Данюк. — Дело в том, что на фоне беспрецедентного ухудшения отношений между нашими странами рабочие контакты дипломатов в это непростое время являются одной из эксклюзивных, и, наверное, единственных коммуникационных цепочек, благодаря которым все-таки можно пытаться обсуждать накопившиеся проблемы. И личность посла в сложившейся ситуации, действительно, играет очень большое значение. Тем более что это назначение происходит не в формате обыкновенной ротации, а в формате переформатирования российско-американских отношений, которые находится сейчас на одной из самых низших точек за последние двадцать пять лет.
Антонов, без сомнения, это тот человек, который будет очень эффективно исполнять свои обязанности. И опыт работы в Минобороны ему, действительно, может помочь.
«СП»: — Каким образом?
— Я напомню, что в военном ведомстве он курировал вопросы международного военного и военно-технического сотрудничества. Значит, он может блестяще, в первую очередь, выполнять информационно-пропагандистскую функцию.
Мы знаем, что в американском обществе сейчас царит настоящее помешательство по поводу мифического вмешательства России в выборы. Президент Трамп из-за якобы имеющихся связей с Москвой подвергается постоянным атакам со стороны своих политических конкурентов и недоброжелателей. И тут, я думаю, Антонов с его опытом вполне может эту негативную волну «оседлать». Ну и в каком-то смысле градус этого накала снизить.
Потому что как раз из-за этой информационной шумихи, которая была увязана противниками президента США с именем Кисляка, проводившего — просто по долгу службы — множество встреч с представителями американского истеблишмента, американского бизнеса, и с людьми, которые в итоге стали членами команды Трампа, нормальной внутриполитической коммуникации между нашими странами фактически уже нет. Поэтому в данном случае, назначение нового посла может действительно стать одним из шагов на пути создания нового, нормально функционирующего информационного канала.
И в данном случае, выбор сделан абсолютно правильный. Антонов, я думаю, прекрасно понимает, в какой стране ему предстоит работать.
«СП»: — Наши ответные меры против дипломатов США, которые наконец-то были приняты, как-то отразятся на этом назначении? Америка уже выразила протест против ответных санкций. Посол Теффт выразил «глубокое разочарование и протест» по поводу решения МИД РФ…
— Что касается наших ответных действий в отношении американских дипломатов, а также американской дипсобственности на территории нашего государства, то, мне кажется, они вполне оправданы. Дело в том, что по устоявшейся дипломатической практике, на недружественные действия со стороны наших иностранных партнеров мы отвечаем всегда симметрично.
И теперь не стоит удивляться, если в ближайшее время еще большее количество иностранных дипломатов, сотрудников госдепартамента США покинут нашу страну. Не исключаю, что имущественный вопрос тоже не закончится на даче в Серебряном Бору.
В этом, мне кажется, ничего удивительного и странного нет. Потому что эти действия были, в первую очередь, вызваны недоброжелательной, абсолютно контрпродуктивной позицией наших американских коллег.
Если же говорить в целом о перспективах восстановления российско-американских отношений с учетом нового посла, то здесь я бы напомнил, что посол США Теффт тоже уже совсем скоро должен сложить свои полномочия. Если я не ошибаюсь, в сентябре.
«СП»: — Более того, Москва, насколько известно, уже дала предварительное согласие на кандидатуру Джона Хантсмана в этом качестве, которую ранее предложил Дональд Трамп…
— Да. И в целом это тоже достаточно позитивный сигнал. Потому что «синхронная» смена послов может помочь установить абсолютно новые, так скажем, межличностные отношения, которые, на мой взгляд, могут способствовать, в том числе, восстановлению новых качественных отношений между нашими государствами.
Потому что Антонов, это не только человек, который будет очень твердо отстаивать позиции России. Он не связан никоим образом с представителями американской политической элиты, истеблишмента и крупного бизнеса. Что тоже будет играть нам на руку.
Потому что всевозможные обвинения, как Трампа, так и членов его команды, в мифических связях с русскими, действительно, являются камнем преткновения для того, чтобы, по крайней мере, начать более конструктивное обсуждение накопившихся вопросов.
Хотя все это происходит на фоне так называемого «нового пакета санкций» в отношении нашего государства. На фоне совершенно дикой антироссийской истерии в США. И в данном случае Дональд Трамп как президент, по сути, является «хромой уткой», потому что законодательная ветвь власти и часть политического истеблишмента постоянно пытаются вставить ему палки в колеса, лишая внешнеполитического суверенитета.
Хотелось бы надеяться, что все-таки новые лица в российско-американских отношениях могут поспособствовать тому, что градус этой напряженности снизится. И политическая коммуникация, которая отсутствует уже несколько лет, снова будет восстановлена и выведена на конструктивный уровень.
«СП»: — То есть несмотря ни на что, вы все-таки с оптимизмом смотрите на будущее российско-американских отношений?
— Просто сейчас мы находится на таком уровне, что хуже, в принципе, уже быть не может. Хуже — это только если будет какая-то, не дай бог, уже прямая конфронтация. Столкновение в каком-либо регионе прямое.
Что касается политической коммуникации, то мы видим, что на фоне этого разрушенного полностью фундамента, любое новое назначение, любое новое лицо, оно все-таки будет способствовать тому, что градус этой напряженности будет падать.
Ну и, опять же, на фоне того, что и у нас поменяется американский посол, назначение Антонова главой нашей дипмиссии в США, является оправданным шагом.
«СП»: — А то, что он находится под санкциями Канады, ЕС и Украины, может ему как-то помешать заниматься дипломатической работой?
— Действительно, Анатолий Антонов включен в санкционный список. Но при нашей определенной политической воле это не будет, мне кажется, каким-либо препятствием для того, чтобы он эффективно занимался своей работой и выполнял свои профессиональные задачи. Его дипломатический и внешнеполитический опыт, в данном случае, поможет избежать любых препонов.
Но, безусловно, ничего хорошего в этом нет.
Вполне возможно, получение так называемого «агремана» затянулось как раз в связи с тем, что Антонов входит в число российских граждан, против кого были введены персональные санкции. Ему запрещен въезд на территорию европейских государств и Канады. Но так или иначе, все-таки мы являемся государством, которое, как правило, руководствуется во внешней политике исключительно национальными интересами и приоритетами. И если все-таки есть политическое решение со стороны нашего руководства назначить именно Антонова на этот пост, то никакие преграды со стороны наших иностранных партнеров, я думаю, не помешают нам этого сделать.
«СП»: — Не пойдут Штаты на снижение уровня дипломатического представительства после ответных мер нашего Министерства иностранных дел? Есть у нас там сейчас советник-посланник Денис Гончар, ну и хватит, скажут?
— Такая ситуация получилась с Украиной, где у нас до сих пор нет посла. Да и от них — только поверенный. Украинская сторона не дала агреман на нашего посла. И сейчас, по сути, от России там только спецпредставитель.
Вот в таком формате, когда отсутствует действительно нормальная политическая коммуникация, ни о каком сотрудничестве, или борьбе с всевозможными глобальными вызовами речь идти не может.
Кроме внутреннего развития нам крыть пока нечем
Поэтому я все-таки убежден, что Антонов получит визу и займется работой. И этот негативный фон — я имею в виду, конечно, санкции и контрмеры нашей стороны на расширение санкционного инструмента, не подпортят ему это назначение. Потому что он, действительно, сегодня — потенциально — одна из последних возможностей восстановления более-менее нормальных отношений между нашими государствами. Или хотя бы нормальной политической коммуникации, которая была полностью подорвана.
Из «досье» СП.
Анатолий Антонов родился в 1955 году в Омске. В 1978 году окончил МГИМО, а в 1984-м — аспирантуру МГИМО. Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса, чрезвычайный и полномочный посол РФ, доктор политических наук.