18+
пятница, 22 сентября
Политика / Аварии

Ту-154М Качиньского спикировал на здравый смысл

Теперь поляки считают, что причиной крушения стал подрыв крыла

  
16373
На месте крушения самолета президента Польши Леха Качиньского ТУ 154М
На месте крушения самолета президента Польши Леха Качиньского ТУ 154 М (Фото: Imago-Images/ТАСС)

В Польше заявили: причиной катастрофы Ту-154М под Смоленском, в которой погиб президент страны Лех Качиньский, мог стать подрыв левого крыла. Об этом 9 августа сообщила пресс-служба работающей в Польше правительственной подкомиссии по расследованию крушения президентского самолета.

В документе утверждается, что разрушение крыла не было инициировано, как утверждали другие эксперты, столкновением с березой — оно начало разрушаться перед контактом с деревом. «Многочисленные разрушения левого крыла самолета Ту-154М носят следы взрыва», — говорится в сообщении, которое информирует об итогах заседания подкомиссии, состоявшегося 25 июля.

При этом не уточняется, были ли обнаружены следы каких-либо взрывчатых веществ, и не выдвигается предположений, из-за чего мог произойти взрыв. Между тем, обломки Ту-154М находятся в России, и о новых исследованиях фрагментов фюзеляжа ничего не сообщалось.

Читайте также

Напомним: 10 апреля 2010 года в результате катастрофы польского президентского борта погибли все 96 пассажиров во главе с президентом Польши. В 2011 году польская правительственная комиссия под руководством Ежи Миллера сочла, что причиной ЧП было «снижение самолета ниже минимальной высоты, а также запоздалое начало ухода на второй круг».

С этими выводами не согласилась партия брата президента — Ярослава Качиньского — «Закон и справедливость». После прихода к власти по итогам парламентских выборов 2015 года она инициировала процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав обновленную подкомиссию.

В апреле 2017 года эта подкомиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стал взрыв в корпусе самолета. Однако позднее стало известно, что техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) занимавшаяся расследованием в 2010—2011 годах, не выявила признаков воздействия на борт взрывчатых веществ. После этого Минобороны Польши заявило, что члены польской подкомиссии могли проявить недобросовестность и халатность.

И вот новая польская подкомиссия отважно продолжает расследование спустя семь лет после катастрофы. Причем, даже не имея перед глазами обломков. И безапелляционно приходит к нужному Ярославу Качиньскому результату.

Это напоминает дурной фарс. Кажется, что окончательный вывод подкомиссии уже витает в воздухе: русские специально начинили тротилом березу, вставшую на роковом пути Ту-154М. И подорвали березу за полсекунды до того, как в нее врезалось крыло лайнера.

Что нового можно найти в обстоятельствах авиакатастрофы семилетней давности, чего добивается Польша, с маниакальной настойчивостью расследуя это дело?

— Сделать качественный анализ причин авиакатастрофы спустя даже пару лет практически невозможно, — считает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Выводы новой польской подкомиссии тем более абсурдны, что делаются экспертами, которые вообще не бывали на месте крушения Ту-154М.

Замечу, если обломки самолета пролежали под открытым небом всего три-пять дней, с них начинают исчезать следы взрывчатых веществ. Уцелевшие молекулы взрывчатки растворяются в выпадающем конденсате и разлагаются.

Кстати, польские эксперты, которые работали в составе технической комиссии МАК в 2010—2011 годах, имели возможность делать так называемые смывки с обломков, и вырезать отдельные элементы для исследований в лаборатории. Вот они-то могли найти молекулярные следы взрывчатого вещества, если бы оно там присутствовало. Но как раз о подобных находках не заявляли.

И надо понимать: в комиссии МАК работали эксперты из разных стран СНГ и Европы. Поэтому что-либо скрыть или как-то обойти процедуры исследования обломков на наличие взрывчатых веществ было попросту невозможно.

«СП»: — Поляки и сейчас не говорят, откуда могла на борту взяться взрывчатка. Почему?

— Потому что — гипотетически — заминировать польский президентский борт могли только в самой Польше. На аэродроме вылета, на глазах у представителей польских спецслужб и службы безопасности самого Леха Качиньского. Даже в этом случае претензии к России вообще бессмысленны.

«СП»: — Следы взрыва, как теперь утверждает Варшава, обнаружены на крыле. Это выглядит правдоподобно?

— Смотря в каком месте крыла они якобы нашли эти следы. В районе центроплана или консоли бомбу могли закрепить только снаружи крыла. Правда, это совершенно невероятная версия, поскольку президентский борт тщательнейшим образом осматривают перед взлетом, и не один раз.

Сначала осмотр производит экипаж, а потом, когда вся обслуживающая техника отходит от самолета, его дополнительно осматривает служба безопасности аэропорта, а затем — и служба безопасности главы государства. При таком многократном контроле не заметить закрепленную на крыле бомбу нереально.

Если и мог произойти взрыв, я считаю, то только в одном случае. В топливных баках, расположенных в крыле, могли сдетонировать при ударе о землю пары керосина. Но эта версия отрабатывалась экспертами МАК и не нашла подтверждения. Все, что удалось обнаружить — сажу от керосина, что свидетельствует не о взрыве, а о нормальном горении топлива.

Напомню: все результаты обследований обломков Ту-154 были переданы польской стороне в полном объеме. И потому какие-то претензии Варшавы сейчас, спустя много лет, выглядят однозначно безосновательными.

— Польша расколота на католическо-националистическую Польшу братьев Качиньских, и на европейско-светскую Польшу, которая ассоциируется с председателем Европейского совета Дональдом Туском, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Так вот, первая польская правительственная комиссия работала тогда, когда Туск был президентом страны. Тогда европейско-светская часть Польши доминировала, и фальсифицировать результаты расследования авиакатастрофы не представлялось возможным.

Сейчас ситуация другая — католическо-националистическая Польша Качиньского контролирует и президентский пост и парламент. И имеет возможность сформировать такую правительственную комиссию, какую хочет — выбрасывая из нее тех экспертов, которые не готовы заниматься откровенной фальсификацией.

«СП»: — Чего добивается Качиньский этим расследованием?

— Он, я считаю, хочет отдать Туска под суд. А заодно и всю команду Туска, которая, как они искренне верят, вступила в сговор с президентом РФ Владимиром Путиным и убила Леха Качиньского.

Читайте также

Католическо-националистические круги в Польше действительно верят, что Ту-154 не мог потерпеть крушение из-за личных фобий президента Качиньского. Который был убежден: русские не разрешают садиться не из-за плохой погоды, а из-за сговора Туска и Путина, дабы Качиньский не смог принять участия в траурных мероприятиях в Катыни.

Замечу, что эта часть Польши ненавидит и Польшу светскую, и Россию, и Германию, и даже Украину. Культурный уровень польского населения, которые разделяют эти взгляды, довольно низкий. Поэтому эти люди с легкостью верят во всемирные заговоры против Польши, и не желают видеть реальность.

Для них признать реальные причины катастрофы под Смоленском — значит и признать неправоту собственной политической позиции.

«СП»: — Какие выводы из этой истории следует сделать России?

— Что Польше нельзя доверять. И совершенно правильно мы сделали, что не передали обломки Ту-154М полякам. Иначе бы поляки ими завладели. И уже подпиливали бы фрагменты с целью фальсифицировать не только версию катастрофы, но и вещественные доказательства.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня