Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
7 декабря 2009 10:47

Вадим Кумин, депутат МГД: 10% бюджета Москвы уходит вообще непонятно кому

Столица с каждым годом все меньше похожа на город, где можно жить с комфортом, — в 2010-м станет еще тяжелее

95

В 2010 году бюджет столицы будет дефицитным — расходы планируются на 120 млрд. рублей больше, чем ожидается доходов. Таким итогом завершилось длительное обсуждение в Мосгордуме. Расходы бюджета утверждены в размере 1120,2 млрд. рублей, доходы — чуть более триллиона рублей. Председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов пояснил, что основное отличие нынешнего бюджета от предыдущих состоит в том, что социальная составляющая, и без того всегда существенная, в будущем году будет еще больше: вместо 40 процентов — 50%.

Что реально представляет собой бюджет Москвы на 2010 год, рассуждает депутат Мосгордумы, член КПРФ Вадим Кумин.

«СП»: — Вадим Валентинович, что ждет москвичей в следующем году?

 — Прежде всего, нарастание транспортного коллапса. Расходы на дорожное строительство сокращены на 30%, нас ждет стагнация в части строительства метрополитена — здесь расходы сокращены примерно на 10%. Кстати, в предвыборных обещаниях «Единой России» декларировалось как раз увеличение инвестиций в строительство метро. В результате, ездить по городу будет еще труднее — и автовладельцам, и «безлошадным» москвичам. Что касается льгот населению, бюджет можно с натяжкой назвать социальным. Пересмотрен прожиточный минимум москвича, он составляет теперь порядка 5800 рублей. Планируется сохранить все льготы пенсионерам. Словом, да, поддержка пенсионерам будет, но создание города для комфортной жизни бюджет-2010 не предусматривает.

«СП»: — Если говорить в целом, как бы вы оценили городской бюджет?

 — Моя оценка — это бюджет инерции. Последние пять лет бюджет Москвы верстался из расчета постоянного роста доходов от нефтегазовой иглы. На тех же принципах сформирован бюджет-2010. На дворе кризис, требуется смена приоритетов, а все осталось, как раньше. Но доходы бюджета уже не те, они больше не растут. В этом году доходы упали на 20%, не прогнозируется рост и в 2010 году. Вместе с тем, сохраняются дутые расходы бюджета. Такие, как совершенно непрозрачные вклады в уставные капиталы различных компаний, плюс заимствования — все вместе порядка 316 млрд. рублей за последние три года. Значит, около 10% бюджета каждый год идет на эти цели. Куда, кому — ничего не понятно. Эти расходы сохранены и в 2010 году, несмотря на то, повторяю, что ситуация кардинально изменилась. Получается, вместо дорог и метро, деньги тратятся на вклады в уставные капиталы, на поддержку международного имиджа Москвы. О москвичах в этот момент думают, но не в первую очередь.

«СП»: — А вы что предлагаете с этим делать?

 — Наше требование, фракции КПРФ, очень простое: мы считаем, наступили новые времена. Жирные закончились, надо наметить новые приоритеты. Что волнует сегодня нас всех? У москвичей нет свободного времени, потому что нет нормального проезда по дорогам. Вывод один: дороги надо строить. Если у тебя нет машины, ты все равно должен ездить. Значит, должно развиваться метро. Кроме того, надо разобраться, наконец, с поддержкой конкретных предприятий и компаний, в которых зачастую у Москвы нет контрольного пакета. Зачем эта поддержка, на каких условиях будут возвращаться деньги?! Сегодня 316 млрд. вкачено в эти предприятия, а получено дивидендов 1,5 млрд. за три года. Это что, эффективность? Нет, конечно! Есть вопросы по доходной части бюджета. Она непонятно, как составлена, нет ни одного обоснования статей бюджета. Просто написано, что вот эту сумму мы получим. По сути, это гадание, никаких справочных материалов по доходной части депутатам не представлено. К сожалению, мнение фракции КПРФ игнорируют: коммунистов в МГД трое, а «единороссов» — 32 депутата. Но мы будем продолжать озвучивать свою позицию. Если не слышит «Единая Россия» — услышат, надеюсь, москвичи.

«СП»: — Если представить, что КПРФ получила карт-бланш. Какие первые шаги следовало бы сделать, на ваш взгляд?

 — Нужно поддержать малый и средний бизнес — в Москве предпринимателей этого уровня больше двух миллионов. Нужно установить нормальный налог для них, не нарушая федерального законодательства. Есть, например, такой принцип, как вмененный налог — человек платит определенную сумму, и может заниматься предпринимательством. В Москве это были бы колоссальные деньги. Не потребовалось бы никакого увеличения налогового бремени — просто ведение нормальной, спокойной работы с налогоплательщиками. Это в части доходов.

В части же расходов мы предложили полное исключение непрозрачных вложений и перевод этих денег на насущные нужды: строительство дорог, метрополитена, конкретные социальные программы. И, конечно, прекращение постоянных, огромных подачек СМИ. В нынешнем бюджете выделено порядка 6 млрд. рублей на поддержку районных газет, так называемых социально-направленных изданий. Смотрите, что происходит: на поддержку науки и промышленности при этом выделено всего 2 млрд. рублей. Конечно, есть смысл перераспределить бюджетные деньги, если мы хотим сохранить наукоемкое производство в Москве, а не превращать столицу в город офисов и ресторанов. Город ресторанов — это хорошо, но если компании отсюда убегают, что будет с доходной частью бюджета? Правильно, она будет снижаться. А компании в городе с такими пробками, с такой инфраструктурой, как в Москве, работать не будут.

Мы внесли более 35 поправок в проект бюджета, все они признаны министерством финансов Москвы абсолютно обоснованными и сбалансированными. Мы показали, откуда нужно взять деньги, и куда добавить. Но все наши поправки были отвергнуты просто по политическим мотивам. Просто из-за нежелания что-то менять.

«СП»: — Бюджет у Москвы дефицитный. Это серьезная проблема?

 — Это не проблема, во многом, это искусственная ситуация. Что происходит? Декларируется дефицитность бюджета, соответственно, Москве требуются заимствования. По факту же всегда получается более высокий сбор доходов, чем предполагалось. Таким образом, правительство Москвы получает дополнительный люфт в части финансов. Раньше это называлось «равнение на узкие места». Это страховка, чтобы в случае чего отрапортовать, что план выполнен. Все это нужно смотреть, указанного дефицита не может быть, по факту.

«СП»: — Вы говорите, бюджет можно назвать социальным. Но ведь цифра индексации надбавок к пенсиям даже ниже инфляции. Разве нет?

 — Знаете, надо быть объективными. Надбавки индексированы примерно на уровень инфляции. Для пенсионеров реальное положение дел не становится лучше, но оно и не ухудшается. Поэтому московские власти называют бюджет социальным. Но, повторюсь, с точки зрения развития инфраструктуры, производства, науки, — как резерва для увеличения доходов бюджета — столичные власти ничего не делают. Они увеличивают статьи расходов на государственное управление, на помощь предприятиям путем вложений в уставной капитал. Вместо того, чтобы развивать инновации, они латают дыры.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вадим Трухачёв

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня