Политика

Дмитрий Орешкин: Maybach Жириновского, как начало оживляжа в политике

Скандал с супер-тачкой лидера ЛДПР стал лакмусовой бумажкой состояния дел в Кремле и вокруг него

  
135

Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский выразил недоумение в связи с запросом членов партии «Единая Россия» относительно «происхождения» дорогостоящего автомобиля Maybach, на котором возят политика. Первый зампред комитета ГД по безопасности и «единоросс» Михаил Гришанков на заседании Госдумы потребовал проверить, на законные ли деньги Жириновский приобрел себе люксовый автомобиль стоимостью более $ 1 млн.

Наутро разоблачитель получил ответ из первых рук. Владимир Жириновский заявил, что машина ему не принадлежит, а брать имущество в аренду или у друзей он имеет полное право. «Maybach не мой. Он отдан нам одной фирмой за долги. Тем более он бэушный, — приводит слова Жириновского Life News. — Оппозиция не может быть коррумпированной. Ей не за что платить по сравнению с правящей партией».

«Меня девять раз проверяли — и все чисто. Могу прямо смотреть в глаза любому, в том числе прокурору», — сообщил Жириновский. И уточнил, что в запросе единороссов он видит очередную попытку надавить на ЛДПР.


Мы постарались осмыслить, что высветил скандал с майбах Жириновского.

Как верно заметил г-н Гришанков, лидер ЛДПР ездит на авто как бы не по чину. Если ориентироваться на официально задекларированные доходы, Владимир Вольфович мог бы оплачивать аренду Maybach’а — а это примерно 10−13 тысяч рублей в час, или 240−312 тысяч в сутки — лишь недолго и отказывая себе буквально во всем.

Судите сами. Согласно декларации о доходах за 2008 год, Жириновский заработал в меру солидные 3 640 860 рублей (это $ 120,5 тыс.) По самым минимальным расценкам, денег хватило бы от силы на две недели аренды. Конечно, желание политика передвигаться по жизни на достойном авто, могла поддержать супруга — и морально, и финансово. Опять же, как подсказывают нам налоговые декларации, жена Жириновского — Галина Лебедева — дама не бедная. За четыре года с 2003 по 2007 года ее доход составил 14 млн. 990 тыс. 339 рублей ($ 493 тыс). На пяти банковских счетах Лебедевой располагается 2 млн. 401 тыс. 554 рубля 59 копеек. На деньги, заработанные г-жой Лебедевой за четыре года, в принципе, можно даже купить Maybach — правда, довольно сильно подержанный.

Наконец, лидер ЛДПР не первый политик, в душу которого запала любовь к лошадиным силам в шикарной обертке.

«Ну а если депутаты такие принципиальные, то я прошу добавить (к запросу в Генпрокуратуру) — на какие средства представительство Красноярского края — а это партия „Единая Россия“ — купило себе Maybach, ездит на нем по Москве со спецномерами серии „АМР“ и с маяком на крыше; на какие средства губернатор Самарской области купил бронированный Mercedes стоимостью более 1 млн. долларов и ездит на нем», — предложил руководитель фракции ЛДПР, и по совместительству сын лидера партии Игорь Лебедев.

Заметим, справедливости ради, что Владимир Жириновский действительно любит автомобили. Одно время, с 1996 по 1999 год, политик указывал в декларациях, что владеет целым автопарком — 227 авто. Возможно, поэтому ЛДПР ныне и не голосовала в Госдуме за повышение транспортного налога, как это сделала вся «Единая Россия».

Кроме того, прежде чем бросать камни в Maybach лидера ЛДПР, следовало бы, наверно, провести ревизию счетов целого ряда заметных чиновников и политиков. К примеру, руководитель президентского протокола Марина Ентальцева — счастливый обладатель Bentley Continental GT Speed, который ничуть не уступает Maybach. Юрий Трутнев, глава Минприроды, демократично любит Porsche-Cayenne на каждый день и 911-й на воскрестные выезды. У вице-премьера Игоря Шувалова — Jaguar, впрочем, еще имеются четыре Mercedes, Ford и правительственный ЗИЛ. Еще по Porsche Cayenne пылятся в гараже супруги министра юстиции РФ Александра Коновалова и в гараже министра энергетики Сергея Шматко. Список можно продолжать довольно долго.


Почему в такой ситуации под раздачу попал один Жириновский, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин:

 — В большом смысле слова, Суркову и крупным стратегам, которые способны мыслить, — Жириновский необходим. В то же время, Жириновский как яркий, агрессивный политик жестко критикует «Единую Россию» и Путина — и этим раздражает оба объекта критики.

Прелесть ситуации заключается в том, что путинский консенсус элит кончился. Каким-то группам в Кремле Жириновский нужен — тем, кто поумнее. А каким-то группам в том же самом Кремле он радикально не нужен, потому что он их хаит, поливает по ТВ. Конечно не удивительно, что целый ряд товарищей горят желанием ему подгадить. И — что характерно — это совершенно не контролируется Кремлем. На самом деле, путинский период, когда все было в одном кулаке, потому что в нем были нефть и газ, и все зависели от этого кулака — кончился.

То, что Жириновского ругают за Maybach - проявление крайне большой глупости. Потому что электорат Жириновского, наоборот, Maybach уважает: Жирик крутой, он всех поставил, как надо, и катается на Maybach - имеет право. Желание разыграть такую карту говорит о проявлении не слишком глубокого ума противников Владимира Вольфовича. Они думают, что если он выступает за бедных, а народу сообщат, что он купил машину за миллион долларов — народ разочаруется. Нет, не разочаруется, а будет его еще больше уважать!

Жириновскому этот скандал не страшен. Он уже очень жизнерадостно говорит, что он за народ, и у него «запорожец». Про Maybach он не говорит. Говорит только, что ничего не имеет в личной собственности — у него все партийное. С него как с гуся вода.

Но, повторюсь, вся эта история очень интересна как показатель, что кончился консенсус элит, существовавший при Путине. Начинается оживляж, элиты начинают друг друга подкалывать, пинать. И все это — предвестник довольно серьезных, как мне кажется, перемен в политической жизни в 2010 году.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня