Как Киев превратился в злобного и драчливого соседа
Выступая в четверг, 22 февраля в Минске на торжественном собрании, посвященном столетию Вооруженных сил Белоруссии, президент страны Александр Лукашенко выразил обеспокоенность последовательной милитаризацией в Восточной Европе. Об этом, со ссылкой на пресс-службу белорусского лидера, сообщает РИА «Новости».
«Осуществляется последовательная милитаризация Восточной Европы, где развертываются дополнительные воинские контингенты. Как следствие, в нынешнем году существенно увеличатся военные расходы этих стран», — заявил Лукашенко.
«А ведь это были не просто дружественные нам страны. Это были родные нам страны. Мы совсем недавно, при нашей с вами памяти, состояли с этими государствами в едином оборонном блоке — Варшавском договоре. После распада Советского Союза нам клятвенно обещали, что НАТО на Восток расширяться не будет — надо только ликвидировать Варшавский договор. Ликвидировали. Известно кто», — отметил президент.
«Разрушив собственную страну, уходим с тех территорий, которые были нам подконтрольны после Второй мировой войны. И, более того, разрушаем наше оборонное пространство. Никогда страны альянса не будут выполнять свои обязательства по не расширению. Так оно и произошло. Развалив свою страну собственными руками, мы начали планомерное уничтожение всего того, что было накоплено в годы Советского Союза», — продолжил он.
Лукашенко также рассказал об «эпохе масштабного передела мира», когда целенаправленно подрывается классическое международное право и его основа — суверенитет государства, колоссально возрос фактор военной силы. По его словам, в результате вмешательства основных геополитических игроков во внутренние дела ряда государств, в том числе европейских, спровоцированы внутренние вооруженные конфликты.
Как Киев превратился в злобного и драчливого соседа
— Белоруссия больше не может чувствовать себя спокойно, когда по соседству неспокойно, — считает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— На Украине идёт война, Прибалтику накачивают оружием, Россия в качестве ответа укрепляет военную группировку на западных границах. И здесь белорусский президент пытается показать себя единственным «голубем» в регионе на фоне соседей-ястребов.
«СП»: — Кто на самом деле в этом виноват, и можно ли как-то остановить это?
— Виновато в этом продвижение НАТО на Восток. Виноват тот, кто его затеял — то есть, главным образом, США. Виноваты и бывшие социалистические страны Европы, которые в своём стремлении бежать подальше от России и угодить американцам старательно рисуют себе мишень на лбу. Остановить это может только усиление России и изменение власти на Украине на более вменяемую.
«СП»: — Какова геополитическая роль Белоруссии в Европе и в процессах, связанных с этой милитаризацией?
— Белоруссия занимает ключевое место. Она не даёт замкнуть вокруг России «санитарный кордон». Но в то же время и совсем уж верным союзником России её тоже не назовёшь. Поэтому за неё может развернуться борьба, и Лукашенко старается сделать всё, чтобы его страна осталась здесь субъектом, а не объектом.
Дальнейшее противостояние в регионе может разорвать Белоруссию на части подобно Украине. На западе, в Гродненской области, преобладают католики, а в районе Витебска или Могилёва смотрят, скорее, в сторону России. Пока в стране есть сильная власть, различия не очень видны, но после ухода Лукашенко они могут обнажиться.
«СП»: — Лукашенко говорит об «эпохе масштабного передела мира», когда целенаправленно подрывается классическое международное право и его основа — суверенитет государства, колоссально возрос фактор военной силы. Может ли это привести к реальной войне на континенте?
— Международное право давно не работает нигде, в том числе и в Европе. До большой войны далеко — ядерное оружие всё-таки её сдерживает. Но локальные войны, обострение на Украине, на Кавказе, в Молдавии или на Балканах вполне возможны. И Белоруссии в такой обстановке придётся непросто.
По словам политического аналитика международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислава Бышка, президент страны, на территории которой проходили ожесточённые бои обеих мировых войн, выражает вполне резонное беспокойство складывающейся в регионе ситуацией.
— Аналогичные опасения, кстати, высказывал и венгерский лидер Виктор Орбан. Небольшие европейские страны не хотят вновь стать полем битвы геополитических гигантов. Такие страхи вполне понятны, хотя в большей степени построены на категориях прошлого, а не настоящего момента.
«СП»: — Лукашенко действительно ностальгирует по временам СССР и Восточного блока? Почему? Тогда в Европе было действительно безопаснее?
— Сама белорусская государственность является до известной степени реализованной ностальгией по СССР, даже герб у страны — советский. В этом смысле апеллирование президента Лукашенко к недавнему прошлому в положительном контексте вполне ложится в такую государственническую линию.
В целом биполярный мир представляется более устойчивой конструкцией, чем в муках рождающийся многополярный, на который почему-то многие надеются как на панацею от глобальных конфликтов. Хотя следует помнить, что в биполярном мире «больших» войн не было, а обе мировые войны случились как раз в многополярных мирах.
Говорить о блоке дружественных стран, окружавших Советский Союз, конечно, можно, но при этом для полноты картины следует добавить, что их дружественность во многом определялась советским военно-политическим присутствием на их территории, позволявшим сохранять единство Организации Варшавского договора,
«СП»: — Согласны ли вы с общим посылом Лукашенко о том, что осуществляется последовательная милитаризация Восточной Европы?
— У такой сравнительно небольшой страны, как Белоруссия, нынешнее усиление НАТО в регионе вызывает куда большее беспокойство, чем у России. Конечно, некоторые наши политические деятели, эксперты и официальные лица выражают озабоченность милитаризацией Восточной Европы, однако трудно себе представить, как пара тысяч дополнительных военнослужащих НАТО на наших границах сможет повлиять на расстановку сил между Брюсселем и Москвой. Это, скорее, символические действия.
«СП»: — Лукашенко заявил об «эпохе масштабного передела мира». Есть ли возможность переломить эту тенденцию?
— Оппоненты Лукашенко заявили бы, что Россия также подрывает международное право, как и её геостратегические противники. Нынешнее время, думаю, правильнее было бы назвать не «эпохой масштабного передела мира», а куда более банальными словосочетаниями типа «сам дурак» или «это не мы, это оно само».
В чём белорусский лидер прав, так это в том, что новые правила игры в изменяющемся мире пока не определены и неясно, насколько долго ещё продлится это нервирующее состояние неопределённости. Некоторые с надеждой смотрят на Пекин: вот Китай усилится, ужо он-то Америке покажет! Не склонен разделять такого рода синофилии: даже если Пекин Вашингтону «покажет», откуда вообще следует, что Москве или тому же Минску от этого будет лучше? Ни на чём не основаны такие прогнозы.
В Донбассе планируют судить украинских военных преступников
«СП»: — Насколько милитаризация Восточной Европы опасна для самой Белоруссии?
— Во-первых, третий глобальный военный конфликт на европейском театре военных действий будет проходить на территории Восточной Европы. Во-вторых, у Минска нет возможности укрепить свои вооружённые силы в достаточной степени без того, чтобы прибегнуть к помощи Москвы. Но усиление российского военного присутствия на территории Белоруссии может вызвать у некоторых представителей власти опасение потери государственного суверенитета. Впрочем, есть и хорошая новость: у НАТО и РФ нет ни одной причины воевать друг с другом, тем более вступать в глобальный конфликт, да ещё и на европейской территории.
«СП»: — А все же приведут ли процессы милитаризации к реальной войне? Вот на днях Надежда Савченко заявила о том, что большая война в Европе начнется через несколько лет. Насколько оправданы такие прогнозы?
— Реальной войны не будет. Страны с уменьшающимися популяциями не воюют за «жизненное пространство». Страны без официальных идеологий не воюют за продвижение «правильных» идей. Разумеется, не воюют между собой и страны, имеющие ядерное оружие в количестве, достаточном для уничтожения всей планеты.