Голландский капкан: Россия от «Боинга» не отвертится

Генпрокурор Нидерландов возложил вину за сбитый самолет на 53-ю бригаду ВС РФ

  
21519
На фото: на месте падения пассажирского самолета "Малайзийских авиалиний" Boeing 777
На фото: на месте падения пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» Boeing 777 (Фото: Зураб Джавахадзе/ ТАСС)
Материал комментируют:

Следствие по делу о крушении малазийского «Боинга» в небе над Донбассом запросило у России информацию о ЗРК «Бук», из которого был сбит самолет. Об этом заявил представитель голландской прокуратуры Ейхин де Грааф.

Как сообщает РИА «Новости», голландских следователей интересует информация о «комплексе и цифрах, нанесенных на оболочку ракеты».

Ранее стало известно, что генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке выразил уверенность в причастности к гибели 53-й бригады Вооруженных сил России. К таким выводам международные следователи пришли, «изучив все доступные изображения и установив, что „Бук“ имеет ряд уникальных особенностей». По ним следственная группа якобы сумела получить отпечатки пальцев и установила, что ЗРК «происходил из 53-й зенитной бригады из Курска». Всего в составе подразделения было, по меньшей мере, шесть «Буков». Одна из установок с номером 332, по версии следствия, затем была отправлена на территорию Украины, и именно из нее был сбит «Боинг».

«Констатация этого факта приводит к возникновению вопросов, как, например, вопрос о степени личной причастности этой бригады к атаке на авиалайнер рейса MH17. Это важный вопрос, который еще является предметом расследования», — заявил Вестербеке, добавив, что круг подозреваемых по делу о крушении Boeing МH17 сужен до нескольких десятков человек.

Читайте также

По словам представителя полиции Нидерландов Вилберта Паулиссена, сейчас следствие находится «на последней, но самой сложной стадии». Суд по делу о крушении лайнера пройдет в Нидерландах. Большинство жертв трагедии — подданные этой страны.

«У нас есть больше доказательств и больше информации в поддержку сегодняшних выводов. Но мы не будем их пока обнародовать», — подытожил Паулиссен.

При этом в выводах следствия отмечается, что не установлено, по каким причинам был сбит самолет, и кто конкретно несет за это ответственность.

Напомним, что обвинения причастности к трагедии, разыгравшейся 17 июля 2014-го года в небе над территорией ДНР, в адрес России звучали с первого дня. Различные международные «следственные группы» не раз «устанавливали», что «Боинг» был сбит именно из российского «Бука». Однако конкретная установка и ее отношение к российским вооруженным силам названы впервые.

Как долго еще будет продолжаться эта эпопея? Будут ли представлены конкретные доказательства «причастности» России? Вряд ли. Учитывая, что доказательства, предъявленные российской стороной, в частности, расчеты разработчика «Бука» — концерна ВКО «Алмаз-Антей», согласно которым ракета была запущена с территории, контролируемой украинскими войсками, были проигнорированы.

На новые обвинения уже отреагировали в Минобороны России. Согласно сообщению ведомства, Москва представила доказательства того, что «Боинг» был сбит украинскими военными.

«В рамках взаимодействия с голландскими правоохранительными органами российской стороной были предоставлены исчерпывающие доказательства, подтвержденные, в том числе, натурными испытаниями, однозначно указывающие на причастность именно украинских расчетов ЗРК „Бук“ к уничтожению в небе Украины пассажирского „Боинга“ из Нидерландов», — говорится в заявлении.

«Минобороны России, как в первые часы после трагедии, так и в дальнейшем официально опровергло инсинуацию украинской стороны о якобы причастности российских военнослужащих к катастрофе в небе Украины и доводило соответствующие доказательства голландской следственной группе», — гласит текст документа.

В ведомстве также призвали следователей опираться на факты, а не на фейковые новости.

— Следствие затянулось, потому что не может добыть реальных доказательств вины России, — уверен политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— А такая задача, по-видимому, поставлена перед международной следственной группой: найти подтверждение причастности к трагедии Российской Федерации. В группу, напомню, входят украинские следователи, но нет российских. Объективность торжествует, не правда ли?

И что в итоге? Гора родила мышь. Следователи утверждают, что «Бук» стоял на вооружении 53-й бригады ПВО из Курска. Именно этот фейк активно распространялся в интернете в 2014 году сразу после трагедии. Настолько активно тогда украинская сторона и подконтрольные ей интернет-боты вбивали его в голову, что это сразу вызвало подозрения. Стало понятно, что перед нами «домашняя заготовка». В итоге тема сошла на нет. Сейчас, когда многие уже подзабыли, как все происходило, решили заново разыграть эту битую карту.

«СП»: — Представитель полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен заявил, что сейчас следствие находится «на последней, но самой сложной стадии». Как понимать эти слова? Что они будут делать на этой стадии? От чего зависят «итоги» расследования?

— Следствию уже давно пора сводить концы с концами, а они не сходятся. Действительно, сейчас самая сложная стадия: надо так выдать ложь за правду, чтобы этого не заметили.

«СП»: — Достигла ли эта трагедия, по-вашему, намеченных целей?

— На мой взгляд, авторы провокации 2014 года пытались сделать так, чтобы сбитый самолет упал на территории Российской Федерации. Но что-то пошло не так. Запуск ракеты произошел раньше. Ошибка ли это оператора, или обстоятельства вынуждали поскорее отстреляться и поменять место дисклокации, но случилось то, что случилось. Так вот, представляете, что было бы, если бы «Боинг» упал в Ростовской области? Непричастность России доказать было бы труднее. Трагедия могла изменить ход боевых действий в Донбассе, наконец, привести к подлинной, а не мифической изоляции России на международной арене.

На самом деле, украинским ракетчикам не впервой сбивать гражданские самолеты. В 2001 году над Черным морем силами ПВО Украины, которые проводили учения в Крыму, был сбит российский Ту-154, следовавший по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Погибло 78 человек.

«СП»: — Можно сравнивать историю «Боинга» с сегодняшними событиями — с «отравлением Скрипалей«? Всё из той же рубрики — «Во всем виновата Россия»…Насколько эффективна эта технология и будет ли она применяться в дальнейшем?

— Всегда найдутся те, кто подобные провокации будет использовать в геополитической борьбе. Хоть обвинения обычно и шиты белыми нитками, но оставляют почву для инсинуаций типа «ложечка нашлась, а осадок остался», «нет дыма без огня». Они создают негативный информационный фон, информационную завесу, под покровом которой решаются другие вопросы, например, экономическая экспансия США в Европу. Одна проблема: для подобных провокаций не так легко найти исполнителей. Западные политики, представляющие традиционный политический класс, как правило, не соглашаются становиться авторами фейковых обвинений, потому что дорожат своей репутацией. Правда, если это им на руку в политическом или экономическом плане, они с удовольствием подыгрывают провокаторам. Но в атаку обычно бросают политических фриков.

На постсоветском пространстве долгое время в их роли выступали прибалтийские политики. Затем в Грузии появился Саакашвили. Но Порошенко превзошел всех. Впрочем, скоро он может и не понадобиться. Мы видим, как Трамп «успешно» выступает и в роли политика, и в роли политического фрика одновременно.

— Тема с «Боингом» «Малазийских авиалиний», насколько я могу судить по западным СМИ, уже сходит на нет, — говорит директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.

— Не удалось доказать невозможное: то что именно Россия причастна к гибели самолета. Будут делаться периодические попытки заявить о вине России, как это делается сейчас. Тему как таковую не закроют, как не закрыли дело о якобы нападении России на Грузию в августе 2008 года. Западные элиты прекрасно осведомлены, что нападение совершили грузинские военные по приказу Саакашвили, но не хотят признать этого факта и то, что огульно и несправедливо обвинили Россию. Просто Саакашвили попал в список не вполне рукопожатых людей. Это не черный список как таковой, но что-то близкое к этому. Думаю, такая же судьба ждет и Порошенко. На Западе молчаливо признают, что именно украинцы сбили пассажирский лайнер и сделают неофициальные выводы в отношения президента, отдавшего преступный приказ.

Читайте также

В украинских СМИ тема гибели малазийского «Боинга» активно не освещается, что косвенно свидетельствует о причастности самой Украины к гибели самолета. Думаю, следствие идет больше по инерции. Не знаю, что пишут СМИ конкретно Нидерландов и Малайзии, но для Украины это явно неудобная тема. Даже если допустить что самолет сбит по ошибке, а так, вероятно, и было, вина Украины сомнения не вызывает. Киев дал маршрут на пролет лайнеру через территорию Донбасса и уже этого достаточно для определения вины Украины. Киев заявляет, что Донбасс — это его территория. А в деле с «Боингом» вдруг отказывается признавать её своей. Какая-то логическая шизофрения.

Следствие длится три с лишним года и может длиться еще сколь угодно долго. Я не знаком со следственным процессом, но полагаю, это удобная отговорка.

«СП»: — Появятся ли в деле конкретные обвиняемые?

— Главный подозреваемый, пилот украинских ВВС Волошин застрелился — конечно же, совершенно случайно. Кого будут предлагать на роль сакральной жертвы в отсутствие главного подозреваемого? Можно догадаться, что это будут некоторые командиры ополчения ДНР и офицеры российских Вооруженных сил, формально подходящих для того чтобы быть обвиненными в преступлении. В список подозреваемых, например, могут внести офицеров — командиров ракетных частей или даже высокопоставленных офицеров и даже руководителей Генерального штаба ВС России.

«СП»: — Как Россия должна реагировать на все эти выпады?

— Я не владею инсайдерской информацией, но полагаю, что у России спрятаны козыри в рукаве. Точнее, уверен в этом. Поэтому, когда дело дойдет до обвинений конкретных людей, мы можем ответить, предъявив четкую доказательную базу и показать, что «Боинг» был сбит украинскими ВВС. Почему этого не было сделано раньше — судить не мне.

Авиакатастрофа Boeing на Украине: В ДНР опровергли версию следователей о крушении МH17

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня