В ближайшие годы Украина ничего хорошего ждать не может, ее руководство уже провозгласило свои планы
ФСБ России установила личности украинских пограничников, принимавших участие в задержании крымского рыболовецкого судна «Норд» и объявила их в международный розыск.
«Они, естественно, находятся на Украине, но, как только они границу пересекут, там мы их цап-царап — и будем сажать за деятельность, в которой они в настоящее время уподобились сомалийским пиратам. Так в цивилизованных государствах не поступают», — цитирует РИА Новости заявление главы управления ФСБ по Крыму Виктора Палагина.
При этом представитель ведомства не назвал имена фигурантов дела и не конкретизировал, по какой статье возбуждено уголовное дело.
Напомним, рыболовецкий сейнер «Норд» с крымской «пропиской» был незаконно задержан украинскими пограничниками 25 марта в районе косы Обиточной в акватории Азовского моря, которую Украина считает своими территориальными водами. Моряков обвинили в «нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее». Кроме того, от них стали требовать признать себя гражданами Украины и отказались выпускать из страны без предъявления украинских паспортов, даже после того, как их отпустили на волю. В настоящий момент только двоим удалось вернуться в Россию через территорию Белоруссии. Остальные восемь человек находятся на Украине, капитану судна и вовсе грозит до пяти лет тюрьмы.
В ближайшие годы Украина ничего хорошего ждать не может, ее руководство уже провозгласило свои планы
Насколько адекватна такая мера, как объявление в международный розыск украинских пограничников? Действительно ли в ФСБ верят, что удастся их заполучить, и какие страны могли бы пойти на это? Насколько эта мера поможет предотвратить повторение таких инцидентов?
По словам руководителя экспертной группы «Крымский проект» Игоря Рябова, с самого начала этой истории была понятна степень тяжести ситуации, в которую попали захваченные рыбаки.
— Украина фактически похитила экипаж судна, действуя в рамках вымышленной реальности. Считая граждан России гражданами Украины, которые являются как бы гражданами России незаконно. Рыбаки выбраны невинными жертвами геополитики, заложниками. Все что мы можем в такой ситуации — обозначать перспективы для захватчиков. Мы же должны действовать в рамках международного права, потому что не можем быть как Украина.
«СП»: — В ФСБ не назвали имена украинских пограничников и не конкретизировали по какой статье возбуждено уголовное дело. Почему? Это не попытка психологического давления? Фигуранты будут в курсе, что они объявлены в розыск?
— По большому счёту, объявлять в международный розыск надо политическое руководство Украины, которое отдаёт такие приказы, которое похищает людей — и в том числе журналиста Вышинского. Если ситуация не улучшится, до этого тоже дойдёт. Вообще, если государство (Украина) не умеет жить иначе, нужно находить способы заставлять его жить иначе. Но это во многом зависит от международной ситуации в целом.
«СП»: — Почему это было сделано только сейчас? Почему вообще такая медленная реакция на выходки Киева? Будут ли еще какие шаги?
— Я уверен, что мы как обычно полагаемся на разум оппонента и, конечно, много времени и сил потратили на переговоры по официальным и неофициальным каналам. На это тратили время, которое выглядит сейчас упущенным. У меня нет сомнений, что никто не медлил. Просто мы не можем, повторю, действовать как Украина, не можем вести себя столь недостойно.
«СП»: — Представитель ФСБ заявил, что причастных к похищению «Норда» задержат сразу, как они пересекут украинскую границу. В каких странах это может произойти? Возможно ли реально достать этих людей?
— Думаю, рано или поздно теоретически это может произойти, но наша цель вовсе не изловить каких-то там подневольных украинских пограничников. Наша цель — шаг за шагом создать обстановку невозможности повторения таких ситуаций. Дестабилизировать украинские элиты на предмет из коллективной ответственности за подобные преступления. Но, согласен, можно действовать и активнее. Но это касается большого круга задач, прежде всего на Донбассе. Мы должны более активно принуждать Украину к цивилизованному ведению дел, особенно когда это касается наших интересов.
«СП»: — Какие, по-вашему, способы борьбы с украинскими пиратами были бы наиболее эффективны, и пойдет ли на это Россия?
— В целом мы эти способы обозначили: у наших рыбаков есть своего рода «тревожная кнопка», вызов по которой привлечёт на место происшествия морскую пограничную службу. Думаю, повторения таких инцидентов не случится. Но и разобраться с последствиями старых, конечно необходимо.
— Это обычная международная практика: подозреваемые объявляются в розыск, — отмечает эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов. — Вне зависимости от того каковы шансы их доставить в суд.
Напомню, в России открыто множество дел о преступлениях на Украине. Рано или поздно причастные к ним будут привлечены к ответственности. И они об этом знают. Это знание мешает им жить и злодействовать.
«СП»: — В каких странах может произойти задержание?
— Это может произойти во всех странах, которые сотрудничают с российским следствием. Не будем давать преступникам подсказки.
«СП»: — По словам Палагина, украинские пограничники в настоящее время уподобились сомалийским пиратам. В остальном мире считают также или нет?
— Даже если в остальном мире так не считают, то могут поймать пиратов из чисто утилитарных целей. Правоохранители всего мира заинтересованы в помощи своих российских коллег в поимке опасных преступников, следовательно, будут сотрудничать с Россией.
«СП»: — Насколько такие вещи могут упредить дальнейшие похищения судов? Есть ли другие, более эффективные способы?
— Наиболее эффективным способом было бы взятие силами ДНР Мариуполя. Это обеспечило бы нормальный статус акватории Азовского моря.
— Скорее всего, задержание фигурантов дела и впрямь может случиться в курортных странах типа Турции и Египта, — считает политолог Иван Лизан.
— Туда по-прежнему летают на отдых граждане Украины и с руководством этих стран у России весьма хорошие отношения. ЕС может «проигнорировать» подобный запрос, точнее сперва задержать, а потом отпустить, как было, например, с Яценюком. Проще говоря, с курортными странами легче выстраивать отношения — не так мешает политика.
«СП»: — Палагин сравнивает украинских пограничников с сомалийскими пиратами. В мире с ним согласятся?
— В остальном мире не до Украины и действий ее пограничников — всем своих проблем хватает. Сравнение с сомалийскими пиратами — явно преувеличение. Киев не захватывает суда «белых» людей из США и ЕС, а проблемы русских моряков мало кого волнуют.
Украина продолжает открыто готовиться к войне. Чем все это может закончиться?
«СП»: — Почему это было сделано только сейчас? Почему вообще такая медленная реакция на выходки Киева?
— Потому что российская бюрократия безынициативна, ждёт команды сверху лишь бы чего не сделать такого, за что могут пожурить. А «на верху» или все заняты, или Совбезу не до того. Потому наши реакции на действия Киева и США (они владеют инициативой) похожи на чрезмерное увлечение православной этикой, когда в ответ на пощечину безропотно подставляют вторую щеку.
Плюс играет роль фактора футбола — чиновники впали в состояние паралича лишь бы не сделать ничего лишнего, за что осудят начальство и международные «партнёры».
«СП»: — Насколько эффективны такие меры?
— Именно эта мера не упредит. А вот меры по «закошмариванию» (системные тщательные проверки с пристрастием) украинских судов очень даже помогут. Просто для Украины сильно вырастут издержки.
Новости по теме: Украинский суд оставил под арестом капитана российского судна «Норд»