Кремль при назначении правительства явно не учел мнения астрологов
После инаугурации Владимира Путина и назначения нового кабинета министров масштабные кадровые перестановки коснулись уже региональных элит. Распрощался с должностями один полпред и пятеро губернаторов.
Перекроят ли карту Дальнего Востока?
Покинул должность полпреда президента в ЦФО Алексей Гордеев (бывший губернатор Воронежской области) — его рекрутировали в правительство на должность вице-премьера. В соответствии с распределением обязанностей, которое провел премьер-министр Дмитрий Медведев, он займется не только сельским хозяйством, но также биотехнологиями, рыболовством, лесным хозяйством и лесопромышленным комплексом, природопользованием, охраной окружающей среды и экологическим надзором (то есть Гордеев получил функционал от бывшего вице-премьера Александра Хлопонина). Кроме того, Гордеев будет курировать национальный проект в сфере экологии.
Ради Гордеева (хотя все же, скорее ради сына Патрушева — ред.) из правительства убрали даже вполне успешного Александра Ткачева, министра сельского хозяйства и бывшего губернатора Краснодарского края. Теперь все ожидают, в какое кресло он приземлится. По одной из версий, станет полпредом президента в ЮФО, сменив Владимира Устинова, который занимает этот пост уже очень давно.
Кремль при назначении правительства явно не учел мнения астрологов
Пока что место полпреда президента в ЦФО тоже вакантно — на него прочат Михаила Меня, бывшего министра строительства и ЖКХ в федеральном правительстве. Кстати, пост самого Меня в кабинете занял Владимир Якушев, ранее возглавлявший Тюменскую область (по итогам 2017 года она признана лидером «Национального рейтинга инвестиционного климата», да и во многих других рейтингах была неизменным лидером).
Рекрутировали в федеральное правительство и еще двух губернаторов — топового Дмитрия Кобылкина, который с 2010 года возглавлял Ямало-Ненецкий округ, а теперь стал министром природных ресурсов и самого аутсайдера Александра Козлова, с 2015 года руководившего Амурской областью. Неизвестно за какие заслуги он стал министром по развитию Дальнего Востока.
Все трое губернаторов, ушедших в Москву, оставили своих местоблюстителей. Так, ЯНАО возглавил (пока что с приставкой «врио») 30—летний Дмитрий Артюхов, который последние два года работал заместителем Кобылкина (курировал экономическое развитие и госзаказ), а до этого числился его советником. Во власти, что называется, тоже не с улицы оказался. Отец — первый заместитель председателя Тюменской облдумы Андрей Артюхов.
Тюменскую область доверили также близкому человеку экс-губернатора Якушева — бывшему вице-губернатору и бывшему главе администрации Тюмени Александру Моору. Амурскую область после ухода Козлова назначили 43-летнего Василия Орлова, коренного благовещенца. Кремль, по слухам, все еще раздумывает о будущем региона. Говорят, что Амурскую область могут объединить с соседней Еврейской автономной областью.
Магадан остался при своих. Якутия — нет…
На прошлой неделе президент принял отставку еще двух губернаторов — они, в отличие от Якушева, Кобылкина и Козлова, пошли не на повышение, а в политическую безвестность. Написал заявление об уходе «по собственному желанию» глава Магаданской области Владимир Печеный, который руководил субъектом с 2013 года (а до этого возглавлял Магадан).
Печенову 68 лет, а покинувшему пост главы Якутии Егору Борисову — 63 года. Он руководил «алмазным» регионом почти 15 лет, сначала как председатель правительства, а затем уже как губернатор. После ухода Борисова Якутию доверили местному «кадру» — это мэр Якутска Айсен Николаев. У него и внушительный послужной список: министр финансов, руководитель администрации правительства, вице-премьер республики. Так что в местные проблемы он погружен глубоко. Чего не скажешь про мэра Нижнего Тагила Сергея Носова, которого неожиданно перекинули из Свердловской области, где он одна из самых ярких политических фигур — в Магаданскую.
Буквально сегодня ушел в отставку также 68-летний губернатор Алтайского края Александр Карлин. Он возглавлял регион с 2005 года, после гибели Михаила Евдокимова.
«Талантливых детей» становится все больше, возможностей для других — всем меньше
Кто еще из губернаторов может лишиться должности в ближайшее время? Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к двум недавним губернаторским рейтингам, которые составили агентства «Национальный рейтинг» и «Давыдов.Индекс». Последняя пятерка первого рейтинга по итогам марта-апреля) выглядела так: Марина Ковтун (Мурманская область), Андрей Бочаров (Волгоградская область), Виктор Зимин (Хакасия), Наталья Жданова (Забайкальский край) и уже упомянутый Егор Борисов. Как видите, он должности и лишился.
А вот «Давыдов.Индекс» в число аутсайдеров поместил Андрея Клычкова (Оренбургская область), Алексея Островского (Смоленская область), Алексея Орлова (Калмыкия), Кара-оол Шолбана (Тыва) и Александра Левинталя (Еврейская область).
Так что, судя по всему, отставки губернаторов еще продолжатся. О громких назначениях и отставках мы еще услышим, хотя среди всего этого кадрового хоровода мало новых лиц, а звучат все время одни те же фамилии. И если не самих чиновников, то их ближайших родственников…
С просьбой прокомментировать кадровый перестановки и дать прогнозы «Свободная пресса» обратилась к председателю комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Сергею Водопетову.
— Новые ротации губернаторов говорят о слабеющей роли региональных управленцев. Уже нет запроса на харизматичных лидеров, у которых имеется «свое хозяйство», и в нем региональный руководитель номер один после президента.
Сегодня системность, управляемость важнее, например, объективных показателей. При этом, в системе ротации губернаторов отсутствует понятные и осязаемые критерии. Уже не вспоминаются даже те инструменты, которые работали 5−10 лет назад: например, уровень доверия главе региона, замерямый социологическими методами, сводный рейтинг регионов… В какой-то части дискредитированы и указы, оценивающие степень регионального развития.
Важно сказать и о слабеющих институтах муниципальной власти, которые несколько лет назад могли привести, например, Евгения Ройзмана в кресло мэра крупного города и региональные парламенты, которые из реальной силы, оппонирующей исполнительной власти, превратились в подавляющем большинстве регионов в «да-законодателей». Поэтому реальные региональные успехи отходят на второй план.
«СП»: — То есть, на ваш взгляд, смена руководства в регионах сейчас уже не связана с социально-экономическими факторами?
— Скорее, с раскладом сил внутри региона и «политбюро». Первый сценарий — когда осуществляется перевод на более высокую или более ресурсную позицию, используя лоббистской потенциал групп влияния, имеющих интересы в регионе.
Сюда относятся и новое назначение губернатора Тюменской области (когда Сергей Собянин выступил лоббистом Александра Моора), и назначение Сергея Носова как магаданского губернатора (Евгений Кувайшев по сути «выслал» всегда влияющего на результат региональных раскладов мэра одного из ключевых городов Свердловской области).
Второй механизм связан с потерей гибкости: когда отсутствие политического и экономического результата в регионе не является для руководителя субъекта серьезным вызовом. Здесь уместен пример Егора Борисова (Якутия).
«СП»: — Кто следующий кандидат на вылет?
— Фамилии слабых губернаторов известны. Но прогноз их ухода зависит не от социально-экономического уровня региона, а от готовности губернатора мобилизовать ресурс своей поддержки.
Так, долгое время обсуждались смена губернаторов Мурманской и Владимирской областей. Но, видимо, лоббистские усилия, направленные на их сохранение приводят к результату, несмотря на падение объективных макроэкономических показателей регионов.
Новости политики: Путин доверил Тюменскую область «лучшему мэру России»