Страна очень легкого поведения

Украина 22 года живет по неписанным законам, переделывая Конституцию в зависимости от капризов политиков

  
5675
На фото: площадь Независимости в Киеве
На фото: площадь Независимости в Киеве (Фото: Global Look Press)

28 июня на Украине отметили День Конституции. 22 года назад в этот день Верховная Рада приняла текст Основного закона, который с тех пор претерпел множество изменений.

За годы независимости Украина пережила целых 5 периодов конституционного моделирования: советско-парламентский (1991−1996),
президентско-парламентский (1996−2004), парламентско-президентский (2004−2010), президентско-парламентский (2010−2014), парламентско-президентский / фактически суперпрезидентский (2014−2018). Однако постоянное переписывание Конституции не уберегло Украину от нескольких антиконституционных переворотов. С нынешней редакцией Конституции также имеются проблемы, поскольку на волне Евромайдана ее подписал Александр Турчинов в статусе так называемого «исполняющего обязанности президента Украины», не имевший на то соответствующих полномочий, а полномочия президента Виктора Януковича официально так и не были прекращены.

На сегодняшний день из 161 статьи Конституции Украины системно и последовательно нарушаются 128, то есть около 80%. 33 статьи Основного закона, которые условно выполняются, содержат в основном номинальные или отсылочные нормы. Из первых двух разделов Конституции выполняется только статья 20 «Государственные символы».

Читайте также

Чиновники и политики за деньги украинского общества нарушили все ключевые положения Конституции — от бесплатной медицины, образования, защиты частной собственности и личной неприкосновенности, нарушения прав меньшинств и запрета на вмешательство в религиозные дела до неперсонального голосования в парламенте и принципа разделения ветвей власти.

Нынешнему набору полномочий Петра Порошенко могли бы позавидовать и Леонид Кучма, и Виктор Янукович, обладавшие куда меньшим влиянием на силовой блок и особенно судебную ветвь власти. Помимо прямого влияния президента на судебную систему, резкое повышение заработных плат судей Верховного суда и Конституционного суда, которые в 60−70 раз превышают средние по стране (в странах «Новой Европы» это соотношение составляет один к четырем-пяти), обеспечили полную лояльность украинской Фемиды к правящей верхушке. Надежды же на то, что Высший антикоррупционный суд заработает до президентских выборов 2019 года и станет инструментом обуздания коррупции в государственном аппарате крайне невысоки. Едва ли эффективная борьба с коррупцией в принципе возможна в архаизирующейся стране, где ВВП на душу населения составляет менее $ 3 тыс., а «кормовая база» для элитариев непрерывно сужается.

В последнее время среди политического класса активизировалась дискуссия о необходимости провести конституционные изменения и перераспределить полномочия президента в пользу парламента, пускай сугубо формально Спрос на эту идею генерируют представители ряда финансово-промышленных групп, коим не нравится тот факт, что президент Порошенко замкнул на себя все рычаги управления государством, компенсируя этим в том числе падение своих электоральных рейтингов. Но в системе общественных отношений, где даже Основной закон страны в лучшем случае «что дышло», в худшем — просто декларация, нет смысла просто его переписывать, ведь, как говорится, не растут груши на Марсе.

Очередным декларативным шагом станет инсталляция в текст Конституции правок имени Порошенко, согласно которым ключевой внешнеполитической целью страны станет приобретение членства в ЕС и НАТО. Понятно, что Порошенко нужны дополнительные пиар-поводы накануне официального старта предвыборной кампании. Хотя будущее этих организаций, особенно в условиях покрытия трещинами трансатлантического единства, представляется весьма туманным. В частности, внутри Евросоюза все больше задумываются о создании общеевропейских оборонных союзов вне НАТО. Более того, членство в военно-политических организациях, коей является Североатлантический Альянс, противоречит Декларации о государственном суверенитете Украины от 1990 года, на которой базируется Конституция и которая провозглашает принцип внеблоковости страны.

В интересах общества нужно заниматься не созданием симулякров, а прежде всего кардинально менять практику правоприменения Основного закона и наказания чиновников за игры с Конституцией, при этом создавая условия для будущего реформирования Конституции и наконец-то определиться с моделью государственного управления — парламентской или президентской. Только в таких условиях можно обеспечить хоть какую-то ответственность политиков и чиновников.

Читайте также

Для народа День Конституции — не более, чем лишний выходной. Что ж, это лучше, чем ничего, поскольку есть время для дополнительной подработки и подсобных хозяйств, которые становятся все более весомым фактором выживания громадян. Значительная часть украинцев текст Конституции в полной мере ни разу и не читала. В сущности, потребности в этом нет, поскольку страна уже третье десятилетие живет по неписаным законам, а после Евромайдана и последовавших за ним событиям 2014 года и вовче скатилась к неофеодальным общественным отношениям. Именно с таким багажом, отчуждения правящих кругов от широких народных масс, живущих в параллельных плоскостях и пересекающихся максимум на выборах, Украина отпраздновала очередной День Конституции.


Новости Украины: Порошенко: Конституция Украины самая «демократическая в мире»

Кризис на Украине: Украинские танкисты заняли последнее место в танковом биатлоне в Германии

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня