Пол Робертс — интервью изданию American Herald Tribune
Лидеры России и США Владимир Путин и Дональд Трамп в ходе предстоящей встречи в Хельсинки могут договориться о выводе поддерживаемых Ираном войск с территории Сирии. Об этом сообщает Bloomberg.
Как утверждают источники агентства, Путин дал предварительное согласие на выполнение требований США и Израиля, которые хотят, чтобы поддерживаемые Тегераном вооруженные формирования покинули территорию на юге Сирии у израильской границы, и были заменены войсками, «лояльными правительству в Дамаске».
Blomberg добавляет, что представители Москвы и Вашингтона сейчас «ведут интенсивные переговоры», чтобы по итогам встречи была достигнута хотя бы одна договоренность, которая позволила бы Трампу назвать саммит успешным, и «оправдала бы шаги США по улучшению отношений с Россией».
Напомним: ранее телеканал CNN сообщал, что Трамп якобы рассчитывает получить гарантии безопасности для сирийской оппозиции, которая пользуется поддержкой США, а также ее свободного выхода из закрытой зоны в юго-западной части Сирии. Плюс к тому, утверждал CNN, американский лидер якобы рассчитывает добиться содействия Москвы в ограничении присутствия пользующихся поддержкой Ирана сил на юге Сирии. В последнем пункте, как видим, версии CNN и Bloomberg совпадают.
Пол Робертс — интервью изданию American Herald Tribune
Не исключено, что готовящаяся сделка по Сирии является той уступкой со стороны Кремля, о которой ранее говорил госсекретарь США Майк Помпео. По его словам, Трамп рассматривает возвращение Москвы в международное сообщество как «неизбежное», и «уступки» с ее стороны могут позволить ей присоединиться к G7. При этом госсекретарь не смог сказать, каких конкретно встречных шагов ждут США от России.
По мнению ряда экспертов, допуская присоединение России к G7, Белый дом пытается навязать Кремлю урегулирование в Сирии по американскому сценарию. Предполагается, что Москва не упустит шанса улучшить свои внешнеполитические позиции, и пойдет на уступки. По этой версии, в действительности на встрече Путин-Трамп речь будет идти о расчленении сирийского государства, и внедрении в сирийское руководство американской агентуры.
Что характерно, Трамп накануне встречи — она намечена на 16 июля — демонстрирует неизменный оптимизм. 5 июля, выступая перед своими сторонниками в штате Монтана, он заверил, что «был готов всю свою жизнь» к переговорам с Путиным, и уверен в их успехе.
«Ладить с Россией, ладить с Китаем, ладить с другими странами — это не плохо, а хорошо. Я встречусь с президентом Путиным на следующей неделе, и мы поладим. Поверьте, у нас все будет хорошо», — сказал Трамп.
Как теперь выглядят контуры сделки Путин-Трамп, в чем выгода от нее России?
— Трамп и Путин действительно могут пойти на договоренности, о которых пишет Bloomberg, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Теоретически в этом ничего сложного нет — при наличии доброй воли с обеих сторон, российской и американской.
Мы заинтересованы, чтобы США ушли из Сирии. А у американцев в Сирии есть ряд анклавов, которые они контролируют, и ключевой из них — Эт-Танф.
В этом районе, напомню, располагается военная база международной коалиции во главе с США. Она построена в двух десятках километров к северу от границы Сирии с Иорданией, причем территория радиусом 44 км вокруг базы объявлена бесполетной зоной. Сирия, Иран и Россия неоднократно обвиняли США в том, что под видом бойцов оппозиции на базе тренируются боевики исламистских террористических организаций. В Пентагоне эту информацию последовательно отрицают.
Решить проблему Эт-Танфа, с нашей точки зрения, возможно двумя способами. Первый — выбивать оттуда американцев военным путем, то есть пойти на эскалацию противостояния с США, с непонятными для нас долговременными последствиями. Второй — достигнуть с американцами соглашения, чтобы они убрались из Эт-Танфа сами.
Поскольку Трамп — игрок произраильский, и интересы Тель-Авива являются для него приоритетными, он вполне может пойти на такую сделку.
«СП»: — Насколько этот вариант приемлем для нас?
— Нас он вполне устраивает — мы же не иранские интересы в Сирии защищаем. Мы хотим, чтобы Сирия восстановилась и осталась дружеским нам государством — в частности, чтобы мы сохранили там российские военные базы.
Да, Иран также имеет существенные интересы в Сирии. Но нахождение иранских вооруженных сил на границе с Израилем — это дестабилизирующий фактор, а не фактор стабильности. А у нас, замечу, в сирийской комбинации никогда не было задачи создавать дополнительную угрозу Израилю. Естественно, с тем пониманием, что Израиль не будет нам вредить — а Тель-Авив вредит, и наносит удары по территории Сирии.
Сказанное означает, что на встрече Путин-Трамп должен быть заключен пакет соглашений.
«СП»: — Как конкретно может выглядеть этот пакет?
— Я вижу его так. Мы договариваемся с Дамаском, а потом сами сирийцы договариваются с иранцами, что из такого-то конкретного региона иранские силы уходят. Подчеркну — из конкретного региона, примыкающего к Голанским высотам на границе с Израилем, а не со всей территории Сирии. Причем, границы этого региона можно четко обозначить.
Взамен США уходят из базы Эт-Танф.
К этому — в теории — можно добавить наше дополнительное условие: Штаты прекращают оказание помощи сирийским боевикам. Американцы должны прекратить снабжать их оружием и деньгами, и прекратить наносить коалиционные удары по сирийской территории.
В целом, американцы должны постепенно уйти из всей Сирии. Для начала можно договориться по конкретному району на юге страны. Но остается еще Идлиб, а также территории к северу и востоку от Евфрата — там находятся курские районы, а главное, нефтяные районы. И мне пока неясно, входят ли эти территории в сделку Трамп-Путин.
Если резюмировать, сделка может быть локальной — мы договариваемся, что иранцы уходят с границы Израиля, но остаются в остальной Сирии, а американцы уходят из Эт-Танфа. Либо сделка может быть общесирийской — США прекращают поддержку всех боевиков в Сирии, включая курдов, и полностью уходят из страны. Тогда мы добиваемся, чтобы иранских вооруженных формирований также не было на всей сирийской территории.
О рэкете, насилии и убийствах в США сегодня не говорят
Другое дело, что второй вариант на нынешнем этапе представляется практически неосуществимым.
«СП»: — Насколько локальный вариант продвинет сирийское урегулирование?
— Он будет определенным шагом вперед. Локальный вариант в дальнейшем может стать основой для более широкого урегулирования в Сирии.
«СП»: — Blomberg пишет, что сделка позволит Трампу назвать саммит успешным. Россия сможет называть локальный вариант успехом?
— Безусловно, эта сделка будет иметь для нас положительный эффект. Нашей основной целью был разгром боевиков на территории САР. В целом мы эту задачу решили. Сделка с США позволит нам освободить дополнительные сирийские территории, что нам только на руку.
Единственной проигравшей стороной в этом случае станут проиранские вооруженные формирования. И прежде всего «Хезболла», цель которой сводится к тому, чтобы обложить Израиль со всех сторон. Но поскольку уничтожение Израиля как государства не входит в стратегические замыслы РФ, этим моментом можно пренебречь.
Новости политики: Захарова назвала вопиющим отказ США выдать визы российским спортсменам