Украина собралась лечь на рельсы

В Киеве угрожают полностью прекратить железнодорожное сообщение с Россией

  
9584
На фото: поезд Москва - Киев
На фото: поезд Москва — Киев (Фото: Михаил Терещенко/ТАСС)
Материал комментируют:

Киевские власти пригрозили России лечь на рельсы. Не в прямом, конечно, смысле. Но результат вполне может оказаться тем же.

К тому, что нынешнее руководство Украины часто принимает абсурдные, но «истинно самостийные» решения, лишь бы «насолить стране-агрессору», многие давно привыкли. Этот политический экстрим никого уже даже не удивляет. Но добровольный отказ Киева от миллионных прибылей в долларовом эквиваленте, при том, что президент Порошенко по миру разве что с котомкой не бродит, выпрашивая на бедность и на войну с собственным народом, это уже что-то новенькое.

Между тем, в украинском правительстве сейчас всерьез рассматривают вариант полного прекращения железнодорожного сообщения с Россией. О чем в эфире местного телевидения в понедельник сообщил министр инфраструктуры страны Владимир Омелян. Что само по себе нелепо, поскольку этот человек, по сути, руководит тем, чего давно в стране нет. Или что на последней стадии распада.

После открытия в декабре 2017 года нового участка российской железной дороги Журавка — Миллерово, в обход Украины, Омелян уже выступал с подобной инициативой. И даже собирался дополнить ее запретом заодно и на автобусное сообщение. Но потом выяснилось, что российское направление стало самым прибыльным для Украины за минувший год. Только поезд Киев-Москва принес в бюджет «незалежной» 5,8 млн. долларов. А направление Одесса-Москва добавило к этой сумме еще 3,7 млн. долларов. При том, что прочие пассажирские перевозки поездами дальнего сообщения на Украине в целом глубоко убыточными.

Читайте также

Возможно по этой причине прошлогодняя инициатива министра не нашла поддержки. Но в июне, накануне чемпионата мира по футболу в России, к прежней идее на Украине снова вернулись. Поскольку украинские болельщики вдруг массово стали проявлять «несознательность», отправляясь на российские стадионы, вопреки призывам официальных властей не поддерживать «агрессора» «ни гривной, ни рублем» и сказкам о «жестоком Мордоре». По этому поводу бывший АТОшник и свидомый пропагандист Мирослав Гай сетовал, что руководство страны не предприняло «превентивных мер» по ограничению железнодорожного и автобусного сообщения с Россией. Что, по его мнению, сделать «надо было давно».

Между тем, стоит напомнить, что по инициативе Киева с октября 2015 года полностью прекратилось авиационное сообщение между Россией и Украиной. И если теперь власти «незалежной» опустят шлагбаум и перед «российскими поездами» и автомобильным транспортом, две соседние страны окажутся, по сути, в полной изоляции друг от друга.

Только кому от этого будет хуже?

— На самом деле, предложения о том, что необходимо перекрыть те или иные виды сообщения с Россией, от украинских политиков звучали уже много раз, — комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский. — Такие идеи полностью укладываются в идеологию украинского национализма, которая сейчас на Украине имеет официальный статус и безальтернативна для нынешней системы. Согласно этой идеологии, любое патриотическое (в их понимании) высказывание, любой патриотический жест или действие должны быть основаны на идее отрыва Украины от России. В любой форме.

К тому же, надо сказать, что на Украине начинается предвыборный период. И всем понятно, что выборы следующего года будут проходить совсем не обязательно законным путем. Вполне возможен и хаос и большие политические потрясения. Потому любой более-менее крупный украинский политик сейчас озабочен не только своим рейтингом, но и поддержкой именно ультранационалистической общественности. Поскольку как раз она представляет собой именно то меньшинство, которое в ситуации хаоса, скорее всего, и будет решать судьбу государственности Украины. И, соответственно, судьбу отдельных ее политиков.

Я думаю, Омелян прекрасно понимает, что остановить или полностью перекрыть сейчас железнодорожное сообщение с Россией невозможно. И что слишком многим на Украине это невыгодно. Но именно поэтому он считает возможным и безопасным для себя делать такие заявления. Министр, таким образом, демонстрирует, что он-то как раз за это, он хочет перекрыть рельсы. Но обстоятельства и всякие антигосударственные элементы в Киеве ему просто не позволят этого сделать.

С другой стороны, надо понимать, что при всей той выгоде, которую Киев получает от железнодорожного сообщения с Россией, это сообщение для режима Порошенко является политически опасным. Потому что многие украинские граждане, которые ездят в Россию, не столь подвержены официальной пропаганде. И способны противостоять информационной среде, которая на Украине жестко установлена.

Можно предположить, что в будущем украинские власти все же сочтут, что лучше потерпеть довольно серьезные экономические убытки от перекрытия сообщения с Россией, но решиться на такой шаг. И таким образом остановить поток политических убытков, которые Киев терпит в связи с тем, что часть активного населения (причем — довольно значительная) постоянно ездит в Россию и видит там несколько иную реальность, чем хотелось бы киевскому режиму. Поэтому, в принципе, полностью исключать, что инициатива Омеляна будет реализована в будущем, наверное, тоже не стоит.

«СП»: — Почему бы нам в ответ не ввести, со свой стороны, визовый режим с Украиной? Сколько уже можно терпеть все эти русофобские кульбиты? Говорят — братский народ. Говорят — ему тяжело, надо помочь… Так чего бы этим братьям не взять в руки вилы и не скинуть тех, кто над ними так издевается. А визы, если захотим, после ухода Порошенко отменим.

— Украина, в принципе, уже давно ввела биометрический контроль для россиян. Де-факто эта процедура подобная визовым системам.

«СП»: — Мало того, в исполнении украинских пограничников она еще и достаточно унизительная.

— Да. А основной смысл в том, чтобы контролировать, кто из россиян, когда и зачем пересекает границу Украины? И, конечно, это сделано с расчетом, что Россия может ответить зеркально.

Но тут вопрос к нам. С одной стороны, нам выгодно, что к нам ездят украинцы, что они видят здесь другую реальность. С другой — поддерживать отношения с соседним крупным государством на таком несимметричном принципе, наверное, тоже неправильно. И, в конечном счете, возможно, нам нужно будет показать, что пока украинцы терпят у себя вот такую власть, Россия тоже будет отгораживаться от Украины. Сегодня Украина — слишком неудобный и опасный сосед.

Пока что центральная власть там более-менее контролирует свою территорию. За исключением трети Донбасса. Но в любой момент все может скатиться к хаосу, когда задача отгораживания от Украины мгновенно встанет на повестку дня. Потому что бардак, который будет в ней царить, с той широкой степенью распространения оружия и разгулом всевозможных радикальных банд, будут представлять угрозу для России.

То есть, вопрос введения визового режима с Украиной может встать перед нашей страной в повестку дня. При том, что называться, возможно, он будет как-то иначе. Потому как политически России невыгодно быть инициатором введения визового режима.

Читайте также

«СП»: — Почему же? Мы лишь защитим интересы своей страны, своих граждан. И это нормальная цивилизованная практика, которая дает возможность России контролировать ситуацию.

— Тем не менее, у нас довольно значительное количество населения — миллионы людей — имеют родственников на Украине. Им введение визового режима Москвой, мягко говоря, не понравится.

Во-вторых, если Россия сама официально объявит о введении визового режима, это будет активно использовано в украинской внутренней политике. С утверждением, что, дескать, «мы-то визовый режим с Россией не вводили, а она — ввела! Это Москва проявляет враждебность в отношении Украины, а не мы».

«СП»: — В Киеве и так только об этом и говорят…

— Естественно. Однако тут этот аргумент окажется особенно сильным. А между тем, на Украине, как показывают некоторые закрытые соцопросы (по открытым, кстати, это тоже видно), настроение населения с доевромайданского времени почти не поменялись. И если считать каждую конкретную область, то процент прозападных и провосточных ее жителей остается примерно тот же. Просто мы сейчас почти не слышим голоса антинационалистического электората. Но все же для нас довольно значимо, чтобы эта часть населения сохраняла свои более-менее пророссийские взгляды.

«СП»: — Пройдет еще немного времени, и на Украине еще очень многие «перекуются» в атмосфере русофобии и террора. Разве не так?

— Возможно. Но, судя по всему, такая «перековка» идет либо очень медленно, либо в очень ограниченных масштабах. Как я уже сказал, долевое соотношение провосточного и прозападного электората в юго-восточных областях Украины, каким было до Евромайдана, таким осталось и сейчас. Поэтому для нас сохраняет значимость задача сохранения пророссийских настроений у значительной части населения Украины. На каком-то этапе это может сыграть свою роль.

Поэтому опережать Украину в действиях по разрыву отношений между нашими странами сегодня явно не стоит. Другое дело, что задача отгородиться от Украины, которая сползает в политический и социальный хаос, может встать в повестку дня. И тогда придется предпринимать меры. Но они должны быть оформлены именно как зеркальные к тем, что уже предприняла Украина.

А в это время

Украинская экономика окончательно рухнет от закрытия границы с Россией, заявил депутат Верховной рады от Радикальной партии Игорь Мосийчук, передает РИА Новости. По мнению Мосийчука, закрытие железнодорожного сообщения с Россией ударит прежде всего по гражданам Украины, которые работают за границей, но также нанесет и огромный ущерб народному хозяйству в стране.

«Миллионы украинцев, как бы к ним кто ни относился, но это все же украинцы — украинские граждане, работают на территории Российской Федерации. И если завтра, условно говоря, границы закроют, то как людям до дома добираться — почтой, бандеролью? И на чем им потом зарабатывать? А наша экономика, которая и так в стагнации благодаря нашим попрошайкам (политикам. — Прим. ред.), окончательно рухнет», — сказал депутат.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Эдуард Лимонов
Эдуард Лимонов

Свидетельствую, что по состоянию на сегодняшний день «Свободная пресса» в моём личном списке свободной прессы России записана первой. С чем Вас и поздравляю, товарищи из коллектива «СП». Надеюсь, первое место в моём списке доставит вам всем удовольствие!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня