Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что, судя по темпам роста, российская экономика попала в «серьёзную застойную яму» впервые с послевоенных лет.
«Вообще, я хочу сказать, что после Второй мировой войны у нас такого длинного периода в истории России, чтобы мы жили больше 10 лет с таким темпом роста экономики — 1%, нет. Мы, в общем-то, попали в серьезную такую застойную яму, серьезную», — сказал Кудрин на пленарном заседании Международного форума финансового университета «Как попасть в пятёрку» 27 ноября.
Кудрин также заявил о необходимости построения новой модели экономики, что активно обсуждалось ещё в 2012 году. «При том, что цена за нефть увеличилась в два раза, то есть прирост цены на нефть, который всегда был драйвером нашей экономики, уже даже не останавливает дальнейшего снижения темпов роста», — сказал глава Счётной палаты.
В таких условиях, отметил он, «понятно, что нужны другие драйверы нашей экономики».
В последнее время Кудрин, весной 2018 года неожиданно для многих ставший главой Счётной палаты РФ, не раз отмечался резонансными заявлениями. В частности, буквально вчера он обвинил «Роскосмос», который возглавляет условный патриот Дмитрий Рогозин, в массовых финансовых нарушениях и хищениях миллиардов рублей. А до этого не раз публично советовал президенту, каким курсом должна идти страна, на каких союзников опираться.
Не готовят ли Кудрину место премьер-министра в будущем правительстве России?
К слову, в сентябре 2011 года, у министра финансов Кудрина возник острый конфликт с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. Глава государства отчитал главу Минфина за нарушение «дисциплины и субординации» и дал несколько часов, чтобы определиться с решением об отставке. Причиной конфликта стало заявление Кудрина о том, что он не будет в составе правительства, если в 2012 году премьером станет Медведев.
Похоже, теперь наступило время реванша. Ведь все тирады Кудрина последнего времени — даже не камень, а булыжник в огород Медведева, правительство которого который год топчется на месте.
— Элиты сейчас находятся в ожидании транзита политической системы, и пытаются консолидировать те ресурсы, которые у них имеются, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — У господина Кудрина есть публичный ресурс экономического стратега. Он всячески пытается закрепить за собой лидерство в этой сфере. Отсюда участившиеся заявления Кудрина на важные политические темы.
Поэтому может быть всё, что угодно, включая назначение в перспективе нескольких лет Кудрина премьер-министром. Но говорить, что это приоритетный сценарий, я бы не стал. Поскольку транзит власти, по всей видимости, будет иметь многоступенчатый характер. Это будет касаться модернизации института президента, изменения роли правительства. Под получившуюся в итоге конфигурацию и будут выбирать фигуру премьера. Пока можно предположить лишь то, что с высокой долей вероятности смена правительства произойдёт раньше 2024 года.
«СП»: — Накануне последних президентских выборов у части общественности были ожидания, что состав правительства станет менее либеральным, будет вести линию, за которую ратует Сергей Глазьев. Вместо этого наметилось усиление либерального тренда. Возможно, назначение Кудрина премьер-министром будет укладываться в этот тренд?
— Что касается ожиданий, то власть в ходе предвыборной кампании эффективно отработала с целевыми группами. Каждый напридумывал, что ему было ближе. Именно поэтому у той части общества, о которой вы говорите, имеет место разочарование. А у власти изначально не было планов на смену экономического курса. По той простой причине, что Владимир Путин привык доверять тем, кого принято называть системными либералами в экономике. И говорить о смене тренда, как минимум, преждевременно. Да, ещё в 2006 году были созданы госкорпорации, что плохо укладывается в либеральную концепцию. Но в остальном Путин доверяет системным либералам.
Принято считать, что они выручили его в 2008 году, во время экономического кризиса. Поскольку именно Кудрин, несмотря на критику, создал систему резервного фонда, которая помогла без серьёзных эксцессов пережить этот кризис. В результате у Путина сложилось мнение, что лучше доверять либералам в экономике, чем дирижистам.
— Я думаю, что Кудрин действительно является кандидатом в премьеры будущего антикризисного правительства, — говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Но кроме него есть и другие претенденты. Это не предрешённая история.
При этом я, в отличие от многих, не считаю Кудрина либералом в экономике. Это один из архитекторов централизованной финансовой системы России. Эта система в значительной степени демонтировала в России федерализм. Именно поэтому я не считаю Алексея Кудрина либералом.
«СП»: — Кто, кроме Кудрина мог бы возглавить «антикризисное правительство»?
— Ответить на этот вопрос невозможно. Кто, например, мог предугадать, что премьер-министрами станут Михаил Фрадков или Виктор Зубков?
«СП»: — Вы называете имена из другой эпохи. У нас уже много лет вроде как «путинская стабильность».
— Путинская стабильность у нас закончилась в этом году. У нас сейчас политическая турбулентность. Вопрос сейчас в том, есть ли у нас экономический кризис настолько серьёзный, что требуется смена правительства? На мой взгляд, нет. Поэтому я не исключаю, что нынешний премьер-министр может досидеть на своём кресле до новых выборов в Госдуму, а может, даже и до новых президентских выборов в России. Хотя последнее менее вероятно, поскольку видимо, закулисное формирование нового правительства начнётся вскоре после парламентских выборов, когда произойдёт перезагрузка партийного пространства.
Что касается заявления Кудрина о «застойной яме», в которой находится наша экономика, то тут сложно ему возразить. Сейчас правительство действует под лозунгом: «люди — новая нефть». Именно за счёт изымания средств у людей через самые разные поборы, через повышение цен власть надеется пополнять госбюджет.
«СП»: — Население у нас и так в основном небогатое. Даст ли результат такая политика выжимания последних сбережений?
— Я очень скептически отношусь к такой политике. На мой взгляд, на данный момент сколько-нибудь внятной стратегии реформирования нашей застоявшейся экономики никто не предложил, включая Кудрина.
— Что касается деятельности Кудрина в последнее время, то он последовательно осуществляет задачу, им же обозначенную сразу после назначения на пост главы Счётной палаты РФ — сделать этот орган независимым, — говорит руководитель направления финансы и экономика Института современного развития, экономист и политолог Никита Масленников. — И тут у него есть хорошая поддержка в лице Конституции РФ. Другое дело, что до сих пор в этом смысле весь потенциал Счётной палаты не был задействован.
Что касается застоя в экономике России, тут всё абсолютно верно. За 10 лет экономический рост в стране составил в среднем 1%. Это не может считаться успешным результатом. Причём торможение началось ещё до «эпохи санкций». Это связано с тем, что традиционная модель углеводородной зависимости себя исчерпала. Конечно, тут большую роль играет бюджетное правило, которое снимает «излишки» от продажи нефти и направляет их не в экономику, а в суверенные резервы, поскольку в ближайшие несколько лет ожидаются всё новые проблемы, связанные как с ситуацией в глобальной экономике, так и с возможным усилением санкционного давления. Но во всё остальном, наша экономика зажата нынешними сложившимися правилами. В итоге, мы предъявляем к ней требование надоев, как к «корове». А она может дать молока не больше «козы».
«СП»: — И у Кудрина есть рецепт, как это изменить?
— Собственно, и Кудрин, и многие другие эксперты это давно предлагают. Уменьшить долю госсектора в экономике, увеличить эффективность государственных расходов, поддержка малого и среднего бизнеса, поддержка несырьевого сектора и тому подобные меры.
Новости государственной политики: Путин: изменения должны дойти до каждого россиянина
Экономический кризис: Треть россиян заявили об усилении социальной несправедливости