18+
суббота, 10 декабря
Политика

Путин летит в Киев на помощь Януковичу

Российский премьер рассчитывает убедить Верховную Раду ратифицировать договор между двумя странами

  
45

Премьер России Владимир Путин посетит 26 апреля с рабочим визитом Украину. Туда он направится из Милана, где в первой половине дня проводит переговоры с итальянским коллегой Сильвио Берлускони. Визит в Киев состоится после того, как на прошлой неделе президенты двух стран договорились снизить цену на российский газ в обмен на продление сроков пребывания Черноморского флота РФ в Севастополе. Запланированы встречи с премьер-министром Украины Николаем Азаровым и президентом Виктором Януковичем.

В Киеве полагают, что визит Путина связан в первую очередь с доработкой тех документов, которые уже подписаны президентами. Что касается флота, то в конце этой недели в Москве состоится заседание подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины украинско-российской межгосударственной комиссии.

О чем еще Путин будет договариваться в Киеве, рассуждает эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.

«СП»: — Николай Владимирович, одна из версий — Путин и Янукович, помимо договора «газ в обмен на флот», обсудят ситуацию с «Южным потоком». Якобы, Янукович может потребовать от российского премьера гарантий не педалировать строительство газопровода. Это похоже на правду?

— Переговоры с Украиной исключительно важны, в том числе потому, что объявленные договоренности «газ в обмен на флот» — это надводная часть айсберга. Это политические договоренности, но есть еще большое количество хозяйственных договоренностей, которые, как я понимаю, недостаточно четко пока оговорены. Визит Путина как раз и связан с тем, чтобы окончательно договориться о большом пакете чисто хозяйственных вещей.

Что касается геополитических сюжетов, не надо преувеличивать опасностей проекта «Южный поток» для Украины. «Южного потока» пока нет, и окончательных договоренностей относительно этого трубопровода пока тоже нет. Все упирается в Турцию, и непонятно, во-первых, когда эти договоренности будут достигнуты, во-вторых, насколько экономически целесообразен проект для России. «Южный поток» предполагает вложение гигантских средств, которые окупятся только если нынешняя ситуация с ценами на газ и с монополией «Газпрома» сохранится еще 10−20 лет. Но это совершенно не факт. Да, Миллер заявляет, что сланцевый газ — чрезмерно политизированный сюжет, тем не менее, такая проблема существует.

«СП»: — Какое место во всем этом занимает Украина?

— Украина — это имеющаяся газопроводная сеть. Предполагается, что без вложений, которых требует «Южный поток», вы можете экспортировать и продавать газ, договариваясь с украинской стороной. Я бы не преувеличивал проблемы украинской стороны. Есть проблемы российско-украинские, и когда мы говорим о скидках, о повышении цены на газ, мы должны понимать, что и в том, и в другом заинтересованы группы определенных лиц и у нас, и на Украине. Речь идет о совместном, достаточно закрытом бизнесе, в который вовлечены очень серьезные политики. И политическая сила игроков, которые заинтересованы в сохранении нынешних схем «Газпрома», колоссальна.

«СП»: — Путин будет в Киеве, когда Верховная Рада будет ратифицировать договор «газ в обмен на флот». Он сможет как-то повлиять на голосование?

— Скорее всего, Верховная Рада договор ратифицирует. Но, в любом случае, это серьезный и важный проект. Поэтому наличие Путина там во время голосования, должно позволить оперативно решать какие-то вопросы, если они возникнут. Грубо говоря, возникает проблема: группа депутатов Верховной Рады, от голосования которой зависит судьба этого большого договора, требует для себя дополнительных поблажек или изменений имеющихся экономических договоренностей. Тогда при участии Путина это можно оперативно решить.

«СП»: — По предварительной информации, уже в мае российская и украинская стороны собираются решить замороженный с 1999 года вопрос о границе в Керченском проливе. Озвучена и гипотетическая возможность строительства моста Крым — Кубань. Мы видим резкое, с ускорением, улучшение российско-украинских отношений: Черноморский флот остается в Севастополе, теперь вот граница и мост через Керченский пролив. Насколько на самом деле важны эти козыри для России? Они действительно ключевые, или носят, скорее, пиар-характер?

— Роль Украины в интеграционных планах Кремля на постсоветском пространстве — ключевая. В свое время так сильно был расстроен Кремль, и так жестко он реагировал на «оранжевую» революцию как раз потому, что она ставила крест на идее единого экономического пространства. А без участии Украины его просто нет. В отношениях Россия — Украина действует большое количество проблем, и Черноморский флот — небольшая деталь на этой общей картинке. Я бы не преувеличивал значение флота как такового. Важность подписанного договора не в том, что сохраняется база внутреннего флота — важно признание Украиной восточного (российского) вектора внешней политики. Это декларация, по сути, о серьезных, прорывных улучшениях между Россией и Украиной.

«СП»: — А граница в проливе — прорыв?

— Граница в Керченском проливе — ну, замечательно, что у нас есть возможности позитивно решать технологические вопросы. Но, опять же, это не прорыв в отношениях, и не уступка России. Мост через пролив — тоже вещь, но техническая вещь: там просчитывается экономика, и принимается решение. Это не прорыв, это знаки улучшения отношений, но не более того.

Я бы посмотрел на Белоруссию, которая десять лет является членом Союзного государства: есть периоды большого энтузиазма и эйфории, но любое независимое государство всегда будет балансировать в своей внешней политике. Если сегодня мы видим целый ряд улучшений на российско-украинском фронте, завтра мы увидим, что Украина эффективно строит отношения и с Евросоюзом.

Наша справка

Напомним, 21 апреля Дмитрий Медведев и Виктор Януковичподписали в Харькове соглашение о продлении присутствия ЧФ в Крыму на 25 лет — до 2042 года (ныне действующее соглашение действует до 2017 года). В обмен Россия согласилась предоставить скидку на поставки газа Украине — 30%, но не более 100 долларов на 1 тысячу кубометров. Также официально отменяются штрафы за недобор топлива, которые, впрочем, ни разу не применялись на практике. За 10 лет льготные цены позволят Украине сэкономить около 40 млрд долларов (3 млрд в 2010 году и по 4 млрд в каждом последующем). По словам Медведева, скидка будет учитываться в качестве арендной платы за базирование ЧФ.

Путин считает, что договоренности по флоту и по газу стали свидетельством «доверия, чувства локтя» Москвы и Киева. Он уверен, что «все это будет создавать базу, фундамент российско-украинских отношений, на этой базе можно очень многое сделать».

Глава правительства Украины Николай Азаров заявил, что восстановление доверия России к Украине и ее руководству — главный результат харьковских договоренностей. Он также исключил досрочное расторжение Украиной договора о пребывании Черноморского флота России в Крыму: «Смею вас уверить, что Верховная Рада никогда такого решения не примет, потому что решение, которое приняли мы, в интересах украинского народа».

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня