18+
суббота, 10 декабря
Политика

Владимир Прибыловский: Два года у власти не сделали из Медведева президента

Он не властен даже в ближайшем окружении

  
144

7 мая исполняется ровно два года с того момента, как Дмитрий Медведев заступил на пост президента России. Второй год исполнения президентских полномочий Дмитрий Медведев трудился не менее интенсивно, чем в первый. Президент гораздо чаще ездил по стране и миру (61 командировка против 38 в первый год), инициировал ряд масштабных реформаторских проектов, а также куда регулярнее устраивал разносы подчиненным и снимал их с работы. Впрочем, кадровые решения не затрагивали высшие эшелоны власти. Практически все руководство администрации президента и правительства, назначенное в мае 2008 года, сохранилось на своих местах и в начале мая 2010 года.

Чего реально достиг Дмитрий Медведев за два года пребывания на посту президента, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

«СП»: — Владимир Валерианович, спустя два года президентства Медведева, кто у нас правит страной — он или Путин?

— Моя точка зрения — страной продолжает править Путин. То, что сделал Медведев, приходится рассматривать под микроскопом, потому что Медведев — не президент, а один из вице-премьеров.

Возможно, именно Медведев выступил с инициативой назначить главой нового Северо-Кавказского округа Александра Хлопонина. Подозреваю, Игорь Сечин не советовал Путину отнимать у своего свояка (дочь Сечина Инга — замужем за сыном Устинова Дмитрием) половину округа. А уж если отнимать, наверное, советовал назначить не Хлопонина, а кого-то другого. Но Путин, выслушав разные мнения, склонился к назначению Хлопонина. Вообще же создание СКФО обсуждалось давно, и могло произойти еще при Путине.

«СП»: — Какая роль отведена президенту?

— Я определяю роль Медведева в структуре власти, выстроенной Путиным, как младшего члена триумвирата Путин-Сечин-Медведев. За эти два года президент и проявился как третье лицо во властной иерархии. Сфера его деятельности — вице-премьер по юридическим вопросам. Этот домен отдан ему на откуп, и своих людей Медведев расставил именно там. Кроме того, Медведев играет роль советника Путина при назначении губернаторов. Формально Медведев предлагает глав регионов законодательным собраниям, но реально, опять-таки, Путин выслушивает советы, и в соответствии с ними назначает губернаторов. В этой сфере можно предположить, что назначение Никиты Белых губернатором Кировской области было инициативой Медведева. Но ключевой роли советы Медведева не играют. Президент, например, хотел назначить своего однокурсника на Ханты-Мансийский округ, но Геннадий Тимченко продавил на этот пост свою ставленницу — Наталью Комарову. Это показывает реальный вес Медведева при принятии решений.

«СП»: — Чему Медведев научился?

— За эти два года Медведев научился говорить более уверенно, и перестал выглядеть нелепо. Кроме того, он высказывается более резко, как в статье «Россия, вперед!». Но все это — только риторика.

«СП»: — Что реально удалось сделать президенту?

— Думаю, главное, что сделал Медведев — одним ударом разогнал более 20 генералов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Это его единственный реальный поступок. Причем, это совершенно очевидно, разгон — инициатива Медведева. Наверное, на нее тоже дал «добро» Путин, но это тот случай, когда Медведеву удалось его уговорить. Еще один значимый шаг президента — увольнение бывшего начальника столичного ГУВД Владимира Пронина. В России всегда играли особую роль персональные назначения, а еще больше — персональные увольнения.

«СП»: — Что можно считать неудачей Медведева?

— То, что он не смог сделать администрацию президента своей. В администрации практически нет людей президента, кроме начальника контрольного управления Константина Чуйченко. Медведев окружен в администрации путинскими и сечинскими людьми, которые плотно его контролируют. Руководитель администрации Сергей Нарышкин — просто смотрящий за Медведевым от Путина. Сурков тоже служит не Медведеву, а Путину. А остальные служат вообще Сечину — аппаратному противнику президента Медведева. Президент никого не смог подвинуть в администрации, даже службу протокола возглавляет бывшая секретарша Путина — Марина Ентальцеа. Это говорит о том, что Медведев не властен даже в своем ближайшем окружении.

Другое мнение

Николай Петров, эксперт Московского центра Карнеги:

— Оценивать эффективность работы Медведева довольно сложно. В отличие от Путина или, тем более, Ельцина, которые были по-настоящему главами государства, Медведев был поставлен Путиным. Представительские функции, записанные за президентом в Конституции, Медведев выполняет. Можно говорить, что у него выстраиваются вполне человеческие отношения с целым рядом лидеров западных стран. В этом, мне кажется, и состояло одно из требований к преемнику: сохранить власть в руках Путина, и улучшить имидж страны и режима.

Медведев подходил для этой задачи, потому что у него не было и нет самостоятельной политической базы. Он лоялен Путину, проверен годами работы, и социально близок как российским либералам, так и западным. Он улучшает имидж страны, и посылает позитивные сигналы. В этом, в посылке сигналов, заключается его главная деятельность.

Нам трудно оценить, насколько он успешен, потому что у части наших граждан и экспертов довольно скептическое отношение к заявлениям Медведева: они не подтверждаются реальными действиями власти. Но на Западе это принимается пусть не за чистую монету, но довольно серьезно.

Медведев пытается проявляться там, где нет жестких ограничений. В разделении труда между ним и Путиным, у Медведева есть относительная свобода в судебно-юридической сфере. Здесь реформы идут, но их результат противоречив. Говорить об усилении судебной власти, как об этом утверждает Медведев, никак нельзя.

Второй участок Медведева — все, что связано с модернизацией. Это ограниченная задача: установлены пять конкретных проектов, которыми занимается комиссия под руководством Медведева. Но здесь президент лично много вкладывает в эту работу. Она позволяет ему понимать весь комплекс проблем, стоящих при решении задач такого уровня. Но опять-таки, я бы сравнил эту работу с потешным полком молодого царя, которому не дают управлять реальной армией.

Медведев, кроме того, ищет, где ему еще можно проявить себя. Как президенту. Отсюда такие проекты, как уменьшение числа часовых поясов.

Президент видит в этом возможность реализоваться, и демонстрирует, что его стиль управления — путинский. Его заявления не базируются на анализе, экспертном обсуждении, Это вполне советский стиль, когда начальник знает, как должно быть, а задача экспертов — объяснить всем, почему начальник — гений.

Есть еще важный психологический момент. Не важно, насколько Медведев изначально был готов к уготованной ему роли, но роль эта — тяжелая. Это роль человека, который формально занимает один из самых влиятельных постов в мире, и которому каждый день демонстрируют, что это не так. В этой ситуации у Медведева растет психологическое напряжение, которое иногда выливается в странных советско-чиновнических формах. Медведев может грубо кого-то оборвать — публично, под камерами, кроме того, он склонен говорить всем, что он главный начальник. Этот комплекс вполне понятен — в силу колоссального разрыва между формальным и реальным положением Медведева в нашей политической системе.

Что сделал Медведев на втором году президентства

По официальным данным, за второй год президентства Дмитрий Медведев подписал 241 указ с назначениями. За первый год работы главой государства он подписал 373 таких указа, то есть падение показателя составило 35%.

Самым громким стало назначение губернатора Красноярского края Александра Хлопонина полпредом в новом Северо-Кавказском федеральном округе и одновременно вице-премьером. В своей администрации президент назначил руководителей трех управлений, канцелярии и референтуры. Его новыми советниками стали экс-посол на Украине Виктор Черномырдин и экс-глава Росгидромета Александр Бедрицкий. Экс-министр печати Михаил Лесин, наоборот, был отправлен в отставку.

Самой заметной переменой в правительстве стал переход главы ФНС Михаила Мокрецова на пост начальника аппарата Минобороны. Президентские назначения получили новые четыре замминистра юстиции (один позже покинул пост), гендиректор МИДа и глава Федеральной службы по оборонному заказу.

За год глава государства заменил 11 и переназначил 13 губернаторов. Годом ранее это соотношение было 13 к 3.

Значительной кадровой перетряске подверглись силовые ведомства. В системе МВД он сменил 2 замминистров и уволил 12 региональных руководителей (назначены только шесть).

Пустовавшее около пяти месяцев кресло главы ГУВД Москвы занял Владимир Колокольцев. Заместителем руководителя СКП России стала однокурсница президента Елена Леоненко. Назначен новый глава ФСИН (Александр Реймер) и четыре его заместителя, лишились постов несколько десятков сотрудников ведомства различного уровня. Сменился главком сухопутных войск, командующие Северо-Кавказским и Сибирским военными округами, РВСН и ВДВ. Продлен срок службы начальника Генштаба Николая Макарова.

На созданный 1 сентября 2009 года пост уполномоченного по правам ребенка господин Медведев успел провести два назначения. В соответствии с новым законом впервые президентом были назначены ректоры Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов. Подписаны 133 указа о назначении судей различных уровней (годом ранее — 140). По представлению главы государства появились три новых судьи Конституционного суда, 40 послов (годом ранее — 35) и 42 члена Общественной палаты.

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня