Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
28 мая 2010 10:54

Путин возрождает Западно-Сибирскую губернию

В России появится пилотный макрорегион

61

Томская, Новосибирская, Кемеровская области и Алтайский край войдут в состав первого в России макрорегиона. Об этом сообщила 27 мая администрация Томской области, выступившая инициатором проекта. Он носит название «Схема территориального планирования юго-западной части Сибирского федерального округа» и, по замыслу разработчиков, «будет содержать единый вектор развития для всех четырех субъектов РФ» Финансирование проекта будет осуществляться за счет федерального и местных бюджетов, передает ИТАР-ТАСС.

«Реализация этого проекта даст ряд преимуществ жителям Сибири. В частности, позволит начать строительство скоростной платной автомобильной дороги, по которой из Томска до Новосибирска можно будет доехать за один час», — отметили в томской обладминистрации. Там также сообщили, что проект агломерации получил поддержку в министерстве регионального развития РФ.

Зачем потребовалось сливать субъекты федерации в макрорегионы, рассуждает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«СП»: — Алексей Владимирович, насколько реально создание полноценного макрорегиона?

— Уменьшить количество регионов в России — старая идея. Известно, что до этого были успешно слиты большинство так называемых «матрешечных» субъектов Федерации, в состав которых входили автономные округа. Но в то же время ликвидировать значительное количество областей, объединив их с более сильными, сложнее. Эта попытка может встретить сопротивление со стороны местных элит. Понятно, что укрупление — это сокращение руководящих должностей, снижение статуса целого ряда областных центров, которые перестанут быть таковыми, и так далее.

Словом, создание макрорегионов, в которых происходит достаточно активная политическая интеграция, проблематично. В отдаленной перспективе, может быть, политическая интеграция и получит развитие, если макрорегион покажет себя экономически эффективным. Думаю, при создании первого макрорегиона решено от политической интеграции пока отказаться.

«СП»: — Есть ли вообще смысл создавать макрорегион?

— Думаю, смысл есть. Экономики субъектов, входящих в макрорегион, сильно связаны друг с другом, и вопрос хозяйственной кооперации имеет большое значение. Если мы обратим внимание на опыт царской России, там тоже были, по сути, макроорегионы в Сибири — Западно-Сибирское генерал-губернаторство и Восточно-Сибирское генерал-губернаторства.

Кроме того, есть еще момент: регионы у нас экономически неоднородны. И экономическая мотивировка интеграции понятна.

«СП»: — В 2007 году тему макрорегионов поднял Владимир Путин. Он сказал, что «изменение административно-территориального деления — задача хоть и не сегодняшнего дня, но думать о ней нужно, и мы медленно, без рывков продолжим эту работу». Первый макрорегион — воплощение идей Путина?

— Это достаточно осторожное движение в направлении изменения административно-территориального деления. Повторюсь, изменения такого рода — это неизбежное столкновение с серьезными интересами элит, плюс обида для части населения областей, которые в этом случае упразднятся — там есть и свои исторические традиции.

«СП»: — Эксперты говорят, что степень развитости региона зависит от того, насколько приближена власть к земле. Для эффективного управления нужна децентрализация, а нам говорят о необходимости укрупнения и централизации. Не выйдут ли макрорегионы боком?

— Речь может идти о разных уровнях власти. Если макрорегионы будут создаваться, но при этом будут расширены полномочия власти, приближенной к земле, это уравновесит укрупнение субъектов.

«СП»: — Сейчас в Сибири сделают макрорегион. Но ведь единого начальства не будет, так? Что сейчас-то мешает наладить сотрудничество между регионами?

— Сейчас между регионами идет перетягивание одеяла. Видимо, потому, что у нас всегда сотрудничество неформальное всегда реализовывалось сложнее, чем если это формализовано и поддержано сверху. Формализация означает, что есть определенные рамки, определенные условия и правила игры. В противном случае мы получим декларации о намерениях, которых в нашей истории было очень много.

Другое дело, институциональные рамки могут быть более мягкими, или более жесткими. Сейчас они носят очень мягкий характер.

«СП»: — Вы считаете, если регионы просто объединить, не сливая на уровне администраций, они в состоянии сообща построить, например, дорогу?

— И сейчас общие дороги строят. Например, построена дорога Чита-Хабаровск, которая идет через несколько регионов. Но для этого необходимо, чтобы эти дороги вплотную патронировал федеральный центр. В случае макрорегиона есть попытка, чтобы входящие в него субъекты осуществляли такой патронат самостоятельно.

«СП»: — Представим ситуацию, что пилотный проект макрорегиона удастся, пойдет, что называется. Как может развиваться дальше административное укрупнение?

— По двум направлениям: создание подобных мкакрорегионов в других федеральных округах, и очень осторожное продвижение их к политическому объединению. Решение второй задачи может занять многие годы.

Другое мнение

Евгений Гонтмахер, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН:

— Практика укрупнения регионов себя не оправдала. Дело не в административных рычагах и укрупнении, а в том, чтобы дать регионам самостоятельность, но тут уже важен общий фон развития в стране. Конечно, депрессивные регионы все равно останутся, они есть во всех странах, но не в таком количестве.

Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра «Панорама»:

— Объединение регионов — это из серии «как, друзья, вы не садитесь, все в музыканты не годитесь…» На протяжении 70 лет, начиная с Октябрьской революции, у нас объединяли и разъединяли различные ведомства: министерство высшего с министерством среднего образования, министерство образования с министерством науки. Создать совнархоз, а потом разделить совнархоз — любимые бюрократические трюки. Когда на реальную модернизацию власть не способна, они имитирует деятельность.

Путин хочет территориально-административно поделить

В декабре 2007 года тогдашний президент Владимир Путин на заседании совета по науке, технологиям и образованию заявил, что в рамках подготовки деления страны на экономические районы могут быть пересмотрены границы федеральных округов. Нельзя исключать и изменения в делении федерации на субъекты. «Нам нужны целенаправленные исследования по определению самого понятия „макрорегион“, определению его границ, обусловленных территориальными, природными, инфраструктурными, демографическими и этнокультурологическими особенностями», — так Владимир Путин объяснил свою задумку.

По его словам, после того, как макрорегионы по этим параметрам будут определены, «потребуются серьезные исследования, опираясь на которые можно будет строить программы развития и оптимизировать административную структуру регионов под эти программы, включающие привлечение трудовых ресурсов в регионы, важные с точки зрения будущего страны».

Владимир Путин настаивал, что речь идет не только о стратегии развития экономик объединенных регионов страны, а об изменении границ. «Изменение административно-территориального деления — задача хоть и не сегодняшнего дня, но думать о ней нужно. И мы медленно, без рывков продолжим эту работу», — сказал он.

Как укрупнялись регионы

История с укрупнением регионов Россия проходит во второй раз. Макрорегионы — генерал-губернаторства — были до революции 1917 года. В 1914 году, например насчитывалось 8 генерал-губернаторств: Варшавское, Иркутское, Киевское, Приамурское, Степное (с центром в Омске), Туркестанское (с центром в Ташкенте), Финляндское (с центром в Гельсингфорсе — современный Хельсинки), Кавказское наместничество являлось особой административной единицей в составе шести губерний, пяти областей и двух округов.

Что характерно, деление именно на восемь регионов пошло еще с Петра I: указом от 18 декабря 1708 территория Российской империи была разделена на Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую губернии.

После Петра число губерний множилось: к 1766 количество губерний увеличилось до 20, а к 1775 — до 23. По состоянию на 1847 год в Российской империи насчитывалось 55 губерний и 3 области.

История с макрорегионами тоже давняя: генерал-губернаторство — единица административно-территориального деления в Российской империи - было введено еще в 1775—1917 годах. Генерал-губернаторство включало в себя одну или несколько (как правило — три) пограничных губерний или областей. Москва и Санкт-Петербург с губерниями составляли отдельные генерал-губернаторства.

Укрупнение регионов в новейшее время началось в 2003 году. Процесс в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты РФ — края и области с входящими в их состав автономными округами. В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003—2008 гг. число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня