Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
21 июня 2010 18:22

Кремль: Креатив ниже плинтуса

Список неудачных PR-кампаний президентской администрации продолжает шириться

452

Молодежное движение «Наши» снова тянет одеяло на себя. В Москве и регионах «нашисты» проводят акцию против несоблюдения правил парковки. Активисты движения в рамках акции расклеивают на лобовые стекла машин наклейки большого размера с надписью «Мне плевать на всех! Паркуюсь где хочу!».

Что характерно, акция «Наших» стартовала сразу вслед за народной акцией «синие ведерки», направленной против мигалок. Такое впечатление, что «комиссары» попытались перехватить инициативу, замылить сюжеты вокруг «синеведорочников», оттеснить их на задний план в медиа-пространстве. Это подтверждает факт, что антипарковочные действия «Наши» ведут с размахом (только в ходе акции 10 июня в Москве «комиссары» расклелили около 1000 стикеров), а популярные федеральные СМИ взахлеб пишут об этом.

Однако если народную акцию против мигалок россияне поддержали обеими руками, то «нашистские» выходки вызвают раздражение у огромной части автомобилистов. Глава Федерации автомобилистов России Сергей Канаев заявил, что обклеивание автомобилей стикерами без согласия владельцев является хулиганством и порчей имущества, и что своими действиями провоцируют конфликтную ситуацию.

Как известно, курирует «Наших» замглавы президентской администрации Владислав Сурков. Но, как видим, это не спасает «комиссаров» от топорности в работе. И не только их одних. «Свободная пресса» попыталась вспомнить другие заметные пиар-акции, инициированные Кремлем, и выставить оценку работе кремлевских пиарщиков.

В рейтинге пиар-акций Кремля, на наш взгляд, первое место занимает проект «Катя Муму». Ни до, ни после нее кремлевские пиарщики не создали ничего столь же яркого и запоминающегося. Напомним, что в марте 2010 года ряд известных оппозиционных политиков и блоггеров — Виктор Шендерович, Яшин, Лимонов — переспали с Катей Герасимовой по кличке «Муму», и видео с компроматом оказалось в интернете. Еще на одном ролике с участием Герасимовой, появившемся в апреле 2010 года, засветился также Александр Белов (Поткин). По итогам секс-скандала Илья Яшин обратился в Генпрокуратуру РФ с заявлением, в котором потребовал проверить, не участвовали ли в этих деяниях замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков и глава Росмолодежи Василий Якеменко. Ответа Генпрокуратуры до сих пор нет.

Второе место рейтинга мы отдаем акциям «нашистов». Стикеры, которые они лепят налево и направо на машины (при этом всем известно, что парковаться в закупоренной транспортом Москве по правилам практически невозможно) — еще цветочки. Можно вспомнить, как мучились автовладельцы в мае, когда под акцию «НАША Победа» в Москве перекрыли на два дня улицу Маши Порываевой и проспект Академика Сахарова. Тогда десятки тысяч активистов буквально запрудили улицу своими шеренгами. До сих пор на проезжей части видны белые точки на асфальте — малолетним «комиссарам» разметили всю улицу, чтобы выстроить их стройными рядами, как на плацу.

Весьма «теплые» чувства вызывает и травля «нашистами» Александра Подрабинека за его защиту шашлычной «Антисоветская». Акция была построена по классическим советским канонам — начиная от обращения в мэрию Москвы «оскорбленных ветеранов» до пикетирования толпой резвящейся молодежи подъезда злосчастного 56-летнего правозащитника. Со стикерами акцию против Подрабинека роднит «лицензия на хулиганство», выданная «нашистам» их кремлевскими кураторами.

На третье место рейтинга, на наш взгляд, можно поместить акцию с выдвижением в президенты России масона Андрея Богданова. В далеком 1997 году Богданов стал вице-президентом информационно-аналитического центра «Новоком», участвовал в качестве топ-менеджера в избирательных кампаниях в 38 регионах России и СНГ. Ряд СМИ называли Богданова рекордсменом в деле партстроительства, поскольку он выступил создателем более чем десятка федеральных партий. Богданов утверждал: «Мне все равно, какую партию делать, ориентация зависит от заказчика». Отмечалось также, что создание партий «под ключ» — очень выгодный бизнес, особенно когда заказ поступает из администрации президента РФ, как это было в 2000 году в связи с созданием «Единой России». В 2005 году Богданов, раскрывая «кухню партстроительства», утверждал: «Сейчас меньше чем за 1 миллион долларов за создание партий никто не берется»… Выдвижение Богданова на президентских выборах-2008 показывает не только скромный интеллектуальный уровнень, которым наделяют в администрации президента электорат, но и черный юмор кремлевских пиарщиков.

Почему пиар в Кремле ниже плинтуса, рассуждает президент Института национальной стратегии Станислав Белковский:

— Все кремлевские молодежные движения, и в первую очередь «Наши», родились в качестве ответной реакции на цветные революции. Если бы не «оранжевая» революция на Украине, «Наших» бы не было. Поэтому я просто считаю, что 10% своего бюджета они должны регулярно перечислять Виктору Ющенко.

К сожалению, креативный потенциал кремлевского куратора по внутренней политике Владислава Суркова, и людей, которые его окружают, был всегда весьма низок. Скорее, плоды этого креатива дискредитировали Кремль, нежели помогали ему решать прикладные политические задачи. Можно вспомнить еще движение «Идущие вместе» — предшественника «Наших», которое травило писателя Владимира Сорокина, и некоторых других литераторов, и не запомнилось больше ничем.

«СП»: - Акция со стикерами — это эффективный пиар-ход?

— Она неоднозначна по концепции, на мой взгляд. Эта акция была бы достаточно успешна лет пять-шесть назад. Но сегодня всем очевидно, что проблема с автостоянками в городе обусловлена не столько хамством водителей, сколько отсутствием мест для стоянки и транспортным коллапсом, в котором виноваты не водители, а городское руководство. Поэтому прежнего раздражения неправильно запаркованные автомобили не вызывают. Потом, общеизвестно, что «Наши» так боятся милиции и водителей, что приклеивают эти стикеры очень ненадежно, их можно легко отклеить. Таким образом, акция превращается просто в неумный фарс.

В условиях нынешней «оттепели» и стремления президента Медведева понравиться Западу, машина маленьких молодежных монстриков, созданных Владиславом Сурковым, превращается, скорее, в дискредитирующий фактор. И чем скорее Кремль от него избавится, тем лучше.

«СП»: - Кроме молодежных движений, какие можно привести примеры неудачной креативности Кремля?

— Прежде всго, это предвыборная кампания осени 2007 года. Когда для того, чтобы обеспечить «Единой России» большинство в парламенте, были созданы одиозные структры типа «Комитета за Путина», которые вскоре исчезли без следа. Итогом той кампании стала атмосфера взаимной ненависти различных слоев населения и поиск врагов. Это, безусловно, не способствовало социально-психологической стабильности в России.

Если мне память не изменяет, в начале 2008 года бывший руководитель президентской администрации Александр Волошин дал интервью одной казахстанской газете. Там он сказал, что Владислав Сурков неплохой менеджер, но его нельзя подпускать к креативу. Думаю, Волошин, как непосредственный начальник Суркова, прекрасно понимал и знал, о чем говорит.

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня