Политика

Медведев ударил по автопробегу Путина реформой Конституции

Правда, реформа президента не более содержательна, чем перестановка стульев в кабинете

  
33

В интервью госканалу «Россия» президент Дмитрий Медведев фактически объявил о начале «косметической» реформы системы управления страной, которая потребует изменения Конституции. Для начала будет «легализован» в качестве официального органа власти доселе декоративно-совещательный Госсовет. В этот орган с 2000 года входят как сам президент РФ, так и президенты республик и губернаторы, которым не нашлось места в Совете Федерации. Чтобы не создавать путаницу с обилием президентов в Госсовете, Медведев предложил отказать в таком статусе главам республик.

Медведев отметил, что «легализация» Госсовета может потребовать изменений в Конституции, и добавил, что такие положения можно было бы принять заодно с «какими-то другими», — не уточнив, чем будет продолжена реформа.

Зачем Медведеву понадобилось править Конституцию, рассуждает президент Информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

«СП»: — Владимир Валерианович, насколько серьезны изменения, которые собирается вносить в Конституцию президент Медведев?

— Изменения, о которых объявлено — чисто косметическая реформа, причем достаточно бессмысленная. Другое дело, что к этим изменениям могут подверстать какие-то разъяснения, дополнения, и в них появится что-то существенное. Сейчас, повторюсь, речь идет о косметике. У нас и без Госсовета довольно много совещательных органов, причем совершенно безвластных.

«СП»: — Разве эти совещательные органы прописаны в Конституции?

— Большинство не прописаны, поскольку такие органы создает исполнительная власть. Ну, пропишут Госсовет в Конституции — и что? Совещательным он быть не перестанет. Такая реформа — одного сорта с реформой часовых поясов или реформой расположения стульев в кабинете. Просто президент и премьер, как представители высшего чиновничьего класса, любят иллюзию деятельности. Если же в нынешней медведевской реформе окажется более содержательный подтекст — нужно ждать подвоха.

«СП»: — Почему подвоха?

— Значимые изменения очень редко проводят в интересах граждан. Они делаются в интересах начальства.

«СП»: — Что может стоять за фразой Медведева о том, что изменения Конституции по Госсовету можно было бы принять заодно с «какими-то другими»? Какие могут быть дополнительные изменения?

— Да какие угодно. Если начальники в России захотят, они введут монархию, а Дума за это послушно проголосует. Если у них возникнет фантазия объявить войну Марсу — «Единая Россия» и это одобрит.

«СП»: — Почему Путин не лез в Конституцию, а Медведев лезет, пусть и косметически?

— Не всегда косметически. Например, увеличение сроков полномочий президента и Госдумы — реформа не косметическая. Это серьезная реформа по укреплению авторитарности в стране. И хотя она проведена руками Медведева, она, несомненно, сделана Путиным.

Надо сказать, российская Конституция и без того — одна из самых авторитарных в мире. Она дает гигантские возможности исполнительной власти. В сочетании с реальной ситуацией, когда парламент — это псевдопарламент, а выборность глав регионов официально отменена — возможности исполнительной власти только увеличиваются. Осталось, пожалуй, отменить еще выборы мэров городов (это последние выборы, которые остались), и вся власть в стране будет сориентирована на исполнительную вертикаль.

«СП»: — Инициативы Медведева привязаны к предстоящим выборам президента?

— Может быть, хотя власть у нас не зависит от избирателей. Члены тандема могли бы вообще не производить впечатления на избирателя, но почему-то хотят производить. Нынешняя реформа Конституции избирателю явно по барабану. Возможно, для Медведева это повод напомнить о себе, показать, будто что-то делается.

«СП»: — То есть, это такой ответ Медведева на автопробег Путина?

— Да. Кстати, в ходе автопробега Путин фактически покритиковал Медведева. Премьер похвалил внешнюю политику, а внутреннюю не похвалил. Но дело в том, что внешней политикой в стране реально занимается сам Владимир Путин. Получается, он похвалил себя. А Медведева не похвалил, поскольку во внутренней политике Медведев стал проявлять стилистически не путинское поведение.

«СП»: — О чем это говорит?

— Что где-то Медведев вышел за пределы, обозначенные Путиным, совершил шаги, которые Путину не очень нравятся. Я предполагаю, это уступка президента общественному мнению по Химкинскому лесу.

«СП»: — То есть, возвращаясь к Конституции, она не требует коррекции, с точки зрения властей, потому что там и без того все достаточно сурово?

— Да, нынешняя Конституция — очень удобный инструмент для властного произвола. Я за нее, в отличие от большинства наших либералов, не голосовал.

«СП»: — Если сравнивать нынешнюю Конституцию со сталинской, в чем принципиальные различия?

— Сталинская Конституция, которую написал Бухарин, была внешне довольно демократической — другое дело, она ни одного дня не исполнялась. А потом Брежнев вписал в нее пункт о руководящей роли КПСС, и обезвредил ее демократический потенциал.

«СП»: — От сталинско-бухаринской Конституции много осталось в Конституции нынешней?

— Мало. Та Конституция, которая существует, написана коллективом авторов, в котором наиболее важную роль играли Олег Румянцев и Виктор Шейнис. По сути, она была списана с конституции Франции, и выглядела очень прилично. Но дальше она попала в руки Сергея Шахрая, который отредактировал ее и сделал авторитарной. Основной текст румянцевский, но Шахрай его так умело подсократил и вставил отдельные слова, что смысл изменился на прямо противоположный.

«СП»: — Получается, у нас нет шансов, что нынешнюю Конституцию будут менять по-серьезному потому, что это никому не нужно?

— Демократизация Конституции в период общественного упадка и авторитарно-олигархического режима невозможна.

Для чего нужен Госсовет?

Госсовет был создан Владимиром Путиным 1 сентября 2000 года в качестве компенсации главам регионов, изгнанным из Совета федерации (до принятия в июле 2000 года закона о новом порядке формирования Совета федерации в верхней палате по должности состояли главы регионов и спикеры региональных парламентов). Тогда далеко не всех региональных лидеров устроил переход из палаты регионов, напрямую влияющей на законодательный процесс, в совещательный орган с сомнительными полномочиями (параллельно в рамках вертикали власти был создан институт президентских полпредов в федеральных округах, а у самого президента появилось право отстранять глав субъектов от должности). Все же в 2000 году Владимир Путин не решился переписывать конституцию 1993 года ради придания совету дополнительных функций.

В отличие от своего предшественника, Дмитрий Медведев уже имеет опыт правки Конституции 1993 года и считает этот процесс нормальным: «Конституция живой инструмент, и в него так или иначе будут вноситься изменения, если не сейчас, то в будущем — через пять, десять, пятнадцать лет». В первый же год президентства господина Медведева в Основной закон были внесены поправки, увеличивающие сроки полномочий главы государства и Госдумы — до шести и пяти лет.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня