Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
3 февраля 2011 16:29

Выборы-2011: Архиепископы станут «паровозами» «ЕдРа»

Архиерейский собор разрешил священникам баллотироваться по партийным спискам

48

Иерархи и священнослужители отныне могут участвовать в выборах по партийным спискам. Такое решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви. Выдвигать свои кандидатуры священнослужителям разрешается в исключительных случаях, для защиты Церкви от расколов и других непосредственных угроз. При этом вступать в партию духовенству запрещено.

«Отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как ее самоустранение от происходящего в стране и мире. Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха… Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний», — говорится в документе.

Судя по тексту документа, на ближайших думских выборах можно будет наблюдать, как архиепископы выступят в качестве «паровозов» в партийных списках. Почему-то думается, что эта новация коснется прежде всего списков «Единой России».

Допустимо ли столь активное участие Церкви в светской жизни, рассуждает доктор философских наук, профессор Академии труда и социальных отношений, религиовед Екатерина Элбакян.

«СП»: — Екатерина Сергеевна, вы согласны с решением Архирейского собора?

— Церковь у нас давно внедрилась в сферу бизнеса, в экономическую деятельность, в науку (создав совет по теологии), в образование, в сферу культуры и искусства (определяя степень допустимости того, что творить художникам или отчуждая себе государственную собственность). Теперь — еще и в политику. Раньше действовал соответствующий церковным каноническим нормам запрет на участие священнослужителей в делах власти — в политике, существует конституционный запрет на их работу в органах власти, так как религия в РФ от государства отделена. Теперь, на взгляд Синода, это возможно.

Причем, формулировка условий этого «возможно» весьма странная. Избираться священникам можно, оказывается, если будет угроза церкви со стороны раскольнических и иноконфессиональных сил, «стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью». Пока это, как оговорено, касается только Молдавии и Украины, где церковь способствует проведению российской политики, но ту же практику можно ожидать и в России.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: это только начало, теперь и другие конфессии могут принять аналогичные решения. Почему, например, в выборах не могут участвовать мусульмане или буддисты? У нас в России — три региона, где они проживают компактно, и где буддизм — ключевая религия. Там, получается, только православные смогут идти в заксобрание?!

Это пусть и непроизвольная, но провокация межконфессиональной розни: РПЦ получает приоритет над другими. Но по Конституции, у нас все религии и религиозные организации равны перед законом — по крайней мере те, что зарегистрированы Минюстом. Таковых, как известно, свыше 60. Все они, видимо, тоже теперь имеют право принять внутриконфессиональные документы и позволить себе участвовать в политической деятельности, что их канонические нормы часто не запрещают.

Фактически мы наблюдаем очередной виток сращивания государства с РПЦ, и это не улучшает ни климата в многоконфессиональной стране, ни впечатления о конструктивности предложений самой РПЦ.

«СП»: — Но ведь православных большинство, что плохого в том, что священник избирается в Думу? По крайней мере, мы будем знать, что он не ворует, что у него нет теневого бизнеса…

— Извините, сан не говорит о том, что человек не ворует. К тому же Россия заявляет о себе, как о демократическом государстве. А демократия — это уважение и меньшинства, а не одного большинства. Потом, когда говорят, что у нас большинство православных — это вопрос самоидентификации. В советское время граждане идентифицировали себя как советский народ. После развала СССР идентифицировать стали по национальному признаку. Как-то повелось, раз русский — значит, православный, немец — лютеранин. Но это не всегда так. Да и те, кто объявляет себя православным, на деле часто далеки от действительной религиозности, от православной веры.

«СП»: — Бог с ними, если далеки…

— Бог, как раз, не с ними, если они далеки…

«СП»: — Но в нынешнем обществе моральные ценности размыты. Может, пусть РПЦ займется оздоровлением общества - с помощью государства?

— Мне почему-то кажется, что моральные ценности размыты, прежде всего, в номенклатуре самой РПЦ. Провозглашать ценности и следовать им — две большие разницы. Потом, моральными ценностями руководствуются не по конфессиональному признаку, а по нравственному. Нравственные и безнравственные люди есть везде, и они могут быть верующими и неверующими.

«СП»: — В Европе священники могут избираться в парламент?

— В Германии, я знаю, Христианско-социальный союз (ХСС) и Христианско-демократический союз (ХДС) — две сильные христианские партии. Но это католические партии — а у католиков вообще масса спортивных, профсоюзных, женских, молодежных полусвестких организаций. Там другая традиция, по иному развивалась история и формировалось общество и началось это с Просвещения, этап которого Россию миновал. На католицизм, например, повлияли секуляризационные процессы в Европе.

«СП»: — Я все же не понимаю: если на Западе или у нас священник сидит в парламенте — в чем неприятность?

— На Западе христианские партии, и тот же католицизм, существуют в жестких правовых рамках. То есть, там регламент — Право. Там правовые государства, в которых и уровень коррупции гораздо ниже, чем у нас, она преследуется, а не вытесняет право, и про телефонное право никто не слышал. В России же церковь противоправно захватывает сферы, которые традиционно считаются светскими, и продавливает в них свои решения. Если в Госдуме будут архиреи, давление только усилится. То есть, неконституционность будет легитимироваться…

«СП»: — Вы считаете, депутаты-архиреи будут такими же лоббистами, как их светские коллеги?

— Конечно. Для того они и будут избираться, чтобы лоббировать интересы церкви, пока дело не кончится кризисом, как это уже было в 1905 году.

«СП»: — А что было в 1905-м?

— Была революция 1905 года, после которой был принят закон о веротерпимости. Церковь была сильно ограничена в своих правах, в том числе политических. Потому что до принятия закона нельзя было выходить из лона православной церкви — это каралось каторгой, по сути, наступало уголовное преследование. Если православный вступал в межконфессиональный брак, его «вторая половина» тоже должна была принять православие, и никак иначе. В воскресные и праздничные дни учителя и ученики обязательно должны были присутствовать на богослужениях. Все эти вещи говорят о том, что в стране не было религиозной свободы. Это всем надоело, духовенство не пользовалось в народе никаким уважением, скорее, вызывало насмешки своей жадностью и необразованностью. Вспомните хотя бы Пушкина с его «сказкой о попе и его работнике Балде» — тут ярко отразилось народное отношение к церковникам.

Церковь рассматривалась как политический оплот самодержавия. И я боюсь, что сейчас РПЦ снова будет оплотом политической системы. А система, в свою очередь, будет делать попытки опереться на церковь. С 1905 года прошло больше 100 лет, мир изменился. Однако то, что на заре XX века вызвало такие жуткие события (1905-й год, Февральская революция, революция 1917 года) и сейчас чревато громадными рисками.

Ибо далеки они не только от Бога, но и от народа. Который, в свою очередь, далек от воцерковленности и, во многом, даже от религиозности, которая очень редко бывает внезапным «озарением», а в подавляющем большинстве случаев методично воспитывается и прививается в семье с раннего детства. И много в нынешней России таких семей? Нет, ибо и в частной жизни людей, и в обществе в целом превалирует шкала секулярных ценностей, ориентированная на секулярное мировосприятие. И то, что у нас пытаются назвать религиозность, такой, по существу, не является. Игра в религию и религия — вещи разнопорядковые, в том числе и с моральной точки зрения.

Другое мнение

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:

— В исламских странах муллы могут избираться. Но надо понимать, что муллы — не харизматическая каста носителей благодати. Это имамы, которые поставлены общиной, чтобы синхронизировать молитву во время намаза. Муллы могли бы вообще не существовать, во внутренней идеологической системе ислама их нет, как касты жрецов. Возможно, они возникли как раз из-за соревнования с православием. Но, например, в Иране, где наиболее близкое подобие такой касте существует, они, тем не менее, взяли политическую власть и сидят в парламенте.

Как избираться священникам

Из официального документа РПЦ «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах»

«Церковь в лице своих полномочных представителей может взаимодействовать с политическими партиями и отдельными политиками.

Однако существует ясная грань между таким сотрудничеством и политической поддержкой в ходе предвыборных кампаний и в целом в контексте политической борьбы. Священнослужители и монашествующие, а также миряне, являющиеся руководителями синодальных и епархиальных учреждений, в силу их добровольного согласия на следование церковной дисциплине не должны баллотироваться в органы власти и участвовать в предвыборной агитации, даже если их кандидатуры выдвигаются общественными организациями или предлагаются органами власти на местах. Кроме того, иерархам и духовенству не следует занимать должности в органах исполнительной и судебной власти, за исключением несения пастырских обязанностей в этих учреждениях.

Необходимо повсеместное осуществление решений Архиерейских Соборов и Священного Синода, согласно которым иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней (наднациональные, общегосударственные, региональные, местные).

Недопустимо участие лиц в священном сане и монашествующих в предвыборной агитации и их членство в политических организациях. Лица в священном сане и монашествующих, занимая определенную политическую позицию, выражают ее свободным тайным голосованием.

<…>

Отказ Церкви от участия в политической борьбе не следует воспринимать как ее самоустранение от происходящего в стране и мире. Церковь оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха, о нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, о деградации или разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей, о воспитании подрастающего поколения, заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях. Это свое право Церковь сохраняет и во время избирательных кампаний.

<…>

Исключения из этого правила могут делаться только в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью. В каждом подобном случае Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии."

Из речи патриарха Кирилла на открытии Архиерейского собора

«Разработка новой редакции федерального закона «Об образовании» затрагивает коренные интересы Русской Православной Церкви. Имеет смысл ставить вопрос о введении в закон положений, посвященных религиозному образованию. Они, в частности, должны урегулировать практику взаимодействия государства, органов местного самоуправления и религиозных организаций в преподавании знаний о религиозной культуре в воспитании учащихся в дошкольных учреждениях, средней школе, светских вузах.

Недопустимо закрепление в законодательстве антирелигиозной идеологии, противопоставляющей так называемые «общечеловеческие ценности» и «светский гуманизм» религиозному мировоззрению."

«Диалог с государственной властью Российской Федерации находится сегодня на весьма высоком уровне. Церковными учреждениями активно ведется работа с представителями различных ветвей и уровней власти. Хотел бы отметить взаимодействие с Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством России, Федеральным Собранием, Министерством юстиции, Министерством обороны, Министерством внутренних дел и другими правоохранительными ведомствами, Министерством иностранных дел, Министерством культуры, Министерством образования и науки, с большинством региональных и местных органов власти.»

«С принятием 18 апреля прошлого года в России закона о социально ориентированных некоммерческих организациях религиозные организации получили возможность включения в государственные и муниципальные реестры таких НКО. Наши социальные, просветительские, воспитательные инициативы могут получить серьезную помощь со стороны государства, и такую помощь нужно своевременно и грамотно запрашивать.»

«В минувшем году был успешно решен вопрос о надлежащем пенсионном обеспечении лиц, которые до 1990 года работали в религиозных организациях. До недавнего времени этот вопрос был решен лишь в отношении священнослужителей. В ответ на мое обращение Министерством здравоохранения и социального развития приняты положительные решения по пенсионному обеспечению церковнослужителей, включая регентов, псаломщиков, певчих.»

«Развивается диалог Русской Православной Церкви с политическими партиями и общественными движениями, профсоюзами, бизнес-сообществом стран, входящих в зону её канонической ответственности.<…> Сегодня можно твердо сказать, что ни одна из сфер жизни социума не остается вне поля зрения Церкви, ни одна из проблем, волнующих общество, не остается без ясной нравственной оценки с ее стороны.»

Фото: С. Власов, В. Ходаков patriarchia.ru

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня