Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Во что играют «йеменские музыканты», атакуя суда — но не собираясь их топить

Попытка Вашингтона поставить мировые торговые пути под свой контроль терпит крах

5303
Во что играют «йеменские музыканты», атакуя суда – но не собираясь их топить
Фото: AP/TASS
Материал комментируют:

Хуситы дали понять, что недавние бомбардировки Йемена силами западной коалиции во главе с США их не остановят — и нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger, который шел под флагом Маршалловых островов, в Аденском заливе.

Как сообщает местный канал Al Masirah со ссылкой на йеменских военных, ракеты ударили по танкеру, это подтвердило американское командование, заметив, что пострадавших в результате очередного обстрела не было.

По сообщениям западных СМИ, четыре беспилотника приблизились к Chem Ranger и облетели его в 87 милях юго-восточнее йеменского порта Эль-Мукалла. Один БПЛА рухнул в воду.

Затем Центральное командование американской армии (CENTCOM) сообщило, что по танкеру были выпущены две противокорабельные баллистические ракеты. Однако ни одна из них не достигла цели — снаряды упали поблизости, не причинив ущерба судну. Танкер продолжил следовать по намеченному маршруту.

Читайте также

Правда, представитель армии хуситов Яхья Сариа сообщил в сети X, что в результате обстрелов «было нанесено прямое попадание».

15 января хуситы обстреляли в южной части Красного моря американский эсминец Laboon. По информации американского командования, ракету удалось сбить. Кстати, атака на танкер произошла после очередных ударов США и Британии по целям в Йемене в ночь на 18 января. Канал Al Masirah сообщил что нападению подверглись объекты в четырех провинциях — Аль-Худайда, Таиз, Дхамар, Аль-Байда и Саада. Как сообщили позднее в CENTCOM, удары нанесены по месторасположению 14 ракетных пусковых установок.

В то же время лидер движения «Ансар Аллах» (его представителей и называют хуситами) Абдель Малек аль-Хуси заявил, что атаки на американские, израильские и британские корабли будут продолжаться. Он отметил, что атаки этих стран не изменят «позиции и религиозных убеждений» его народа, «поэтому связанные с Израилем суда продолжат подвергаться атакам».

Политолог Андрей Перла считает, что очередная атака на американский танкер вовсе не преследовала цель уничтожить судно — она вполне укладывается в стратегическую задачу движения «Ансар Аллах».

— Цель хуситов, или тех, кто за ними стоит, состоит в том, чтобы фактически перекрыть маршрут по Красному морю через Суэцкий канал для судов тех стран, которые они считают недружественными — США, Израиля, а также связанных с ними государств. Для этого топить, как это ни странно звучит, ничего не нужно, поскольку максимальный ущерб достигается вовсе не от того, что какой-то танкер загорится и не сможет вовремя доставить груз или вообще его никуда не доставит. А от роста стоимости фрахта, по мере того, как возрастает опасность для судов на данном маршруте.

Читайте также

«СП»: То есть сделать его рискованным для перевозок товаров?

— В какой-то момент, что фактически уже произошло, страховая сумма для этих судов становится запредельной. После этого судовладельцы не станут гнать их через опасный Баб-эль-Мандебский пролив, они отправляют грузовые корабли в обход Африки. Но по этому маршруту плыть, в лучшем случае, на две недели дольше, а также на 20 процентов дороже. Соответственно, наносится урон всей западной экономике. Именно эту задачу и выполняют хуситы, никаких иных целей, судя по всему, их действия не предусматривают.

Востоковед, автор телеграмм-канала «Восточные ворота» Андрей Онтиков напоминает, что в данном случае хуситы выступают инструментом в глобальной борьбе.

— Для понимания следует вернуться к предыстории. После сентябрьского саммита «большой двадцатки» в Нью-Дели американцы объявили о запуске нового маршрута из Индии через Саудовскую Аравию, Израиль в Европу. Это наряду с формированием США антикитайских коалиций, переносом производство из КНР в Индию. Для этого Вашингтон собирался примирить Израиль и Саудовскую Аравию, что было отодвинуто на неопределенное время после событий в Газе. А поддержка хуситами ХАМАС привела к замедлению судоходства через Баб-эль-Мандебский пролив. Кроме того, доходы израильского порта Эйлат, как сообщалось в декабре, за месяц упали на 80 процентов. Как известно, в настоящее время торговые суда все чаще отправляются в обход Африки, а это заметно сказывается на стоимости товаров для конечных потребителей.

«СП»: Наверняка компании ищут какие-то варианты.

— Есть маршрут в рамках инициативы Пекина «Один пояс — один путь». Перевозка товаров по железной дороге становится дешевле морских.

«СП»: То есть, идет борьба за торговые маршруты?

— Именно так. И начали эту борьбу Соединенные Штаты, которые своим действиями после СВО начали вводить различные ограничения и санкции, осложнив перевозку товаров через Россию в Европу. Также, напомню, Вашингтон ведет борьбу против Северного морского пути.

США, видимо, рассчитывали после всех введенных ограничений направить европейцев по упомянутому выше маршруту из Индии, но столкнулись с ответными мерами. Известно, что хуситы являются иранскими прокси, а связь Тегерана и Пекина тоже не является тайной. Впрочем, европейцы наверняка все равно будут вынуждены искать какие-то варианты, связанные с Россией, и закрывать глаза на санкции. Так что, действия хуситов вполне укладываются в эту глобальную борьбу за торговые пути.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Василий Дандыкин

Военный эксперт, капитан первого ранга запаса

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня