В России подводятся итоги более чем трех тысяч голосований различного уровня. По предварительным данным, на выборах в парламенты 12 регионов — республик Адыгея, Дагестан, Коми, Калининградской, Кировской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Тамбовской, Тверской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа, побеждает «Единая Россия», сообщает «Интерфакс». Подсчет голосов продолжается.
В Коми, Калининградской, Оренбуржской, Тверской, Нижегородской, Курской областях и ХМАО единоросы на данный момент набирают от 40 до 50% голосов. Минимальный отрыв партии от ближайших преследователей — КПРФ — зафиксирован в Кировской области: «Единая Россия» там получила 35,74% голосов, коммунисты — 23,66%. Максимального результата «ЕдРо» добилось на выборах в думу Чукотки: 71,19% голосов избирателей. ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ получили в бывшей «вотчине Абрамовича» 11,9, 7,52 и 4,83% соответственно.
В целом же на состоявшихся выборах КПРФ удерживает второе место. ЛДПР идет второй, помимо Чукотки, также в Коми и ХМАО и в среднем делит третье место со «Справедливой Россией».
Премьер-министр РФ, лидер «Единой России» Владимир Путин заявил, что результаты прошедших выборов показали доверие россиян к нынешней власти. «Считаю, что они (результаты, — „СП“) для „Единой России“ более чем удовлетворительные», — сказал Путин.
А вот как оценивают прошедшие выборы лидеры парламентской оппозиции.
Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ:
— В прошлом году всем стало очевидно, что курс «Единой России» требует серьезной корректировки. Неслучайно в Ярославле президент признал, что страну загнали в тупик, что требуется качественно иная политика, прежде всего финансово-экономическая, подлинная модернизация, борьба с коррупцией, преступностью, терроризмом и расширенная кадровая скамейка.
Главный вопрос, который решается на выборах — это программное обеспечение вывода станы из кризиса, и новые кадры, которые способны это сделать. КПРФ подготовила реальную программу вывода страны из кризиса: 11 отраслевых программ, программу, связанную с поддержкой сельского хозяйства, модернизацию на социалистических принципах всех базовых отраслей экономики. Одновременно мы сформулировали восемь базовых вопросов, которые вынесли на всенародный референдум.
Пот сути, народный референдум состоялся. На моей родине, Орловщине, где не было партийных списков, коммунисты победили в 18 одномандатных округах, «Единая Россия» — в 20 округах. Это фактически равный результат. Правда, Орловщина начала референдум на полгода раньше остальных регионов, и наши предложения стали достоянием каждой семьи и каждого дома.
Нынешняя кампания была довольно грязной. Меня поразила партия власти: все грязные технологии, изобретенные за последние 15−20 лет, оказались на вооружении «Единой России» и ее ставленников в ходе местных выборов. Такого безобразия раньше не было. Этому противостояла наша, довольно мощная команда: мы организовали 50 тысяч человек одних наблюдателей. Там, где отмечались попытки вброса избирательных бюллетеней, мы практически во многих местах ловили за руку и оформили все необходимые материалы.
В Арзамас, где мэр устраивал нам скандалы, и пытался любой ценой сорвать встречи с избирателями, мы направили усиленную бригаду для контроля выборов. В итоге КПРФ получила там 54% голосов, выиграв у местной партии власти.
Нас крайне беспокоит ситуация в Дагестане, на Чукотке и в Тамбовской области, где губернатор, господин Бетин, впитал все худшее, что есть в выборных кампаниях на Северном Кавказе и в соседних Марий-Эл и Мордовии. Тамбовская область — это единственное место, где у КПРФ содрали всю наглядную агитацию в течение одной ночи, нанеся ущерб примерно на миллион рублей. Меня поразил цинизм Бетина в ходе подсчета голосов, когда с каждого второго участка наблюдателей просто выталкивали.
Мы разберемся с этой ситуацией. Фракция КПРФ предложит отправить в Тамбовскую область комиссию Госдумы для проверки, вместе с представителями администрации президента. Президент говорит о демократии, о необходимости диалога, а губернатор бесчинствует, не сообразуясь ни с чем. Если Бетин не возьмет в толк, будем настаивать на отправке его в отставку.
А вот телеграмма из Дагестана: «Мы, коммунисты, на 34 избирательных участках, где нам выдали протоколы, получили большинство голосов. А с остальных участков, ссылаясь на указания Москвы и Махачкалы, путем вброса подделали голоса, и перестали выдавать нам протоколы. На этих участках коммунисты получили нулевой результат. Власть должна понимать, что это кончится беспорядками».
Между тем, в Хасавьюрте, где 30 тысяч населения, коммунисты получили 33% голосов, в Бабаюртовском районе — 34%, в Дахадаевском районе — 30%… В Дагестане, вообще говоря, в какой-то момент просто перестали считать голоса, заморозили подсчет на полсуток. Вся страна уже все посчитала — а в Дагестане осилили только треть бюллетеней: сидят, пишут нужный результат. В итоге в Махачкале, где пришли на выборы 15−20%, сейчас, глядишь, нарисуют явку 70%, и все эти голоса бросят в другие урны.
Это не выборы, это издевательство над здравым смыслом, и подталкивание к массовым беспорядкам".
Иван Мельников, первый зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы:
— Главный вывод этой кампании касается КПРФ. Да, мы еще не побеждаем по результатам, но побеждаем по тенденциям. «Единая Россия» заметно сдувается — мы об этой тенденции говорили еще после октябрьских выборах. Теперь она подтвердилась и закрепилась. После прошлой кампании «Единая Россия» говорила об улучшении своих результатов, сейчас они ищут базу, чтобы доказать, что краха нет. На самом деле, если сравнить реальные цифры поддержки кандидатов с показателями 2007 года (последние выборы в Госдуму), «Единая Россия» летит вниз, как лифт с перерезанным тросом.
Приведу результаты по пяти регионам — хотя по всем 11 регионам (данных нет по Дагестану) зафиксировано падение «ЕдРа». Нижегородская область: в 2007-м у «ЕдРа» 964 тысячи голосов поддержки, сейчас — 508 тысяч. Кировская область — 452 тысячи и 187 тысяч соответственно, Тверская область — 401 тысяча и 170 тысяч, ХМАО — 464 тысячи и 172 тысячи, Оренбургская область — 563 тысячи и 320 тысяч.
КПРФ не просто подтверждает свои результаты по сравнению с прошлыми аналогичными выборами. Если смотреть по региональным выборам — прирост очень значительный: было в среднем 13,5%, сейчас — 22% (без Дагестана). Коммунисты улучшили результаты в 9 из 11 регионов. В Нижегородской области у КПРФ было 200 тысяч голосов поддержки, сейчас — 338 тысяч. В Курской области — 71 тысяча и 106 тысяч, в Кировской области — 95 тысяч и 115 тысяч. У КПРФ девять вторых мест из 12. Нет вторых мест на Чукотке, в Дагестане и ХМАО.
Еще вывод из кампании: никакие попытки «Справедливой России» поменять расклад сил успехом не увенчались. Пока ни в одном регионе у них нет даже второго места. На наш взгляд, они подтвердили статус политической партии, которая стимулируется аппаратными и административными методами.
И последний вывод: меняется характер нарушений, они становятся все более агрессивными, ибо прежними методами партия власти не может добиться нужного результата. При таких выборах политика все больше и больше будет перемещаться на улицу. Это неизбежный процесс.
Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:
— Мы положительно оцениваем итоги выборов. ЛДПР твердо входит в тройку ведущих партий страны. У нас есть одно второе место, несколько третьих мест. Средний балл — 13%, наш потенциал — 20%. Кампания проходила в трудных условиях, это естественно: у нас три конкурента — «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия». У них условия более легкие. «Справедливая Россия» сотрудничает с «Единой», у КПРФ — наследство бывшей КПСС. Но мы, тем не менее, вели борьбу. В целом, весеннюю кампанию можно оценить положительно.
Сергей Миронов, лидер «Справедливой России»: «Результаты — на твердую четверку»
«Твердое третье место наша партия занимает. В целом мы ставим сами себе твердую четверку за эти выборы», — сказал Миронов на пресс-конференции в Москве. Он подчеркнул, что по сравнению с декабрем 2007 года «Справедливой России» удалось улучшить свои результаты в 1,92 раза, что, по его словам, превосходит результаты других партий. «Лучше всех партий эту динамику продемонстрировала именно наша партия», — заявил Миронов.
Мнение эксперта
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:
— Действительно, выборы показали относительное ослабление позиций «Единой России», и усиление протестных настроений. Но само по себе это ничего не значит. Главная проблема России не в том, что у нас глупый народ, который плохо голосует и любит плохих правителей, а в том, что отсутствует оппозиционная элита. Та самая контрэлита, которая готова и способна бороться за реальную власть, а не за заведомый компромисс с властью существующий.
Ведь результаты нынешних выборов не беспрецедентны. Мы помним, что оппозиционные кандидаты побеждали на выборах мэров крупных городов, от Волгограда до Иркутска. Мы помним, что еще на прошлых выборах законодательного собрания Санкт-Петербурга «единороссы» остались в меньшинстве, а три оппозиционные партии имели простое большинство в заксобрании. Однако это ни к чему не привело. Мэры-коммунисты, победившие на выборах, постепенно стали «единороссами», а в заксобрании Петербурга оппозиция не смогла сформировать большинство, и фактически отдала победу «ЕдРу».
Возможно, так произойдет и на этот раз в регионах, где результаты оппозиции достаточно внушительны — в Кировской и Тверской областях. Значит, все вернется на круги своя, и факт относительного ослабления «Единой России» не приведет к реальным политическим переменам в нашем обществе. Если же хотя бы в одном регионе оппозиции удастся создать большинство, это будет серьезным сигналом. Но, честно говоря, я далек от оптимизма в этом вопросе.
Фото: Красное знамя