После того, как турецкая разведка выступила посредником в проведении самой масштабной за последнее время операции по обмену заключёнными из семи стран, бывший ее глава, а ныне министр иностранных дел Хакан Фидан заявил, что «провести эту акцию удалось только благодаря доверию к Турции со стороны США и России».
В данном случае Анкара сыграла на стороне демократической администрации Белого дома, которая праздновала «успех американской дипломатии», подчеркивая «важную роль в подготовке обмена» вице-президента, а ныне кандидата в президенты Камалы Харрис.
Но это был первый сигнал, говорящий о поддержке не бывшего хозяина Овального кабинета Дональда Трампа, с которым у его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана складывались доверительные личные отношения. Со стороны Анкары последовал и второй шаг. Турецкая разведка выступила посредником в организации секретного визита американских генералов в Иран в момент «изучения в Тегеране планов ответного удара по Израилю за убийство за убийство одного из лидеров ХАМАСа Исмаила Хании».
Кувейтская газета «Аль-Джарида» сообщила с подачи турецкой разведки некоторые детали двухчасовых переговоров высокопоставленных иранских чиновников с делегацией из США в аэропорту Пайам в городе Кередж недалеко от Тегерана.
Американцы заявили, что администрация Белого дома не хочет войны с Ираном, что они недовольны премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху, который «вышел из-под под контроля». Было также заявлено, что «в отношении Нетаньяху у Белого Дома есть свои планы, а Тегерану не стоит совершать атаку на Израиль ради престижа, помогая ему поджечь весь регион, который превратился в огненное кольцо».
Так по факту демократы США с поддержкой Турции действуют на упреждение, чтобы не дать Трампу развернуться на Ближнем Востоке в каком-то новом геополитическом обличии, вводя в оборот его прежнюю агрессивную антииранскую стратегию.
То есть Турция своими действиями стремится закрепить за собой имидж удачного посредника в широком контексте. В узком смысле она пытается не опоздать на ирано-российский поезд, который набирает скорость в сторону расширения военно- технического сотрудничества из-за угроз Исламской республике со стороны Израиля.
Тем более, что у Анкары складывается ощущение, что она, как и Тегеран, не имеет шансов реализовать свои национальные амбиции при соблюдении «западных стандартов», что объективно сближает два государства.
Эксперты полагают, что вторжение США в Ирак в 2003 г. стало переломным моментом, через призму которого и нужно оценивать региональную политику Анкары и Тегерана.
Во-первых, обе страны выступили против американской агрессии и оккупации, так как опасались, что это ограничит их возможности для маневра в их традиционной зоне влияния.
Во-вторых, они подозревали, что США поддержат курдских националистов в северном Ираке, и боялись, что вторжение окажет серьезное влияние на баланс суннитско-шиитских сил в регионе.
С другой стороны, свергнув Саддама Хусейна, Вашингтон поставил себя в положение, которое требовало сотрудничества с Тегераном и Анкарой для стабилизации ситуации в Ираке.
Турция выступила в качестве посредника между Ираном и США и в ядерной сделке, а отказ Анкары от санкций против Тегерана позволяет последнему решать многие внутренние экономические проблемы.
В принципе этот тренд не изменился и из-за событий в Сирии. Но поддержка Турцией антиасадовских сил привела к тому, что в начале сентября 2015 г. в Сирию, в зону исторического противостояния между Турцией и Ираном, «втиснулась» Россия.
Кстати, не случайно с учетом этого момента Анкара пытается своеобразно интегрироваться в ирано-израильское противостояние. Но она оказывается перед непростым выбором.
В интересах национальной безопасности ей необходимо противостоять угрозам регионального расширения войны в Газе, к чему ведет политика Израиля, и сделать ставку именно на те силы в США, которые идут параллельным курсом.
С другой, Турция понимает, что в постгазовский период влияние Ирана в регионе значительно возрастет. В таком контексте шаги Турции по укреплению связей с Ираном и по еще более тесному сближению могут нейтрализовать реальные и потенциальные западные угрозы. Но игра на краю пропасти на Ближнем Востоке с участием Ирана и Турции будет продолжаться.