Действующий премьер Израиля Биньямин Нетаньяху чересчур увлекся наземной операцией в Ливане, у него нет далеко идущей стратегии, считает его предшественник Эхуд Ольмерт.
«Куда ведет это вторжение? Никто не должен сомневаться, что у Израиля есть силы дойти до реки Литани или до реки Авали. А что потом? Каков финал? Мы останемся в Ливане навсегда, чтобы обезопасить лежащие к югу части Израиля? Собираемся ли мы тем временем рассматривать возможность создания поселений на юге Ливана?» — сказал он газете Politico.
По мнению бывшего главы правительства, Нетаньяху и некоторые группы людей в Израиле начинают чересчур увлекаться операцией в Ливане и возможностью атаки на Иран на фоне напряженности между двумя государствами и недавних успешных ударов по лидерам «Хезболлы».
«Некоторые начинают говорить об ударах по лидерам Ирана. Это нелепо, как по мне. Али Хаменеи — жестокий деспот, но он законный лидер страны-члена ООН. Израиль не наносит удары по законным лидерам государств… Но люди начинают увлекаться», — отметил он.
А действительно, чего добивается Нетаньяху? Любой ценой растянуть конфликт до возвращения в Белый дом Дональда Трампа? Расширить «жизненное пространство» для Израиля за счет теперь уже Ливана? Или банально спасти свой рейтинг?
С мест уже сообщают о массовой гибели в Ливане израильских солдат, Израиль, правда, это отрицает. Но если такая правда вскроется, рейтинг Нетаньяху резко пойдет в обратную сторону.
Стоит напомнить, что политическую карьеру Ольмерта фактически перечеркнула вторая Ливанская война, в которую он втянул страну. То есть, он хорошо понимает, о чем говорит…
— Вторжение «ХАМАС» 7 октября прошлого года привело к резкому падению рейтинга Нетаньяху, а бесславный ход последующей операции в Секторе Газа ухудшил положение: многие лидеры западных стран принялись говорить, что ему следует навсегда уйти из политики, — отмечает доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— В этих условиях старый лис пошел ва-банк и организовал серию громких акций: убийство Хании в Иране, взрывы пейджеров в Ливане и устранение лидера «Хезболлы» Насраллы. Безусловно, эта игра максимально приблизила Израиль к войне с Ираном, способной взорвать весь мир, но, как показывают результаты последних опросов, рейтинг Нетаньяху улучшился.
Убийство давнишних врагов оказалось хорошим способом сохранить лицо перед избирателями, но вторжение в Ливан лишено шансов на изгнание «Хезболлы» из граничащих с Израилем районов: этого не удалось сделать в Секторе Газа, а тут справиться с шиитской группировкой будет еще сложнее.
Происходящее сейчас имеет главной целью создать решительный образ Нетаньяху в глазах избирателей. Вполне возможно, что делается это по его предварительной договоренности с Дональдом Трампом, для которого происходящее на Ближнем Востоке оказывается хорошей картой в предвыборной игре, указывающей не бездействие демократической администрации.
После ноября договориться Нетаньяху будет, безусловно, проще с президентом Трампом, который даст старому другу карт-бланш на многие авантюры в регионе.
«СП»: Какие? Нетаньяху планирует захватывать новые территории?
— С 7 октября прошлого года большое число граждан Израиля покинуло страну, а многие из оставшихся задумываются об отъезде. С продолжением бряцания оружием, которое делается в угоду предвыборным маневрам, Израиль может оказаться безлюдным, и уже некому будет заселять присоединяемые территории.
— Слова Ольмерта — это обычные политические игрища, характерные для парламентской системы, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Бывшие лидеры часто критикуют тех, кто пришел им на смену — за то, что они делали сами, когда были при власти.
«СП»: Насколько, по-вашему, реально Нетаньяху увлекся войной? Многие эксперты указывают, что его задачей является продержаться до прихода Трампа. Так ли это?
— После того, как Израиль «проспал» мощную атаку со стороны сектора Газа, Нетаньяху важно продемонстрировать силу. Ну и да, в какой-то степени эта акция направлена на электоральную поддержку Трампа, который известен своей произраильской позицией.
«СП»: Нетаньяху получил серьезные очки, ликвидировав руководство «Хезболлы», оправдавшись за то, что ЦАХАЛ ничего не добилась в Газе. Может, на том ему следовало остановиться?
— Очевидно, цель — продемонстрировать всему арабскому миру, что с Израилем лучше не связываться. В последнее время было слишком много разговоров, что Израиль уже «не тот», вот Нетаньяху и пытается это опровергнуть
«СП»: «Хезболла», несмотря на то, что ее обезглавили, оказывает ожесточенное сопротивление. Появилась информация о большом числе жертв среди израильских солдат. Израиль это отрицает. Но если окажется, что это так — как общество это оценит. Не спросит ли с Нетаньяху?
— Израиль — это государство, живущее в состоянии перманентной войны.
К жертвам там не привыкать. Наоборот, жертвы скорее мобилизуют и мотивируют. Израиль — очень идеологически заряженное общество. Нетаньяху этим пользуется.
«СП»: Имеет ли ЦАХАЛ возможность победить, и что для них победа?
— Вот что такое победа, действительно непонятно. Перманентная война — нормальное состояние для Израиля, конфликты с соседями там тянутся с самого возникновения еврейского государства. Очевидно, что никто никого окончательно победить там не может, и нынешнее обострение — лишь очередной этап этого бесконечного конфликта.
«СП»: Израиль с момента создания занимается расширением «жизненного пространства» за счет соседей, отбирая у них территории. По-другому он не может, это единственная работающая стратегия выживания во враждебном окружении. Что дальше?
— Идея расширения заложена как идеологией сионизма, которая рассматривает в качестве «исконных» еврейских территорий пространство намного большее, чем занимает Израиль, так и объективными факторами. Израиль — густонаселенное государство, зажатое на маленьком клочке территории. Пока есть силы, ресурсы и поддержка Запада — будут расширяться.
Основная проблема для Израиля сейчас как раз в том, что доминирующая сейчас на Западе леволиберальная идеология весьма неблагосклонна к еврейскому экспансионизму, и поддержка Израиля падает. А без внешней поддержки израильское «чудо» очень быстро сдуется.