Политика

Путин обещает устроить облаву на бюрократов

Премьер предложил госслужащих штрафовать за волокиту и лишние справки

  
20

Премьер Владимир Путин решил всерьез взяться за бюрократов. На заседании правительства 9 июня, на котором рассматривались поправки, совершенствующие предоставление госуслуг, премьер признал, что у граждан накопилось немало претензий к органам власти. Разумеется, имелись в виду не политические претензии, а чисто административные.

«Это отказ в приеме документов, формальные отписки, требования принести не относящиеся к делу справки. Многие чиновники продолжают гонять граждан по кругу, — рассказал господин Путин горькую правду коллегам. — Предлагаю ввести административную ответственность для федеральных чиновников за нарушение стандартов порядка предоставления госуслуг. А в дальнейшем распространить эту практику на региональный и муниципальный уровни»…

Итак, персональная ответственность вводится за требование с граждан документов или платы, не предусмотренных административными регламентами. Наказание последует, кроме того, за необоснованный отказ в приеме документов и за нарушение сроков предоставления госуслуг. Наказывать бюрократов будут рублем. Чиновник, который промурыжил вас несколько недель вместо положенных трех дней, прежде чем оформить или зарегистрировать что-то, заплатит штраф от одной до трех тысяч рублей. Если он потребует кипу бумаг, не предусмотренных правилами — взыскание возрастет до 3−5 тысяч.

Жалобы на чиновников решили наделить особым статусом (они станут называться административными), и рассматривать их будут в особом порядке — на заседании специальных комиссий из чиновников и представителей общественности (представительство — 50 на 50). Решение по обращению должно быть принято за 10 дней. Если сроки растянулись и здесь, то ответственного чиновника оштрафуют уже на 10−30 тысяч рублей.

Планируется, что жалобы будут приниматься в письменном виде, по телефону или через Интернет. Расценки на услуги чиновников будут четко расписаны и вывешены на портале Госуслуг и на сайтах организаций.

Если процедуры принятия поправок (Госдума, Совет Федерации, подпись президента) пройдут гладко, новация заработает в нынешнем году.

Сумеет ли премьер победить бюрократизм, рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«СП»: — Алексей Владимирович, что означает инициатива Путина?

— Это сигнал, что проблема стала нетерпимой. Она достигла уровня, когда для ее разрешения приходится прибегать к административным мерам. Просто внутри госслужбы присутствует устойчивое ощущение себя как чего-то самодостаточного, функционирующего абсолютно независимо от граждан. В этой системе граждане представляют собой осложняющий фактор, помеху. Это люди, которые чего-то еще хотят, чего-то еще просят, да еще бесплатно, да еще говорят при этом, что так по закону положено.

Соответственно, идет чиновничья волокита. Так повелось еще с царских времен, потом традиция перешла на советскую государственную службу, сейчас — на госслужбу российскую.

«СП»: — Штрафы наведут порядок?

— Я не уверен, что одними штрафами можно проблему решить. В конце концов, надо выявлять случаи недобросовестной работы чиновников, а значит — создавать еще одну контрольную службу, которая будет работать с обращениями граждан, и следить за бюрократами, чтобы те все делали в срок. А потом, может, придется контролеров над контролерами поставить, потому что контролеры — те же самые госслужащие, со своей повадкой, своим отношением к гражданам. Все это будет неэффективно.

«СП»: — Что же с бюрократизмом делать?

— Ответить, что делать, значительно сложнее, чем критиковать. На самом деле, надо менять психологию госслужащих. Госслужба должна воспринимать население как клиентов, которых нужно как можно быстрее и эффективнее обслужить. Соответственно, критерии, обуславливающие карьеру чиновника и его поощрения (здесь надо применять не только кнут, но и пряник), должны быть напрямую связаны с потребностями граждан.

«СП»: — И как этого достичь?

— Надо развивать гражданское общество, гражданский контроль за госслужбой. Это очень важный фактор. Граждане сами должны оценивать, как им предоставляются услуги. Когда мы останавливаемся в отеле, там часто просят оценить по пятибалльной шкале, насколько хорошо нас обслужили. Нечто подобное, наверное, нужно ввести в сфере госслужбы. Но самое главное — нужно менять коренной подход к госслужбе. Она должна всеми восприниматься как институт, существующий для граждан.

«СП»: — Вы считаете, в России это возможно?

— Это противоречит всему нашему историческому опыту. Но без современной госслужбы о построении нормального государства нечего и думать.

Другое мнение

Владимир Прибыловский, президент Информационно-исследовательского центра «Панорама»:

— Бюрократия существует в любой стране — это необходимый элемент управления. Но бюрократизма все же меньше в демократических обществах. Там главные бюрократы все-таки избираются, и находятся под контролем народа. Через избрание или неизбрание начальников граждане могут показать недовольство всем, в том числе бюрократизмом.

У нас выборов нет, все избирательные кампании — фикция. Соответственно, сменить главных начальников, заставить их повлиять на бюрократическую систему, народ не в состоянии. Поэтому мы, можно сказать, обречены на бюрократизм.

То, что предлагает Путин, внешне выглядит нормально, в демократическом государстве этот механизм работал бы. Но у нас это будет еще одним инструментом межклановой борьбы — и только.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Виктор Похмелкин

Председатель "Движения автомобилистов России"

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня