18+
среда, 27 июля
Политика

Путин предлагает вернуться в «проклятые 90-е»?

Неожиданно всплывший в СМИ черновик программы «Народного фронта» провозглашает курс на либерализацию России

  
255

В прессу попал черновик предвыборной программы «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Владимира Путина. Ее разрабатывает фонд Институт социально-экономических и политических исследований во главе с экс-президентом Чувашии Николаем Федоровым. К началу августа эксперты должны представить итоговый вариант. Об этом сообщает «Газета.Ru».

Если верить черновику, все сестры получат в «Народном фронте» по серьгам. Прежде всего, довольными останутся либерально настроенные граждане. В документе, по сути, говорится, что вертикаль власти себя изжила: «при его проведении мы не избежали определенных издержек». Курс теперь на двухпартийность, причем под второй партией подразумевается «Правое дело».

Конкретно это означает возвращение выборности мэров и глав муниципалитетов, отказ от выборов депутатов только по партспискам и возвращение к смешанной системе, а также упрощение процедуры участия партий в выборах (снижение требований к сбору подписей, восстановление регистрации по залогу).

В документе прописаны и меры по борьбе с коррупцией, де-факто одобряющие тактику Алексея Навального: «Санкции наступают только тогда, когда факты коррупции невозможно скрыть от общественности. Отмечено, что необходимо «заставить чиновников доказывать легальность доходов и расходов», причем как своих, так и своей семьи.

Чиновники должны быть скромными, говорится в черновике. Работа бюрократов не должна обходиться стране дорого. В связи с этим предлагается покуситься на «святое»: «Перенести из Москвы все федеральные ведомства, включая администрацию президента… Московский Кремль объявить всемирным общедоступным культурно-историческим центром, территорию вокруг него превратить в пешеходную зону».

Что стоит за неожиданно всплывшими на свет «июльскими тезисами», рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

«СП»: — Алексей Владимирович, власть действительно намерена идти на серьезные реформы? Или проект — пробный шар в сторону общественного мнения?

—  Судя по тому, что проект оказался в распоряжении СМИ, в нем есть элемент зондирования — как отреагируют на инициативы целевая аудитория. Думаю, в черновик будут вносить изменения до последнего момента. Поэтому я не уверен, что все либеральные инициативы, которые есть в нем сейчас, войдут в итоговую версию документа.

Проект, кроме того, пытается устранить конкретные управленческие проблемы. Сейчас на уровне местного самоуправления возникло двоевластие, и непонятно, кто за что отвечает. Когда с одной стороны есть мэр, избираемый депутатами, а с другой — сити-менеджер, они перекладывают ответственность друг на друга и создают нестабильность в системе.

«СП»: — В чем она проявляется?

— Когда мэра избирают депутаты, они же могут его уволить. Поэтому судьба главного должностного лица местного самоуправления зависит от расклада в конкретном представительном органе. Эти расклады постоянно меняются, причем, связаны они не с партийной идентичностью, а с экономическими интересами депутатов. Грубо говоря, с тем, на кого из представителей крупного бизнеса в регионе они ориентируются. Поэтому сегодня депутаты голосуют за одного мэра, а через полгода его увольняют и голосуют за другого.

Например, в прошлом году, в Смоленской гордуме 24 места из 27 получили члены «Единой России» и ее сторонники. А потом несколько месяцев они не могли выбрать мэра: внутри «ЕдРа», на региональном уровне, обнаружились группы влияния, которые играли решающую роль в голосовании за кандидата. В этом случае политическая лояльность не работала. Аналогичных примеров можно привести очень много.

Поэтому ощущение, что общенародные выборы мэра нужно восстанавливать, присутствует и у представителей власти. Другое дело, что консенсуса в этом вопросе внутри политической элиты нет. В частности, против выступают главы регионов, для которых избранный мэр — серьезный оппонент. Поэтому я сомневаюсь, что в окончательной редакции формулировка о возвращении к прямым выборам глав местного самоуправления останется.

«СП»: — То есть, это вынужденный либерализм?

— Да. Надо добавить, что к этому либерализму толкает еще одно обстоятельство. Кризис 2008-го показал отрицательные стороны «ручного» управления, а также отрицательные стороны зажима общественной инициативы. Это стало очевидным для значительной части власти. Поэтому сейчас обсуждается вопрос о пределах изменений.

«СП»: — Облегчение доступа существующих партий к выборам — это существенное изменение?

— Это, конечно, значимый момент. Но реальные изменения невозможны без либерализации регистрации партий. Если облегчить доступ к выборам, но партий останется семь, это будут косметической реформой. Главный вопрос — облегчение регистрации — опять-таки обсуждается. Но в каком это будет формате, какие будут выстроены ограничители, — мы узнаем, только когда увидим итоговый документ.

Нынешний кризис в политике — это еще понимание того, что в следующий президентский срок (кто бы ни стал президентом в 2012-м), придется проводить очень непопулярную социально-экономическую политику. В такой ситуации зажать политическую сферу — значит, спровоцировать социальный взрыв. Наверное, поэтому сейчас рассматриваются варианты смягчения политической системы. Чтобы, с одной стороны, сохранить управляемость и эволюционный характер изменений, а с другой — открыть клапан, что будет актуальным уже в ближайшее время.

«СП»: — Элита едина во мнении, что нужно открыть клапан?

— Нет, этот момент — не консенсусный. Есть во власти и другое представление — что любые либеральные реформы опасны. Есть консервативные группы, считающие, что нужно продолжать докризисную политику, потому что она была единственно-верной. Они рассматривают эту политику не просто как набор приемов по стабилизации ситуации в стране, но как единственно возможный вариант политики в России: авторитарный курс плюс резкое ограничение возможностей оппозиции. Такая точка зрения существует, и сейчас она во власти не менее популярна, чем в 2007-м, когда бытовали представления, что возможно провести современную авторитарную модернизацию. Поэтому, думаю, дискуссии, какой будет конкретная программа и конкретная политика, продолжатся «до упора». А значит, и обсуждаемый документ будет в итоговом варианте носить компромиссный характер.

Что до реальной политики, многое будет зависеть от того, кто станет президентом. Я уже говорил, что непопулярные реформы придется проводить в любом случае, но в случае избрания Медведева изменения, наверное, будут носить более последовательный характер.

Другое мнение

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

— В целом документ мне понравился. Особенно одобряю пункт по размещению федеральных органов власти в едином комплексе, в пешеходной доступности. Это адекватная идея. Экономический и социальный блоки, увы, в проекте традиционно-популистские и не проработанные.

Что касается реформы политической системы, возврат к одномандатникам выгоден партии власти. Практика показывает, что они более контролируемы, чем депутаты из партийного списка. Как правило, одномандатники — это местный бизнес-директорат, с которым власти всегда можно договориться. Возврат же выборности мэров может поставить «Единую Россию» в некрасивое положение. Именно эта партия была мотором борьбы с выборностью глав муниципалитетов, через колено ломая общественное мнение в регионах.

Есть еще момент. Один из основных лозунгов партии власти в последние годы — «Не дадим вернуться в проклятые 90-е!» Между тем, в проекте предлагается вариант политической системы, один в один копирующий вариант 1990-х: выборность мэров, наличие кандидатов-одномандатников, более легкая процедура регистрации партий и кандидатов на выборах. Ровно все это существовало в 1990-е, и потом было методично демонтировано с активным участием «Единой России». Возникает вопрос: зачем демонтировали, если теперь надо возвращать?

«СП»: — Насколько эти планы реалистичны? Насколько реально, что Кремль освободят, вернут выборность?

— Идея об освобождении Кремля — вполне реалистичная, если исходить из представления, что во власти у нас прагматичные люди. Что до возврата к выборам… Очевидно, что в нашем обществе накопился пар, и его как-то надо выпускать.

Цитаты из черновика программы «Народного фронта»

Курс на выстраивание вертикали власти в стране «во многом оправдал себя», поскольку «позволил сохранить политическое единство и территориальную целостность». Однако «при его проведении мы не избежали определенных издержек» — например, ослабления реального контроля граждан над властью. Это привело к росту коррупции, засилью бюрократии, произволу и безответственности чиновников.

«Жизнь показала, что только усилиями сверху эти недуги не побороть». Направление сложившейся государственно-политической системы в русло «подлинного народовластия» — одна из важнейших задач создания ОНФ.

«В демократическом государстве политика это результат конкуренции людей и мнений. В последние годы у нас снизились возможности влияния общества на власть», но «тому были объективные причины». «История поставила Россию перед необходимостью консолидации общества, борьбы с региональным сепаратизмом и отдельными безнаказанными олигархами. Необходимо было обеспечить резкий рост экономики. Можно сказать, что последние десять лет мы жили по законам мобилизационного развития». «Для того времени такая модель была эффективна и устраивала большинство россиян». «Сегодня перед нами стоят новые задачи, которые требуют развития частной инициативы и дополнительного развития политической конкуренции».

«Выбирать глав муниципалитетов только на основе всеобщего голосования (институт „сити-менеджера“ может сохраниться только на переходный период). В итоге будет преодолено складывающееся двоевластие, ведущее к параличу управления муниципалитетом, перестанет размазываться ответственность между представителями власти, а граждане смогут реально спросить с того, за кого они голосовали».

Необходимо отказаться от выборов депутатов только по партспискам и вернуться к смешанной системе, считают авторы документа, а процедуру участия партий в выборах надо упростить — снизить требования к сбору подписей, восстановить регистрацию по залогу и сформировать минимальный перечень оснований для отмены регистрации партий и кандидатов.

Необходимо «заставить чиновников доказывать легальность доходов и расходов», причем как своих, так и своей семьи. «Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, но кроме соответствующего конвенционного пункта. Настало время восполнить пробел».

Необходимо «сократить расходы на содержание органов власти всех уровней в части строительства дорогостоящих офисов, приобретения дорогих служебных автомобилей и оборудования, осуществления излишних и избыточных материальных трат».

Чиновники должны быть скромными во всем, ориентируясь на «самые необходимые в производственной деятельности федеральные стандарты производственного потребления», которые пресекут «постоянно растущие аппетиты чиновников разного ранга превзойти друг друга в престижных кабинетах и автомобилях и устраивать уют и пышность за счет казенных средств».

«Перенести из Москвы все федеральные ведомства, включая администрацию президента, правительство, Госдуму и Совет федерации, обеспечив их размещение в одном комплексе. Сообщение между зданиями ведомств не должно превышать 15 минут пешего хода. Московский Кремль необходимо объявить всемирным общедоступным культурно-историческим центром, территорию вокруг него превратить в пешеходную зону. Этот проект станет историческим решением с глобальной значимостью и популярностью и для москвичей, и для всех россиян».

Другие блоки программы насыщены социальными обещаниями. Так, предлагается развивать институт соцнайма, то есть, согласно ст. 40 Конституции, предоставлять жилье малоимущим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, или бесплатно, или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов. «Общероссийский народный фронт» требует, чтобы российский законодатель обязал создать такие фонды повсеместно!"

«Работающий человек в России не должен быть бедным!» — провозглашают авторы проекта программы. Для популяризации спорта авторы предлагают «в каждом регионе создать общественные движения «Здоровый регион», «Здоровый город». «Здоровый образ и спортивный стиль жизни, отказ от вредных привычек должны войти в моду!»

«Нынешняя напряженность в сфере межнациональных отношений — это, с одной стороны, следствие просчетов в национальной политике, а с другой — результат целенаправленной и финансируемой извне активности сил радикально-националистической и экстремистской направленности».

Отдельный раздел посвящен автолюбителям. ОНФ требует полной ревизии дорожных знаков и возвращения легально разрешенного уровня содержания количества алкоголя в крови. «Существующий сегодня полный запрет на содержание алкоголя в крови привел только к росту злоупотреблений со стороны дорожной инспекции и нарушению прав водителей, но не к уменьшению числа правонарушений».

Фото: narodfront.ru

Рамблер новости
СМИ2
24СМИ
Цитата дня
Комментарии
Первая полоса
Cуицид Европы Cуицид Европы

У «старого континента» отваливаются механизмы самозащиты

Рамблер новости
СМИ2
Фото дня
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье