18+
суббота, 3 декабря
Политика

«Черные хроники» Путина

За гибель людей в России наказывают «стрелочников»

  
563

Катастрофа под Ярославлем Як-42 с хоккеистами «Локомотива» на борту заставила нас вспомнить «черный список» катастроф эпохи Владимира Путина. Путина — потому что именно он с 2000 года бессменно управляет Россией. Сначала — в качестве президента, потом — в роли лидера формального властного «тандема».

Составляя список, мы решили не включать в него трагические события, связанные с боевыми действиями. Для ЧП установили ценз — не менее 10 унесенных жизней. Но даже под эти критерии попала огромная вереница событий. Мы выбрали из них самые значимые.

12 августа 2000 года — гибель подводного атомохода «Курск»

9 августа 2000 года из поселка Видяево Мурманской области вышла в очередной поход атомная подводная лодка К-141 «Курск» со 118 членами экипажа на борту. Вечером 12 августа стало известно, что лодка затонула на 100-метровой глубине в 175 километрах от Североморска. По официальной версии, причиной аварии стал взрыв экспериментальной торпеды из-за утечки топлива.

23 моряка «Курска» собрались в кормовом отсеке и были живы еще двое суток. Помощь им так и не пришла. Спасательные работы в районе гибели «Курска» проводились с большими проволочками и задержками, Министерство обороны всячески пыталось скрыть факт происшествия.

В 2002 году дело было закрыто «за отсутствием виновных». Ни один из высших чинов ВМФ не понес наказания. Главком Куроедов ушел в отставку по состоянию здоровья в 2006 году.

Гибель подводной лодки явилась первым испытанием для только что пришедшего к власти президента Владимира Путина. После трагедии в интервью с Ларри Кингом по CNN на вопрос «что же все-таки случилось с вашей подводной лодкой «Курск?», российский лидер ответил: «Она утонула».

4 июля 2001 года — катастрофа Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании «Владивосток-Авиа», совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск, потерпел катастрофу при заходе на посадку. Погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом.

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании «Сибирь» не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

23 октября 2002 года — теракт на Дубровке

Вечером 23 октября 2002 года, во время второго действия мюзикла «Норд-Ост», вооружённая группа из 40 чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым (21 мужчина и 19 женщин) захватила здание театрального центра на Дубровке. Заложниками тогда стали 912 человек, среди которых 100 детей. Трое суток все они находились в заминированном здании без еды и воды. Во время переговоров террористы выдвигали требование о прекращении военных действий и выводе войск из Чечни.

Бойцам спецподразделений «Альфа» и «Вымпел» удалось проникнуть в здание по подземным коммуникациям и установить наблюдение за происходившим в зрительном зале. В ходе отработки штурмовых действий возник вариант с отравляющим газом, который должен был мгновенно отключить шахидок-смертниц, сидевших со взрывными устройствами в партере и на балконах зрительного зала.

Чтобы уберечь бойцов «Альфы» и «Вымпела», им накануне атаки сделали инъекции находящегося на вооружении армии антидота, специального средства, помогающего выжить в условиях применения химического оружия. Что за газ был в итоге применён — одна из самых тщательно охраняемых тайн. Точный состав не назвали даже медикам, спасавшим жертв от отравления.

Около 5 часов утра 26 октября после газовой атаки, которую сами террористы приняли за пожар в здании, начался штурм. В результате все террористы были уничтожены, но погибли 130 заложников.

20 сентября 2003 года президент России Владимир Путин заявил на встрече с журналистами, что «эти люди погибли не в результате действия газа», который, по его словам, был безвредным, а стали жертвами «ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании».

24 ноября 2003 года — пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями.

Виновными в возгорании судом признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание — два года лишения свободы в колонии-поселении.

6 февраля 2004 года — взрыв вагона метро на перегоне «Автозаводская"-"Павелецкая»

В пятницу 6 февраля 2004 года в вагоне Московского метрополитена между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошёл взрыв. Взрывное устройство мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте привёл в действие уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения. Судя по центру взрыва, самодельное взрывное устройство было у него на поясе или, может быть, в сумке на плече. Погиб (не считая Ижаева) 41 человек, более 250 получили ранения.

Террорист-смертник Анзор Ижаев приехал в Москву на междугородном автобусе под видом «челнока». По данным ФСБ России, руководителем группы террористов и непосредственным куратором Ижаева был уроженец Волгоградской области, бывший курсант военного училища, принявший ислам и сбежавший в Чечню Павел Косолапов.

2 февраля 2005 года за участие в совершении теракта 6 февраля, а также взрыва у станции метро «Рижская» 31 августа того же года, Тамбий Хубиев, Максим Понарьин и Мурад Шаваев были приговорены Московским городским судом к пожизненному заключению.

14 февраля 2004 года — обрушение крыши аквапарка «Трансвааль»

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

24 августа 2004 года — взрывы Ту-134 и Ту-154

Оба самолета практически одновременно взорвались в воздухе. Ту-134 компании «Авиаэкспресс» совершал рейс Москва—Волгоград, Ту-154 авиакомпании «Сибирь» — рейс Москва—Сочи. Оба самолёта вылетели из московского аэропорта Домодедово.

Взрыв Ту-134 устроила террористка-смертница Аминат (Аманта) Нагаева, на борту самолета находилось 34 пассажира и 9 членов экипажа. Взрыв Ту-154 — смертница Сацита Джебирханова, на борту было 38 пассажиров и 8 членов экипажа.

24 августа в аэропорту «Домодедово» Нагаева и Джебирханова были задержаны капитаном милиции Михаилом Артамоновым для проверки документов. Артамонов не обыскал их и отпустил. После терактов Артамонова обвинили в преступной халатности, в 2005 году Домодедовский городской суд приговорили его к 7 годам лишения свободы. После того, как террористки были отпущены Артамоновым, спекулянт Армен Арутюнян продал им билеты без паспортов. Нагаева приобрела билет за 140 евро (170 долларов), а Джебирханова с помощью Арутюняна дала контролёру Николаю Коренкову взятку в размере 30 долларов и была допущена на борт без предъявления документов. Каждый из них был приговорён к полутора годам колонии.

1 сентября 2004 года — теракт в Беслане

В сентябре 2004 года группа террористов захватила 1128 заложников в школе североосетинского города Беслана — преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы. В течение трёх дней террористы удерживали заложников в спортзале школы в нечеловеческих условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных надобностях.

На третий день около 13:05 в школе произошли взрывы, и позже возник пожар. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и федеральными силами был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки было убито 28 террористов. Единственный пойманный живым террорист, Нурпаши Кулаев, был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению.

В ходе штурма под перекрестным огнем погибло 334 заложника, из них 186 детей, и свыше 800 человек были ранены.

В марте 2006 года, параллельно суду над Кулаевым, начались слушания по делу милиционеров Правобережного РОВД. Начальник отдела на момент теракта Мирослав Айдаров, и его заместители Таймураз Муртазов и Гурам Дряев, обвинялись в преступной халатности, в результате которой боевики смогли беспрепятственно проехать из Пседаха в Беслан и захватить школу.

Судебный процесс продлился до середины 2007 года, однако, 22 сентября 2006 года Госдумой было принято постановление № 3498 «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов РФ, находящихся в границах Южного федерального округа». 29 мая 2007 года, после ходатайства адвоката и в отсутствие обвиняемых, председательствующий судья Валерий Бесолов огласил решение о прекращении дела в отношении милиционеров как попадающих под амнистию согласно постановлению № 3498.

В июне 2007 года начался судебный процесс над начальником Малгобекского РОВД Мухажиром Евлоевым, и его заместителем Ахмедом Котиевым. Как и их осетинские коллеги, Евлоев и Котиев обвинялись в халатности, повлёкшей за собой тяжкие последствия. Суд продлился более четырёх месяцев, и закончился вынесением оправдательного приговора обоим подсудимым. Общественная организация «Голос Беслана» обжаловала решение суда, но Верховный суд РФ признал приговор законным.

23 февраля 2006 года — обрушение кровли Басманного рынка

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее — следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор «Трансвааль-парка», крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года — взрыв метана на шахте «Ульяновская»

Авария на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте «Ульяновская» были допущены «грубейшие нарушения правил безопасности».

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на «Ульяновской». Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года — авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании «Аэрофлот-Норд», совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди — 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван «недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании». К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года — авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция — Саяно-Шушенская — была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в «нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц».

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году.

27 ноября 2009 года — крушение поезда «Невский экспресс»

В 21 час 30 минут по московскому времени на перегоне Угловка-Алешинка в результате теракта сошли с рельсов два последних вагона «Невского экспресса», следующего из Петербурга в Москву со скоростью 190 км/час. В результате погибли 27 пассажиров, не менее 132 человек получили ранения. Среди погибших — государственные чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины.

По версии следствия, подрыв взрывного устройства произошёл под электровозом ЧС200−010, и вырвал кусок рельса длиной 50 сантиметров. Хвостовой вагон находился в вертикальном положении правее железнодорожного пути на 10−15 метров. Второй от хвоста вагон остановился от места схода ещё через 130 метров, находясь на боку.

Следствие вначале разрабатывало версию об участии в подготовке теракта подозреваемого за взрыв того же «Невского экспресса» в 2007 году бывшего курсанта Краснодарского высшего военного командного инженерного училища Павла Косолапова, находящегося в федеральном розыске. Но затем, 6 марта 2010 года, глава ФСБ России Александр Бортников доложил президенту Дмитрию Медведеву о том, что в Ингушетии убиты Саид Бурятский (А. Тихомиров) и четыре брата Картоевы, а также арестованы ещё 10 человек, которые подготовили теракт. 29 марта 2010 года Медведев подтвердил, что организаторы подрыва поезда «Невский экспресс» уничтожены.

5 декабря 2009 года — пожар в клубе «Хромая лошадь»

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе «Хромая лошадь». По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в «Хромой лошади» повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

10 апреля 2010 года — авиакатастрофа в Смоленске

Президентский Ту-154 польских ВВС разбился во время посадки на аэродром «Смоленск-Северный» в условиях сильного тумана. Погибли все находившиеся на борту — 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в их числе — президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, известные польские политики, почти всё высшее военное командование, общественные и религиозные деятели. Это крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства. Президент Качиньский направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу.

По результатам расследования МАК, все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально. Из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён.

9 мая 2010 года — авария на шахте «Распадская»

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на «Распадской», но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство «Распадской» оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

Лето 2010 — аномальная жара

В последней декаде июня-первой половине августа 2010 года в России установилась аномально высокая температура. Глава Росгидромета Александр Фролов, основываясь на данных озёрных отложений, заявил, что такого жаркого лета в России не было со времён Рюрика, то есть за последние более чем 1000 лет. По оценке главы Гидрометцентра РФ Романа Вильфанда, подобной жары, возможно, не случалось 5000 лет.

Другой особенностью являлась жестокая засуха в средней полосе. Это стало причиной высыхания растительности, и как следствие, вызвало сильнейшие пожары. По данным Министерства здравоохранения и социального развития в регионах, попавших в зону аномальной жары и лесных пожаров, выросла смертность населения. Рост смертности в июле 2010 года по сравнению с тем же месяцем предыдущего года составил во Владимирской области 18,4%, в Ивановской области — 18,3%, в Московской и Тульской областях — по 17,3%, в Татарстане — 16,6%, в Рязанской области — 13,5%, в Ульяновской области — 13%, в Тамбовской области — 11,1%. Пиковое значение — прирост на 50,7% — отмечен в Москве. Согласно главе Департамента здравоохранения Москвы Сельцовскому, во время жары число смертей в Москве увеличилось вдвое: «В обычные дни умирает 360—380 человек в день, а сейчас — около 700. Летальность у нас подскочила в два раза».

Ущерб экономике России от жары на начало августа 2010 года составил 15 миллиардов долларов.

24 января 2011 — теракт в «Домодедово»

Примерно в 16:32 в толпе встречающих в зале прилета аэропорта «Домодедово» террорист-смертник крикнул: «Я убью вас всех!» и последовал взрыв. На месте погибли 35 человек, еще двое позже скончались в больнице. Около 150 граждан получили ранения. Здание аэропорта окутало дымом. Для того, чтобы эвакуировать людей, находящихся в аэропорту, спасателям пришлось разобрать кирпичную стену.

На месте теракта нашли останки смертника — как выяснилось потом, им был 20-летний житель села Али-Юрт в Ингушетии Магомед Евлоев. Взрывное устройство было мощностью семь килограммов в тротиловом эквиваленте. Террорист прошёл в аэропорт за 68 минут до взрыва через чёрный ход № 2. Он благополучно миновал неработающий металлодетектор и стоявших рядом охранников, которые даже не обратили внимания на его куртку, которая топорщилась от большого количества взрывчатки.

1 марта Информационный центр Национального антитеррористического комитета (НАК) сообщил, что в организации взрыва подозревается 36-летний командир юго-западного сектора «Имарата Кавказ» Аслан Бютукаев, он же амир Хамзат. Были задержаны брат Евлоева, сестра и один из земляков. О тех же, кто готовил его к теракту, спецслужбам стало достоверно известно после допроса Хасу Баталова (Абубакара), которого, как сообщалось, Доку Умаров назначил главарем террористической группы Ачхой-Мартановского района Чечни, его сестры и ещё двух террористов. Их 15 февраля задержали на Киевском вокзале Москвы при попытке уехать в Кишинев.

28 марта в горно-лесистой местности Ингушетии была проведена операция по ликвидации одной из баз подготовки боевиков, которая, по данным ФСБ, активно использовалась в том числе и для подготовки террористов-смертников. Базу расстреляли ракетами с вертолетов. Всего в ходе операции было уничтожено 17 боевиков, в их числе Аслан Бютукаев, который отвечал за подготовку смертников.

10 июля 2011 года — гибель теплохода «Булгария»

Двухпалубный дизель-электроход «Булгария», который шел по Волге из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля.

В связи с гибелью «Булгарии» Васильевский суд Казани арестовал двух человек, которых подозревают в «оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — Светлану Инякину, гендиректора компании «АргоРечТур», которая являлась субарендатором теплохода «Булгария», и Якова Ивашова, старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра.

7 сентября 2011 года — катастрофа Як-42

Под Ярославлем разбился самолет Як-42, на котором в Минск на свой первый матч регулярного чемпионата КХЛ направлялась команда местного «Локомотива», трехкратного чемпиона России. Из 45 пассажиров 43 погибли.

Самолет вылетел из аэропорта примерно в 15.45. Уже через пять минут он пропал с радаров, а еще через десять упал. В катастрофе выжили двое — нападающий команды 26-летний Александр Галимов и член экипажа по фамилии Сизов. Среди погибших были иностранцы — граждане Чехии, Швеции, Словакии, Латвии, Белоруссии, Германии, а также тренер команды из Канады.

Самолет упал с небольшой высоты практически сразу после взлета и затем загорелся. Одна часть фюзеляжа упала в Волгу. Премьер Владимир Путин отправил министра транспорта Игоря Левитина на место катастрофы. Для расследования катастрофы Межгосударственным авиационным комитетом сформирована комиссия. «Черные ящики» планируется отправить в Москву для изучения в лаборатории МАК. Дмитрий Медведев поручил Росавиации и Ространснадзору проверить техническое состояние всех самолетов Як-42.

Итого 1637 погибших. Это — не считая многочисленных жертв терактов на Северном Кавказе, небоевые потери в армии и на флоте, жителей внезапно рухнувших домов и стариков, больных и детей, сгоревших в домах престарелых, больницах, детдомах; пассажиров разбившихся автобусов, маршруток и вертолетов… Этот трагичный список можно продолжать долго. И тогда счет уже пойдет не на тысячи, а на десятки, если не на сотни тысяч. Кого из министров, губернаторов, вице-премьеров наказали? Да никого. Добровольно в отставку тоже никто не ушел: по логике Кремля это — знак слабости, а выстроенная Путиным вертикаль слабой быть не может. Поэтому наказывают инженеров, техников, майоров да капитанов. Такая она — «стабильная» путинская Россия. Россия, в которой человеческая жизнь ничего не стоит.

Зато во время «прямых линий» с народом Владимир Владимирович почти собственноручно проводит на хутора водопроводы.

Мнение эксперта

Дмитрий Орешкин, политолог:

— Почему система наказывает «стрелочников»? В РФ нет прописанного законодательного механизма, чтобы пострадавшие подали в суд жалобу на крупного чиновника, чье действие или бездействие привело к серьезным последствиям, а суды выносили реальные решения. Вопрос о наказании решается келейно. Если наверху примут решение, что такой-то товарищ не соответствует занимаемой должности, его снимают. Объективную оценку, с учетом мнения пострадавших, выносить не принято.

Правило не выносить проблему кадров за черту келейной политики осталось с советских времен. Тогда номенклатура была выше суда, выше общественного мнения, и только партия могла ее поощрять или наказывать. Причем, здесь очень многое зависело от субъективного фактора. Если товарищ Сталин решал, что этот гражданин хорош, а тот — плох, партия это немедленно поддерживала, и человека либо отправляли на Колыму, либо продвигали по какой-либо линии.

Примерно это же можно сказать в отношении нашего дуумвирата. У Путина традиция аккуратного, осторожного обращения с кадрами. Если человек пролез на определенный уровень иерархии, удалять его оттуда Путин не любит. Возможно, это связано с его службистским прошлым: не обижать своих, поскольку, обладая информацией, они могут нанести вред. Так, в путинскую номенклатуру входят непопулярные министры Рашид Нургалиев, Игорь Левитин. На мой взгляд, Левитин дискредитировал себя еще 2004-м, когда говорил, что не могут два самолета быть одновременно взорванными террористами, потому что летели в разных направлениях. Однако все это общественное мнение проглотило, и Левитин остается министром до сих пор.

Есть еще момент. Министры — это путинская зона, а, например, губернаторы — медведевская. Так вот, Медведев куда решительнее отправляет губернаторов в отставку, он легче расстается с кадрами. Поэтому говорить, что безнаказанность чиновников — результат действия какой-то системы, нельзя. Наверное, будь Левитин в сфере ответственности Медведева, его бы давно убрали. Словом, в России все по-прежнему определяется персональным выбором, и пока этот выбор — за Путиным.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня