Политика

Медведев разгонит своих полпредов

Если не удастся приспособить этот институт к чему-то полезному

  
47

Институт полномочных представителей президента будет преобразован, возможно, даже ликвидирован. Это следует из предложений рабочей группы правительства под руководством вице-премьера Дмитрия Козака. К 1 декабря группа готовит для президента Дмитрия Медведева доклад о децентрализации власти. В нем предлагается реформировать институт полпредов президента в федеральных округах. Об этом стало известно «Ведомостям».

В черновике доклада пока фигурируют два варианта: ликвидировать полпредов, «как класс» или «превратить их в специальные ведомства». Козак отказался отвечать на вопрос об отмене института полпредов, но опровергать информацию не стал, сказав только, что некоторые предложения могут быть внедрены в ближайшее время.

По мнению чиновников, знакомых с докладом, институт полпредов стал неэффективен: они присматривают за губернаторами, но не занимаются реальным комплексным экономическим развитием территории. Полпреды стали почетными пенсионерами: на эти должности назначали бывших влиятельных чиновников. Но после ухода Ильи Клебанова (Северо-Западный округ), Георгия Полтавченко (Центральный) тяжеловесов практически не осталось. Сейчас ими назначают молодых чиновников: так, бывший руководитель управления внутренней политики администрации президента Олег Говорун стал полпредом в ЦФО.

Цель преобразований — превратить полпредов из надсмотрщиков в экономических стратегов. Проект перелицовки института полпредов начал активно обсуждаться летом: речь шла о том, чтобы наделить их статусом вице-премьеров, координирующих экономику округов. Такую позицию занимает полпред в Северо-Кавказском округе, вице-премьер Александр Хлопонин: он не только присматривает за политикой, но и координирует финансовые потоки из центра. Не исключено, что при таком раскладе полпреды со своими аппаратами перейдут из администрации президента в аппарат правительства.

Что ждет полпредов, рассуждает уральский политолог, президент Института развития и модернизации общественных связей Фёдор Крашенинников.

«СП»: — Федор, чем не угодили Медведеву полпреды?

— Институт полпредов с самого начала был довольно неудачным изобретением. Практическая его ценность закончилась в тот момент, когда губернаторов стал назначать президент (в 2004-м году. — «СП»). Начиная с этого времени, занятия полпредов остаются загадкой для всех наблюдателей, особенно на местах. Мне неизвестно, как это выглядит из Москвы и из администрации президента. Но как житель Екатеринбурга и пресловутого Уральского федерального округа, могу сказать, что все три полпреда, которых мы видели у себя, ничем себя не проявляли и никакими реальными делами они не прославились.

Первым был полицейский генерал Петр Латышев, который еще пытался что-то делать. Вторым — друг Медведева Николай Винниченко, который просидел здесь несколько лет, и запомнился только тем, что въехал в огромный дворец, построенный еще по проекту Латышева. А нынешний полпред, господин Евгений Куйвашев — вообще недоразумение: чиновник из Тюменской области, совершенно неизвестный за ее пределами. Его назначение полпредом в УФО, на мой взгляд — это признание властью факта, что пост полпреда ничего из себя не представляет.

«СП»: — В чем подлинный смысл нынешней реформы?

— Мне кажется, это способ решить проблему номенклатуры. В аппаратах полпредов накопилось большое число людей, которые получают хорошие зарплаты, сидят в хороших кабинетах. Просто взять и разогнать их нельзя — так не принято в чиновничьем аппарате. Поэтому идет мучительный поиск, как убрать этот откровенно ненужный народ, который всех раздражает. В том числе — и назначенных президентом губернаторов: какой главе региона смысл иметь над собой непонятного дядю? Раздражает это положение, наверное, и самих полпредов. Реально руки у них связаны, практической возможности реализовать власть нет.

«СП»: — Вы считаете, полпреды могут заняться стратегическим планированием экономического развития округа?

— Думаю, идея сделать полпредов стратегическими экономическими вице-премьерами — промежуточная задача. Скорее всего, она не будет реализована. Я не верю, например, что господин Куйвашев способен стать каким-то стратегическим человеком, который будет заниматься инвестициями. Во всяком случае, пока не видно, что он какую-то революцию в инвестициях произвел. Нет оснований предполагать, что полпреды вообще могут делать нечто подобное…

«СП»: — Если полпредов все же сделают вице-премьерами, это будет усилением централизации власти?

— С точки зрения централизации, аппарат полпредов не играет ровно никакой роли. Централизация заключается в том, что губернаторов фактически назначает Путин. Поэтому разговоры, что преобразования института полпредов отразятся на централизации — всего лишь игра слов.

Централизация происходит на других уровнях — межбюджетных отношений, назначений губернаторов, ликвидации выборности мэров. Вот здесь, действительно, происходит колоссальная централизация власти. А полпредство — абсолютно рудиментарный институт, который остался от допутинской России, от времени, когда Владимир Путин пытался взять под контроль губернаторов. Повторюсь: с тех пор, как губернаторов стали назначать, институт полпредства никакого практического значения не имел и не имеет.

«СП»: — До 2004 года полпреды играли роль в построении властной вертикали?

— На мой взгляд, роль полпредов преувеличена. Возьмите наш Уральский федеральный округ. После введения полпредства, губернаторы во всех регионах округа оставались прежними — кроме Тюменской области. Например, в Курганской области Олег Богомолов сидит губернатором до сих пор, со времен раннего Ельцина. В Челябинской области губернатор сменился совсем недавно. То, что первого полпреда назначили в УФО еще в мае 2000 года, ни к чему заметному не привело.

Полпреды не был командирами. Если губернаторы приводили местное законодательство в соответствии с федеральным, они это делали не под влиянием полпредов, а под влиянием Путина. Максимум, что полпредство делало и контролировало — докладывало в Москву, кто из губернаторов не очень ретиво это делал. Грубо говоря, они стучали, кто не сильно кланяется в сторону Москвы. Но теперь каждый губернатор по этой части даст фору любому полпреду.

Может быть, в других регионах было по-другому, возможно, там полпред воспринимался как фигура. Но в нашей Свердловской области полпред никогда не играл заметной роли. Сначала у нас был мощный и самостоятельный губернатор Эдуард Россель, который ориентировался на Москву и игнорировал полпредство, местами весьма откровенно. А потом появился губернатор Александр Мишарин, который настолько лоялен Москве, что никакой полпред ему просто не нужен.

При таком раскладе полпредство — лишний, абсолютно бессмысленный инструмент власти. Просто несколько десятков высокооплачиваемых чиновников сидят в отличном дворце в центре, допустим, Екатеринбурга, и устраивают совещания одно за другим. Зачем полпред, если можно напрямую работать с администрацией президента, с Москвой, и получать указания непосредственно оттуда?

«СП»: — Вы считаете, в перспективе институт полпредов ликвидируют?

— В ближайшей перспективе, думаю, попытаются реформировать, чтобы он приносил хотя бы какую-то пользу. Возможно, нынешняя реформа — попытка наделить эти органы практическими и понятными функциями.

Другое мнение

Николай Петров, ведущий эксперт Московского центра Карнеги:

— Институт полпредов сильно эволюционировал, особенно в последнее время, когда на эти позиции начали назначать бывших губернаторов. Некоторых из них — в «родные» федеральные округа. Понятно, что с приходом на место полпреда Дальневосточного ФО бывшего хабаровского губернатора Виктора Ишаева, уровень профессионализма, знания ситуации и проблем управления, резко возрос.

В этом смысле, институт полпредов — достаточно универсальный. Первоначально, на период централизации, он водился, главным образом, для перехвата контроля над региональными силовыми и правоохранительными ведомствами со стороны губернаторов. Сейчас он выполняет совершенно другие функции, причем их набор все время расширяется.

С одной стороны, в этом есть момент бюрократической инерции: когда существует управленческая структура, она находит себе работу, она функциональна. Поэтому, кстати, ликвидировать ее — значит, совершить маленькую революцию. С другой стороны, в институте полпредов есть содержательная потребность.

Изначально проблема центра заключалась в сложной управленческой схеме, когда есть 89 регионов, и следующий этаж — уже Москва. Для упрощения был введен управленческий полуэтаж — федеральные округа и полпредство. Логика развития институтов полпредов — в превращении их в полноценный этаж (сейчас у полпредов много контрольных полномочий, но нет абсолютно никаких ресурсов).

Если в ходе работы, которая давно ведется в рамках разработки стратегии развития федеральных округов, часть ресурсов окажется на окружном уровне, полпреды превратятся в полноценный этаж территориально-государственного устройства. Пока это только пристройка. Но она прижилась, она достаточно функциональна, и я бы не видел смысла в том, чтобы ее ломать.

Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня