Информация о том, что начальник цеха «Уралвагонзавода» Игорь Холманских принял предложение президента Владимира Путина стать его полномочным представителем в Уральском федеральном округе (УФО), что называется, взорвала Интернет. Владимир Путин, предлагая сенсационно высокий пост «простому рабочему», выразил надежду, что новая работа даст тому возможность напрямую влиять на работу правоохранительных структур и органов власти.
Видимо, решение президента было принято под впечатлением слов, сказанных Холманских во время «прямой линии» в декабре 2011, вскоре после перепугавшей Кремль многотысячной протестной акции на Болотной площади в Москве. Слов, которые на глазах у всей страны вмиг легли Путину бальзамом на душу и прославили уральца на всю страну: «Мы очень дорожим этой стабильностью. Мы не хотим возврата назад. Я хочу сказать про эти митинги. Если наша милиция, или, как сейчас она называется, полиция, не умеет работать, не может справиться, то мы с мужиками готовы сами выйти и отстоять свою стабильность, но, разумеется, в рамках закона».
Теперь Холманских будет влиять на работу «милиции-полиции» уже совершенно официально — с высоты поста, наделенного немалыми полномочиями. Председатель партии «Справедливая Россия», вице-спикер Госдумы Николай Левичев в интервью «Интерфаксу» весьма ехидно отреагировал на эту новость: «Самая большая интрига — кого теперь назначат на вакантную должность начальника цеха. Я не удивлюсь, если это будет один из бывших губернаторов, ведь по большому счету общественно полезная значимость этих должностей равновелика».
Мы обратились к уральскому политологу Фёдору Крашенинникову, чтобы узнать, как на месте относятся к весьма вероятному теперь назначению Холманских полпредом.
— Это сообщение сначала восприняли как шутку. А потом сильно удивились. Очень странное назначение. Из него следует два вывода. Первое — это сильная «инфляция» полпредства в регионе. Совершенно понятно, что Холманских — не тот человек, который способен руководить чем-то большим и политическим. Он изначально был «человек-проект», выдвинутый пиарщиками «Уралвагонзавода». Директор завода его предложил Путину в качестве «гласа низов». Холманских на этом и раскрутился. Ничего, кроме как кричать на митингах и позировать перед камерами, он в политике делать не умеет. И ничем больше не известен. В публичных дискуссиях быстро теряется и не производит впечатления человека, способного самостоятельно думать и что-то формулировать. У меня только одна аналогия — подпоручик Киже.
«СП»: — Что вы ждёте от его назначения?
— Ничего. Это назначение наводит на мысль, что институт полпредства будет в ближайшее время ликвидирован. Возможно, Холманских переведут на какую-то другую должность через небольшое время. Суть манёвра центральной власти пока до конца не ясна. В любом случае отказываюсь рассматривать Холманских, как мощную в перспективе аппаратную фигуру, которая что-то будет решать. Я не верю, что он на полном серьёзе будет командовать силовиками, губернаторами, чиновниками…
«СП»: — Может быть, как «человек от станка», он сможет выполнить завет Путина и что-то хорошее сделает для рабочего класса на Урале?
— Начнём с того, что институт полпредства — довольно бессмысленный институт. У нас сменилось уже несколько полпредов. Все эти люди никакого отношения к реальной жизни не имели. У них нет механизмов влияния на реальную жизнь. Полпред Евгений Куйвашев у нас в Екатеринбурге жил в огромной резиденции в центре города. Его охраняли, возили на «мерседесе», у него был большой чиновничий аппарат. Но для чего всё это содержалось — непонятно. Неужели только для того, чтобы время от времени проводить совещания с министрами и силовиками? Каким образом Холманских, собрав силовиков со всего Уральского федерального округа, сможет улучшить жизнь трудящихся, я не очень понимаю.
Кроме того, рассказы о том, что Холманских простой рабочий парень — это тоже изобретение пропаганды. Никакой он не трудяга от станка. Он начальник сборочного цеха на государственном оборонном заводе. Де-факто — госслужащий. Проверенный-перепроверенный, свой в доску для власть предержащих.
— Масштаб раскрученного беспредметного патриотического звона в России вызывает подозрение, что власть собирается под его прикрытием в очередной раз сдать национальные интересы страны, — говорит политолог Юрий Болдырев. — Мне кажется, назначение Холманских — очередное событие для отвода глаз. Интересно, как этот полпред из рабочих сможет объяснить своим сотоварищам по цеху, по заводу актуальность, необходимость, целесообразность, непредательский характер вступления России в ВТО на невыгодных условиях? Как он объяснит базу НАТО в Ульяновске или госкорпорацию по отчленению Сибири и Дальнего Востока с правом облегчённого изъятия земель у населения?
— Всё очень просто. Путин во время избирательной компании обещал опираться на «Народный фронт». Вот он и выполняет обещания, — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
«СП»: — Не натворит ли «простой человек» чего-то не того на столь высоком посту?
— Не боги горшки обжигают. У нас прапорщик Крыленко был Верховным главнокомандующим Красной Армии. Прецеденты есть. В данном случае история не критичная. Губернаторы в УФО все вменяемые. Наперекосяк ничего не пойдёт. Так что, глядишь, Холмских через 12 лет ещё президентом России выберут.