В пятницу главный прокурор Москвы Сергей Куденеев сообщил о том, что каждое второе изнасилование и каждый третий разбой и грабеж в столице совершают иностранные мигранты.
Кроме того, приезжие виновны в каждом пятом убийстве, произошедшем в Москве. Именно противозаконные действия мигрантов, по мнению Сергея Куденеева, привели к росту уровня преступности в 2012 году. Например, краж стало больше на 7,2 процента, число особо тяжких преступлений увеличилось на 11,4 процента, тяжких — на 5,6 процентов. Число правонарушений, совершённых участниками организованных группировок подскочило аж на 37,6 процентов.
Двумя днями ранее начальник Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу Андрей Лавренко заявил, что в минувшем году количество преступлений, совершённых мигрантами в городе на Неве, выросло на четверть. Здесь на счету приезжих — каждое третье изнасилование. Они совершают каждое шестое убийство. Особо опасны, по мнению Лавренко, преступные группировки, созданные по этническому принципу. На их счету более двух третей заказных убийств.
В целом ситуация проглядывает довольно отчётливо: крупные города, где больше всего иностранных мигрантов, становятся всё более опасными для жизни. Это начинают признавать даже сами чиновники. Похоже, закрывать глаза на проблему и пытаться скрыть её от россиян, как это было ещё несколько лет назад, они уже не могут. Характерно, что 31 января началась масштабная общественная кампания под названием «Стоп миграция! За визовый режим!», организованная партией «Новая сила». Её цель — сбор подписей за введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья. Лидер партии «Новая сила» Валерий Соловей приводит ещё более впечатляющие цифры о преступлениях мигрантов в России. Так, по его данным, на совести приезжих 70 процентов всех изнасилований. Именно выходцы из Средней Азии сделали нашу страну главным потребителем афганского героина. Кроме того, они вывозят из России около 20 миллиардов долларов в год. Это значит, что каждая российская семья теряет ежегодно 20 тысяч рублей из своего бюджета.
Ясно, что запускать дальше проблему незаконной миграции — значит обрекать страну на огромные социальные катаклизмы. Эксперты СП рассуждают о возможных путях выхода из сложившейся ситуации.
— Наконец-то проблему стали признавать официальные лица, — говорит экс-депутат Госдумы, генерал-лейтенант полиции Александр Гуров. — Раньше информацию о числе преступлений, совершённых мигрантами, старались отсекать от СМИ, не предавать широкой огласке.
Все эти годы нас уверяли, что преступность национальности не имеет. Так вот, законы криминологии говорят об обратном. Каждый этнос имеет свои особенности, в том числе и по числу людей, склонных к преступлениям. Это зависит от образа жизни, истории и многих других факторов.
Писатель Михаил Веллер писал правильно: любой народ должен гордиться своими героями и стыдиться своих преступников.
Мне не раз жаловались, в том числе журналистки, что не дают возможности сказать, люди каких национальностей совершали изнасилования.
Я считаю, что замалчивать проблему этнопреступности — неправильно. Нужна объективная оценка, адекватный подход к ней. Вместо этого определённые круги в нашем обществе делают их мигрантов страдальцев.
Несколько лет назад, когда стали учащаться преступления против мигрантов, поднялся вой среди наших правозащитников. И я, работая в Госдуме, проводил расследование. 57 тысяч преступлений совершили незаконные мигранты в России. А в отношении их преступлений совершали в три раза меньше. И возникает вопрос — кто же кого притесняет?
Кроме того, есть одна интересная деталь. Несколько лет назад мы получили ноту протеста от Киргизии. За короткое промежуток времени в России было убито около десятка граждан этой страны. В составе специальной комиссии Госдумы я разбирался с этой проблемой. И оказалось, что большинство погибших были убиты либо самими киргизами, либо узбеками. Какое отношение к этому имеют русские? При том, что сами посольства среднеазиатских республик не работают со своими гражданами. Мигранты в посольства не ходят, потому что там из них постоянно вытягивают деньги.
Надо понимать, что ситуация при сохранении нынешних реалий будет только ухудшаться. В Средней Азии люди живут в нищете и они всё больше будут стремиться попасть в Россию. Они здесь нередко за день зарабатывают столько, сколько у себя на родине за месяц. Таджики высылают в среднем 5−10 тысяч долларов за сезон работы на родину. Россия — это Клондайк для них.
«СП»: — В чём причина такого резкого роста организованной преступности в Москве?
— К этому тоже имеют отношение иностранцы. Ещё десять лет назад они готовы были работать за «сколько дашь», и вели себя относительно мирно. Но в последнее время набирает обороты нехорошая тенденция — это должно было случится рано или поздно- мигранты стали стихийно организовываться на нашей территории. В том числе — и в весьма серьёзные преступные группировки. Ситуация становится неуправляемой. У них в России появились свои курбаши, которым они неформально подчиняются. Случись завтра какой-нибудь громкий конфликт, сотни тысяч мигрантов могут за пару часов собраться, чтобы митинговать или даже громить наши улицы. Ситуация будет куда хлеще, чем во Франции несколько лет назад.
«СП»: — На ваш взгляд, что можно сделать, чтобы до этого не дошло?
— Чиновники изначально не хотели понимать, что Россия всё-таки богаче страна, чем другие бывшие республики СССР. Сюда в любом случае будет стремиться множество жителей СНГ. А у нас такие законы, что мигрантам очень легко уходить от ответственности. В последнее время их ещё больше смягчили. Мигранты могут месяцами жить в России на вполне законных основаниях. Они хорошо знают нашу систему, знают, что паспорт при себе носить не надо, чтобы не отняли. Знают и то, что полиция заберёт, и быстро отпустит, потому что спецприёмников для мигрантов очень мало. А на депортацию надо тратить тысячу долларов — таких денег у государства нет.
Нужно менять законодательство в этом вопросе, разрабатывать миграционную стратегию. Пусть отрабатывают свою депортацию, работают на принудительных работах в случае нарушения правил пребывания в России.
И надо возрождать подразделения по борьбе с организованной международной преступностью. Ведь в России уже около 150 преступных этногруппировок. Это не только выходцы из стран СНГ, но и китайцы, афганцы, вьетнамцы. Кого тут только нет!
— Имеет место оторванность руководства страны от той жизни, которой мы все живём, — говорит глава национального наблюдательного совета движения «Русские» Александр Белов. — Высокопоставленные чиновники не ездят в метро и не ходят по улицам без охраны. В их представлениях Российская Федерация — это что-то вроде СССР. Однако на самом деле всё давно уже не так. В Россию приезжают не бывшие советские граждане, а те, кто никогда не жил в Советском Союзе и воспринимает нашу страну, как чужую. Приезжают мигранты, как правило, не туда, где они нужны, а туда, где есть деньги. Многие из них, не найдя работы, так как плохо знают язык, не имеют профессии, сбиваются в банды, совершают преступления. Эта ситуация не меняется уже 10 лет, чем и вызван устойчивый рост негативного отношения к мигрантам. Изменить это достаточно легко — надо просто ввести визовый режим с республиками Средней Азии. Потенциального мигранта ещё в его стране работники российского консульства должны спрашивать, есть ли у него деньги на проживание в России, где он собирается работать и так далее.
К сожалению, российское правительство ради так называемых внешнеполитических интересов, поступается интересами обычных граждан России.
«СП»: — Как известно, Россия не исключение — в европейских странах тоже есть проблемы с мигрантами. Как там решается этот вопрос?
— В разных европейских странах применяются разные подходы. Но при этом практически везде существует визовый режим. В ЕС на работу без визы не въедешь. Это своего рода минимальный антимиграционный барьер, который действует в том числе в отношении бывших колоний. Если бы европейцы его сняли, ситуация была бы куда хуже. Да, проблема мигрантов в Европе тоже стоит остро. И поэтому даже в традиционно толерантных странах, таких, как Швейцария, правые партии становятся всё популярнее. Сейчас в парламенте Швейцарии 50 процентов мандатов принадлежит представителям Народной партии, которая свою предвыборную компанию строила на антимигрантской риторике. Причина та же, что и у нас — в тех кварталах, где поселяются выходцы из азиатских и африканских стран, преступность начинает расти, как на дрожжах.
«СП»: — Введение виз может испортить отношения с нашими ближайшими соседями?
— Отношения давно испорчены. Диктаторы Средней Азии ведут себя крайне нагло, вымогая у России деньги и направляя сюда значительную часть активного населения, чтобы избавиться от социальной и политической напряжённости в своих странах. Россия, по мнению наших правителей, имеет особые интересы в Средней Азии. Да, они есть, в частности, в сфере борьбы с терроризмом. Терять контроль над этой территорией опасно. Но проблема в том, что Россия поддерживает диктаторов, имеет дело с теми, кто там правит со времён СССР. Нужен курс на построение демократических государств в Средней Азии. Ведь многие люди бегут оттуда, потому что невозможно строить карьеру, вести бизнес — всё схвачено и обложено данью. Родственники и ближайшее окружение среднеазиатских диктаторов практически монополизировали экономики этих стран.
«СП»: — Вы думаете в среднеазиатских государствах народы дозрели до демократического общества?
— Я много общаюсь с гражданами этих республик и думаю, что вполне себе дозрели. Диктаторские режимы создают иллюзию, что ничего демократического там построить невозможно. Это не так. России просто надо делать ставку на людей новой волны, кто получил образование в России, в Европе. Наши руководители наивно полагают, что если они будут делать ставку на людей, которые прошли через систему ещё советского КГБ, они получат в Средней Азии надёжных союзников. Это не так. Постсоветские диктаторы продают свои народы всем, кто даст им возможность править до бесконечности и передать власть наследникам. Практически вся оппозиция ликвидирована там физически.
Фото: Илья Питалев/РИА Новости