Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
21 июня 2013 17:14

Горе побеждённых

Немцы не прочь переложить часть вины за Холокост на поляков

6658

На днях в Польше на канале TVP был показан германский трехсерийный телевизионный фильм «Наши матери, наши отцы». Как сообщает ИА REGNUM, 18 июня главная польская оппозиционная партия «Право и справедливость» (PiS) потребовала отставки директора канала TVP Юлиуша Брауна. Претензии поляков стали известны ещё несколько месяцев назад, когда фильм впервые был показан в Германии. В нём, по мнению недовольных, солдаты польской повстанческой Армии Крайовой (АК) изображены в едва ли не бóлее рьяными антисемитами, чем сами немцы. Из заявления продюсера фильма немца Нико Хофманна о том, что герои сериала, как и большинство немцев времен Третьего рейха, «наивные и морально безупречные» молодые люди, были вынуждены под давлением властей и обстоятельств принимать участие в злодеяниях нацистского режима, польские эксперты уже сделали вывод, что фильм является очевидной попыткой немцев разделить с другими вину за содеянное во время II Мировой войны.

— Вне всякого сомнения — уничтожение евреев, Холокост запланированно и последовательно проводились фашисткой Германией. — Рассуждает историк, генеральный директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. — Сегодня этого никто этого не отрицает, включая немецкую сторону. Но при этом надо иметь в виду, что, помимо нацистской Германии, существовали сотрудничавшие с ней политически субъектные структуры, которые располагали своими планами решения «еврейского вопроса», так же как и других национальных вопросов. И планы эти они последовательно реализовывали. Прежде всего, речь о радикальной организации украинских националистов (ОУН), связанной с фашистскими спецслужбами, и Фронте литовских активистов (LAF).

Эти две организации, вне всякого сомнения, были антисемитскими. Они планировали антиеврейские акции во время «восстаний» в первые дни Великой отечественной войны (кстати, они были заранее осведомлены немецкими спецслужбами о готовящемся нападении на СССР). На территории, оккупированной фашисткой Германией, они активно реализовывали свои планы в отношении евреев. Причём карательные акции в отношении последних поначалу проводились даже без участия немцев. Впоследствии немцы «доверили» украинским и литовским националистам самую грязную и кровавую работу в ходе карательных акций. Поэтому в отношении этих организаций можно говорить, что они несут совместную с нацистами ответственность за уничтожение евреев в Европе.

Что касается польской Армии Крайовой, то, насколько мне известно, сформулированной антисемитской идеологией, какими-то конкретными планами в отношении евреев она не обладала. Да, градус антисемитизма в 40-е годы 20-го века в польском обществе был достаточно высок. Как и почти в каждой, оккупированной фашисткой Германией стране, к сожалению, среди поляков находились те, кто участвовал в погромах и расстрелах евреев. Однако говорить об ответственности поляков за проведение в жизнь Холокоста нельзя. Всё это происходило стихийно, без какой-либо идеологической подкладки, и, как правило, провоцировалось нацистами.

«СП»: — Чем можно объяснить, что на оккупированных Германией территориях вообще были сильны антисемитские настроения?

— Это было связано с процессами строительства наций на этих территориях после распада Австро-Венгерской и Российской империй. До этого эти территории были в составе многонациональных государств. А после Первой мировой войны на них начали строиться моноэтнические государства, как в той же Польше. Этого стремились добиться и оуновцы на Украине. Такие процессы вели к мобилизации представителей преобладающих наций против «других». «Другими» становились прежде всего евреи, в том числе и потому, что в 30-е годы Восточная Европа испытала на себе в полной мере последствия тяжелейшего экономического кризиса. При этом вопрос о роли еврейского населения в торговых отношениях становился камнем преткновения. Надо понимать, что антисемитские настроения в Европе возникли задолго до войны. Однако далеко не во всех странах находились политические организации, которые эти настроения пытались использовать в своих целях. И в случае с Польшей надо признать, что никаких документально подтверждённых планов по уничтожению евреев там не существовало.

«СП»: — Можно ли говорить о том, что фильм «Наши матери, наши отцы» свидетельствует о попытке немцев разделить вину за Холокост с другими народами Европы?

— Я смотрел этот фильм и не могу сказать, что в нём каким-то кардинальным образом изменяется подход к вопросу ответственности нацистов за преступления перед человечностью. На мой взгляд, это довольно выдержанный фильм и по сравнению с тем, что снимается у нас (взять хотя бы «Четыре дня в мае» или «Штрафбат»), то он просто великолепен с точки зрения подходов к освещению исторических событий, их художественному осмыслению. У нас всё гораздо хуже.

«СП»: — Однако наиболее одиозный «наш» фильм «Четыре дня в мае» был снят как раз на немецкие деньги…

— Да, это одиозный фильм. Как я понимаю, не столько немецкая сторона виновата в таком очернении образа советских воинов, сколько сыграло роль желание тех, кто участвовал в подготовке этого фильма с российской стороны, сделать приятное своим зарубежным партнёрам. Вне всякого сомнения, этот фильм не относится к попытке художественно осмыслить события Второй мировой войны. Это своего рода рекламный ролик.

В целом же в немецком обществе сохраняется понимание того, что преступления нацизма не имеют срока давности. Да, современные историки сегодня более детально изучают преступления не только немецких нацистов, но и сотрудничавших с ними организаций. Но из этого не следует, что отношение к преступлениям фашистов становится более комплиментарным.

— Фашистская Германия, как известно, проводила жёсткую расистскую политику, направленную на уничтожение евреев. Отрицать это — глупо. — Говорит политолог, главный редактор журнала «Русский обозреватель» Егор Холмогоров. — Но точно так же хорошо известно, что антисемитские настроения были сильны и в Польше, причём далеко не только в средине 20-века. Во время войны они лишь усилились. Поляки активно участвовали в уничтожении евреев. И даже после окончания войны в отношении евреев было совершено немало преступлений, в результате чего именно евреи-беженцы из Польши составили значительную часть первоначального населения воссозданного Израиля. При этом антисемитизм немцев никак не снимает вину с поляков и наоборот. Другое дело, что Германия до сих пор находится в положении страны проигравшей во Второй мировой войне и с неё особый спрос. Польша же с одной стороны была жертвой немецкой оккупации, а с другой — входила в число итоговых победителей. Поэтому у неё значительно лучшие позиции для того, чтобы обсуждение своей вины перед евреями всячески заминать. Но, по сути, это два разных антисемитизма, две разных антисемитских идеологии, которые действовали в одном и том же месте, в одно и то же время. Результатом стало практически полное исчезновение еврейского населения в Польше.

«СП»: — Можно ли сказать, что на оккупированных территориях немецкий фашизм был своего рода катализатором для антисемитских настроений?

— Несомненно. Вообще, немцы в ходе своих захватнических действий спровоцировали очень много региональных конфликтов. Причём не только в отношении евреев. Можно вспомнить Волынскую резню, когда украинские националисты массово вырезали поляков. Те события вполне могут быть приравнены к геноциду польского населения. Везде, где предоставлялась возможность уничтожить этнические меньшинства, если это было выгодно немцам, они пытались разбередить застарелые этнические обиды. Сегодня, по понятным причинам, об этом не любят вспоминать.

«СП»: — Можно ли ожидать, что немцы уже в ближайшее время попытаются снять с себя часть вины за то, что произошло в годы Второй мировой войны?

— От немцев давно ожидают, что это произойдёт. Хотя бы потому, что та формула вины, которую им навязывали последние 7 десятилетий, была, на мой взгляд, чрезмерной и в чём-то абсурдной. Она решала внутриполитические проблемы, которые имели место в самой Германии. В результате этого навязывания чувства вины была установлена диктатура так называемых левых интеллектуалов Франкфуртской школы Германии. Грубо говоря, они рассуждали по такой формуле: если Германия виновата в развязывании Второй мировой войны и Холокосте, значит, в Берлине должны проходить многотысячные гей-парады. Хотя никакой видимой логической связи между этими вещами нет. Понятно, что немцы будут стремиться от этого избавиться. Важно, чтобы они не выплеснули вместе с водой ребёнка. То есть сбрасывая «чрезмерную вину», не забывали, что их страна была агрессором, нарушавшим международное право. Не забывали и то, что их вина перед русскими едва ли не большая, чем перед евреями. Важно, чтобы они, избавляясь от груза вины, не перегнули палку в другую сторону. А это запросто может произойти через эксплуатацию мифов о миллионах изнасилованных немок или о зверствах советских солдат на территории Германии.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня