Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика
18 июля 2013 20:00

Оборванная НИТКА

Россия вложила миллиарды в строительство аэродрома для палубных летчиков под Ейском, чтобы не зависеть от Киева

11356

В канун Дня авиации ВМФ флотские летчики получили долгожданный подарок. В Ейске (Краснодарский край) два истребителя МиГ-29К (КУБ) совершили первые полеты, имитирующие заход на посадку на строящийся в этих краях авиационный тренажер НИТКА (Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) Центра боевого применения морской авиации. По сути — огромный аэродром на крутом берегу Азовского моря, с летным полем в виде корабельной палубы с трамплином и аэрофинишерами, а также двумя взлетно-посадочными полосами длиной в 2,5 километра каждая, способными принимать любые типы воздушных судов.

Все здесь выглядит точно так же, как на единственном российском авианосце «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Потому что и предназначена НИТКА исключительно для отработки навыков летчиков 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка, базирующегося в заполярном Североморске. Но только — пока авианосец в базе. Перед выходом в океан полк «садится» на палубу «Адмирала Кузнецова» и становится его главным оружием. Полк сейчас перевооружается со старых и снятых с производства тяжелых палубных истребителей Су-33 на более легкие МиГи. Поэтому новый аэродром выстроен прежде всего под них.

Как сообщили в штабе Южного военного округа, главной целью вторничных полетов стала проверка уже смонтированного свето-технического оборудования тренажера. В частности, комплексов «Сатурн», «Луна-37» и МТК-201.

Сооружение Центра боевого применения морской авиации в Ейске началось в 2010 году и ведется ударными темпами. Стоимость строительства только первой очереди нового аэродрома - больше 2 миллиардов рублей. Вторая очередь обойдется втрое дороже. Потому что предстоит построить еще и тренажер для корабельных вертолетчиков. Он будет представлять собою специальную платформу, которую установят на якорях в море. Платформа по размерам — точь-в-точь кормовая часть палубы крейсера или эсминца. Она будет способна имитировать качку, поэтому садиться на нее пилотам вертолетов придется точно так же, как в штормовом море.

По словам главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова, первых палубных летчиков-истребителей российская НИТКА готова будет принять в начале 2014 года. И тогда — большой привет Украине. Потому что почти такая же, пусть и не столь современная НИТКА, еще в начале 80-х годов прошлого века построена на аэродроме Новонефедовка под крымским городом Саки.

После распада СССР вместе с солнечным полуостровом та НИТКА оказалась в ведении Киева. А поскольку обзавестись авианосцами и палубными истребителями украинским адмиралам не светит даже в сладких снах, тренажер они принялись сдавать в аренду нашим летчикам. Однако то, как это делалось полтора десятилетия, иначе как вульгарным государственным жлобством назвать сложно. Нечаянно свалившееся на голову счастье под Саками Киев пытался доить, как те газопроводы.

До 1994 года в Новонефедовке не происходило ровным счетом ничего. Только ломали через колено служивших на аэродроме офицеров и прапорщиков, заставляя принимать новую присягу. Не пожелавших — гнали со службы взашей. «Адмирал Кузнецов», едва успевший в 1991 году ушмыгнуть из Севастополя в Заполярье от «незалежной власти», тихо ржавел без дела на рейде Североморска. Его летчики теряли последние навыки взлета и посадки с палубы.

Но близилось 300-летие Российского флота, в Москве хотели отметить его с помпой. Как? Придумали: срочно реанимировать «Кузнецова» и отправить его вокруг Европы в Средиземное море. Чтобы, дескать, показать: Россия встает с колен.

А какой авианосец без самолетов? Тогда и вспомнили про оказавшуюся на Украине НИТКУ. Отправили в Киев гонцов на переговоры. В феврале 1997 года родилось межправительственное соглашение «Об использовании полигона взлётно-посадочных систем «НИТКА».

Нам и нужен-то этот тренажер был всего на 1,5−2 месяца ежегодно. Именно за столько 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк мог вдоволь налетаться в крымском небе и вернуться в родное Заполярье.

С твердой валютой в Минобороны РФ тоже было плоховато, поэтому расплачиваться за аренду предложили документацией, запчастями, агрегатами и комплектующими к украинским истребителям Су-27 на общую сумму примерно 500 тысяч долларов в год. Тем самым решалась и важная для соседей проблема. Их «сушки» давно нуждались в ремонте и тоже в подавляющем большинстве тихо гнили на стоянках. Поэтому Киев думал недолго.

Казалось бы: все устроилось к взаимному удовольствию. «Адмирал Кузнецов», пусть и не без приключений, но на боевую службу в Средиземное море все же впервые выбрался в 1998 году. Его летчики начали худо-бедно летать. Украина сумела вернуть в строй сколько-то своих боевых машин. Все хорошо? Не тут-то было.

В Киеве решили, что сумели дотянуться до еще одной больной мозоли «клятой» Москвы и попытались сделать Новонефедовку козырем на бесконечных «газовых» переговорах: «А вот возьмем и отдадим НИТКУ под Саками кому-нибудь еще»… В азарте пригласили на аэродром даже американцев. В июле 1998 года в Новонефедовку прибыла делегация ВМС США во главе с помощником командира по научным исследованиям и инженерии Центра воздушных боевых действий контр — адмиралом Джозефом В. Дайэром. Понятно, что никаких иных целей, кроме разведывательных, заокеанская делегация иметь просто не могла. Поскольку в штате Нью-Джерси у них отлично работает подобный же центр «Лейкхерст».

Тогда в Киеве обратили взоры на Восток. В Китае как раз размышляли, как превратить в полноценный авианосец купленного у Украины же по цене металлолома «Варяга» — недостроенного на николаевских верфях собрата «Адмирала Кузнецова». Стало быть, и Пекину нужны были свои палубные летчики. Посланцы Понебесной тоже побывали в Новонефедовке. Поговаривают — не впустую. Во всяком случае, построенный через несколько лет на полигоне в городе Ухань тренажер для их палубных летчиков подозрительно напоминает новонефедовскую НИТКУ. Кстати, первый китайский палубный истребитель J-15, по словам специалистов, тоже подозрительно смахивает на российский Су-33, закупленный Пекином несколько лет тому назад у той же Украины. А из уведенного из Николаева «Варяга» китайцы все же сделали авианосец «Ляонин» и уже вывели его в океан.

В 2003 году небо над Крымом для 279-го авиаполка Киев закрыл безо всяких предупреждений, когда 20 российских пилотов под Североморском уже сидели в кабинах своих истребителей. Повод: что-то кто-то кому-то недоплатил.

Потом из украинской столицы было сказано, что полумиллиона долларов — маловато будет. Сговорились стоимость аренды поднять в полтора раза.

А тут как раз в августе 2008 года подоспела скоротечная война России с Грузией. Киев, где тогда правил президент Виктор Ющенко, никогда и не скрывал своих симпатий к инициатору того кровопролития Михаилу Саакашкили. Москву решено было показательно наказать за поверженного союзника. Возможностей оказалось немного. Запрет российским летчикам использовать тренажер в Крыму - одна из них.

9 августа 2008 года МИД Украины заявил о нецелесообразности дальнейших тренировок российских летчиков на тренажере в Крыму. Серия полетов 279-го авиаполка, запланированная на сентябрь того же года была сорвана. И до 2010 года НИТКА зарастала бурьяном.

Вот тогда-то терпение Москвы лопнуло окончательно. В августе 2010-го прежний главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил о начале строительства аналога НИТКА на территории РФ в Ейске. В феврале 2011 года Минобороны России приступил к формированию в этом городе Центра боевого применения морской авиации.

Судя по всему, в Киеве в серьезность таких намерений не поверили. Более того — цену аренды своей НИТКА уже в 2013 году увеличили с с 700 тыс. долларов до 2 млн.долларов. То есть тогда, когда в ставшую негостеприимной Новонефедовку лететь из Североморска и даром никто не собирался. При этом в Киеве еще и объявили, что, дескать, идут успешные переговоры с Россией о продолжении «взаимовыгодного сотрудничества» в Новонефедовке и после 2014 года. А тем временем «Спецстрой» Минобороны России ударно рыл землю под Ейском.

Спустя три года после начала этой работы аэродром на побережье Азовского моря почти готов. Только кто от этого выиграл? Украина, которая перестала получать даже запчасти для своих ВВС? Россия? Ее миллиарды, вбуханные под Ейском, тоже можно было бы истратить иначе. Но для этого отношения между Киевом и Москвой не должны болтаться на столь суровой нитке.

Да, а что теперь будет с тем украинским тренажером, что остался под Саками? К гадалке не ходи — пойдет на металлолом. Больше никому он точно не нужен.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня