Кампания по избранию московского мэра набирает обороты. В столице появились первые билборды Михаила Дегтярева (ЛДПР). Иван Мельников (КПРФ) устроил велопрогулку, а Алексей Навальный (РПР—ПАРНАС) будет встречаться с москвичами у метро.
Между тем сегодня стало очевидным: кампания породила в руководстве страны глубокие противоречия по поводу избирательной тактики в Москве, и эти противоречия не устранены до сих пор. Интрига с участием в выборах Алексея Навального («Свободная пресса» рассказывала об этом на минувшей неделе) спутала карты всем главным игрокам. По словам собеседников «Ведомостей», сначала несколько человек из ближнего круга президента Владимира Путина выступили против досрочного выдвижения Собянина, поскольку избранный мэр Москвы — слишком сильный претендент на пост премьера и на роль преемника. Но Собянин уперся. Тогда Кремль — в лице первого замруководителя администрации Вячеслава Володина — сделал следующий ход и настоял на участии в выборах Навального.
Так это или нет, базовый сценарий — тихие выборы — больше не актуален. Навальный добавил кампании не только легитимности, но и обеспечил рост явки и увеличение числа наблюдателей. В результате, власть попала в сложную ситуацию, разруливание которой привычными методами — вроде вброса бюллетеней — чревато непредсказуемыми последствиями.
Пока, если верить телефонному опросу Comcon, подавляющее большинство москвичей — 76,2% - готово проголосовать за Собянина. На втором месте идет Навальный — 14,4%. За Сергея Митрохина («Яблоко») проголосовало бы 4,1%, за Ивана Мельникова (КПРФ) — 2%, у эсера Николая Левичева голосов набралось менее статпогрешности. Но эксперты уверены: к 8 сентября картина может кардинально изменится.
Что нас ждет на выборах московского мэра и как они повлияют на политическую обстановку в России?
— Изначально сценарий команды Собянина выглядел так: объявляем досрочные выборы, по-тихому начинаем избирательную кампанию, Навального и других более-менее опасных кандидатов убираем на этапе сбора муниципальных подписей, и избираемся с результатом 60−70%, — говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — После этого спокойно и эффективно имеем возможность пересидеть и президентские выборы, а если что — попробовать перепрыгнуть в премьерское кресло или в президентское.
Но этот план вскоре скорректировали из Кремля. Мол, ребята, давайте вы Навального зарегистрируете, чтобы не было вопросов к легитимности. Он маргинал — дайте ему собрать подписи — и пусть себе идет на выборы. Ну, коли просят из Кремля — подписи Навальному в мэрии организовали.
Следующий сценарий собянинской команды был таким: мы ведем кампанию, никуда этого Навального не пускаем, а будем тащить Митрохина, и покажем, что Навальный — ха-ха — даже на третье место не вышел. Этот второй сценарий был уже кризисным, уже некомфортным для собянинской команды, которая любит, чтобы все было без шума и пыли.
И тут неожиданно происходит задержание Навального, когда он сдает документы. В тот же день его освободили. Вдруг получается, что Навальный выходит на роль главного оппонента Собянина. И если изначально сценарий кампании строился по схеме «Собянин и все остальные», теперь он выглядит как «Собянин против Навального» или даже хуже — «Навальный против власти». Это еще более неприятная ситуация, но и она получает продолжение.
Навальному дают срок, организовывают возмущение в Москве, а потом отпускают. Лодку раскачивают дальше — говорят, что якобы Ярославский вокзал, куда должен прибыть Навальный из Кирова, заминирован, в него не пускают людей, потом пускают, потом к ним выходит Навальный в сопровождении ОМОНа. И уже получается, что у Собянина — проблемная кампания, в которой достаточно велика вероятность второго тура.
Судите сами. Навальный собирает голоса либеральных протестников, плюс голоса умеренных хипстеров, которые бы могли проголосовать за Собянина. К тому же сейчас началась новая кампания против Навального — его обвиняют в национализме. Это, соответственно, может добавить ему и голоса националистов.
Иван Мельников — кандидат от коммунистов — никак не упадет ниже 10%. Плюс на начало сентября намечено голосование в парламенте по недоверию к правительству, инициированное КПРФ. Это значит, у Мельникова очень хорошие шансы, чтобы подрасти.
Реально, Навальный может выйти на 25%, а коммунисты собрать 15%. Плюс явка на выборах явно вырастет. И возникает вопрос: как Собянин попытается выйти этой из ситуации?
Ему придется запускать лужковские технологии — но сделать это проблематично. На московских выборах будет много наблюдателей. Если даже не будет фальсификаций, наблюдатели их найдут, а если будут — найдут тем более. В общем, у Собянина впереди крайне некомфортная кампания с заранее подмоченной легитимностью. Интересантов такого результата достаточно много — это подавляющая часть путинского политбюро, которое не заинтересовано, чтобы Собянин чрезмерно усилился.
«СП»: — Навальный на этой кампании сильно поднимется?
— Несомненно. Он уже вышел из разряда маргиналов.
«СП»: — Два слова о перспективах Собянина: его победа будет пирровой?
— Думаю, да. Представьте — весь август Навальный будет троллить его вызовом на дебаты. Ни на какие дебаты с Навальным Собянин, конечно, не пойдет. Сергей Семенович — опытный аппаратный политик, его стихия — переговоры с бизнес-группами. Публичная политика, тем более, когда бросают прямой вызов — ситуация для него совершенно некомфортная. А как раз в это поле его будут выводить.
Понятно, его штаб сейчас пытается делать из Собянина лучшего друга хипстеров, либерала, который якобы просил, чтобы Навального отпустили. Но если действительно кто-то из команды Собянана такое заявил — он подводит своего шефа под срок. По сути, этот кто-то признался, что врио мэра Москвы давил на правоохранительные органы.
Должен сказать, Собянин уже понес серьезные репутационные потери. Первый раз — когда заявлял, что досрочных выборов не будет, а потом их объявил. Потом члены его команды говорили много мелкой ненужной неправды — например, что Собянин пойдет на дебаты. А сейчас Собянин несет репутационные потери от противостояния с Навальным.
«СП»: — Эта кампания может встряхнуть Москву, стать катализатором нового витка протеста?
— Протест она точно взбодрит. Если Навальный займет второе или даже третье место на выборах мэра Москвы, а потом окажется в заключении — оппозиция получит в его лице знамя, причем гораздо более органичное, чем Ходорковский.
— На выборах мэра Москвы власть пытается повторить сценарий 1987 года, — убежден секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. — Тогда, напомню, сначала организовали октябрьский пленум ЦК КПСС, после которого выгнали Бориса Ельцина с поста первого секретаря Московского горкома, а спустя время практически единогласно избрали его народным депутатом СССР от Москвы (Ельцин получил на этих выборах 91,53% голосов москвичей, при явке почти 90%, — «СП»). Эта же ситуация сегодня повторяется с Навальным. Через сутки его — осужденного — освободили. Такое случается только в период революций. В любом случае очевидно — Навальный игрушка в схватке кремлевских кланов, и самостоятельной политической роли не играет.
Сегодня не ясно, как именно пойдет кампания. Понятно одно — Собянин собственной кампанией не управляет. Нас, коммунистов, пытаются спихнуть на обочину, но это не удастся. Что до Навального — не думаю, что он воспринимается гражданами, как мэр Москвы. Скорее, как лидер протеста офисного класса. Пока неясно, останется ли он в игре.
«СП»: — Какая стратегия у коммунистов на этих выборах?
— Наш базовый сценарий — выход во второй тур и консолидация всех протестных сил. Сейчас, когда власть вляпалась в историю с Навальным, дело, скорее всего, дойдет до второго тура. Ведь как получилось? Сначала нам доказывали, что Навальный жулик, провели над ним суд, а наутро Навального отпустили. Власть, прямо скажем, потеряла лицо — а это дорого обходится.
«СП»: — Может ли Навальный выйти во второй тур?
— Сомневаюсь в этом, его ресурс ограничен. Формат второго тура — Собянин против Мельникова.
«СП»: — Есть версия, что Собянин на посту избранного мэра слишком укрепляет свои позиции, и становится кандидатом на роль преемника. Это так?
— Не думаю. Избранный мэр или нет — в нынешней политической системе это ничего не меняет. В условиях президентского авторитаризма избранного мэра можно в любой момент уволить или посадить — точно так же, как и назначенного.
«СП»: — В целом, нас ждут скандальные и громкие выборы в Москве?
— Они уже скандальные и громкие…
— Все силы и московской, и федеральной бюрократии брошены на то, чтобы избирательный фарс выглядел хотя бы немного похожим на выборы, — считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Дошло до того, что выборы в Москве, по сути дела, носят однопартийный характер. Все кандидаты в мэры, допущенные до выборов, поддерживаются одной партией — «Единой Россией». Скажем, у Навального поддержка муниципальными депутатами составляет около 50%, у Мельникова — около 20%, у Собянина — 100%. Во всех случаев, это поддержка не каких-то отдельных муниципальных депутатов-единороссов, это партия власти дала команду поддержать оппонентов.
Навальный освобожден, в значительной степени, чтобы хотя бы кого-то привлечь на эти выборы, чтобы создать видимость политической интриги. В этой ситуации вопрос о политической борьбе просто не стоит. Для меня очевидно, что Собянин победит в первом туре, а Навальному «нарисуют» 10−15%, и он будет на втором месте. Возможно, ему отведут третье место, чтобы показать, что коммунисты все-таки покруче. Но это, повторюсь, не имеет ни малейшего отношения к тому, как действительно будут голосовать граждане.
Фото: Виталий Белоусов/ РИА Новости