Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
13 ноября 2013 17:19

Подковерное восстание премьера

Глава правительства решился на публичную критику президентского законопроекта

20850

Премьер-министр страны публично раскритиковал законодательную инициативу действующего президента. А именно — законопроект, возвращающий силовикам право самостоятельно возбуждать уголовные налоговые дела. Этот документ разработали Следственный комитет и МВД, и после одобрения президентом он был внесён в Госдуму.

Сегодня следователи пока не могут сами возбудить уголовное дело по преступлению в налоговой сфере. Инициатором обязательно выступает Федеральная налоговая служба. Такие поправки были приняты в 2011 году, как раз по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева с целью «либерализации законодательства в отношении предпринимателей».

— Общее количество уголовных дел не может быть показателем эффективности деятельности правоохранительной системы: навозбуждать-то можно все, что угодно, особенно по заказу и за деньги, что очень часто, к сожалению, происходило, когда одна структура с другой борется, — заступился за бизнес-сообщество премьер.

Ранее, в СМИ появились сообщения о том, что Минэкономразвития отправило в правительство письмо с критикой намерений силовиков с помощью президента расширить свои права в отношениях с бизнесом.

В конструктивный диалог Владимира Путина и Дмитрия Медведева, о котором говорят некоторые прокремлевские СМИ, поверить трудно. Вернувшись на свой прежний пост, Путин с завидным постоянством начал «сворачивать» инициативы Медведева. «Демедведизация», по выражению политтехнолога Глеба Павловского, началась с отмены решения о декриминализации клеветы. Продолжилась повышением предельного возраста высокопоставленных чиновников до 70 лет, прекращением финансирования «Сколтеха» госкомпаниями и т. д. Недавно Путин признал ошибкой и реформу Медведева и в сфере уголовного законодательства.

— Скорее всего, эта критика — результат аппаратной нестыковки, — считает политолог Павел Святенков. — Многие законопроекты вносятся от имени президента, потому как он — субъект законодательной инициативы. Вполне возможно, Медведев, высказываясь об этом законопроекте, связывает документ не с личностью президента, а с теми лоббистскими группами, которые, грубо говоря, этот законопроект в Госдуму и протолкнули от имени Путина. Подпись президента под законопроектом не означает, что президент лично в принятии такого документа заинтересован. Думаю, поэтому Медведев и считает возможным критиковать эту законодательную инициативу, несмотря на то, что она формально внесена в Госдуму от имени президента.

Ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский полагает, что говорить о каком-либо серьезном конфликте между Путинным и Медведевым нельзя. Правда, по другой причине.

— Медведев, как политик и человек зарекомендовал себя только с отрицательной стороны. На открытое противостояние Путину у него не хватит воли. И, видимо, перед скорой отставкой он решил изобразить волевой поступок. Топнул ногой. Вот и все.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов полагает, что о противостоянии премьера и президента говорить неуместно.

— Сегодня Медведев — часть команды Путина. По сути, его статус основан на доверии со стороны президента. Конечно, премьер болезненно относится к пересмотру решений, которые он принимал в бытность президентом. Тем более, что либерализация уголовного законодательства, в том числе и в интересах бизнеса, подавалась как одно из основных достижений президента Медведева. Поэтому, скорее всего, здесь речь идет о содержательных разногласиях. Тем более, что в этой теме в модели отношений бизнеса и госструктур было много злоупотреблений как раз со стороны правоприменителей, поэтому законодатель должен быть здесь осторожен вдвойне.

— Медведев неоднократно расходился с Путиным по различным вопросам: это было как во времена его президентства, так и во времена его премьерства, — говорит руководитель проекта «Школа новой власти» Комитета гражданских инициатив Наталия Шавшукова. — И каждый раз какая-либо часть либеральной общественности радовалась и говорила: мол, ну наконец-то у нас появился самостоятельный политик Медведев! Но всякий раз ожидания общественности оказывались обманутыми. Думаю, и в этот раз история повторяется. Налицо очевидный разворот вспять «медведевских» реформ. Если же говорить об их отмене, то чем сворачивать либеральные инициативы в экономике и в сфере смягчения общего климата для бизнеса, лучше бы вернули зимнее время.

По мнению заместителя директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, Медведеву вряд ли нравится и законопроект об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов. Но критиковать этот документ опасно.

— Арбитражные суды у нас самые модернизированные и передовые. Они входят в неформальную сферу влияния Дмитрия Анатольевича. Но это объединение — дело политически важное, редкое и требует внесения поправок в Конституцию. Законопроект по уголовным налоговым делам — инициатива относительно второстепенная, значимая только для предпринимателей. И президент публично ее не комментировал. Понятно, что этот законопроект всячески «продвигает» МВД и СК. Поэтому Медведев, которому слишком много приходится отступать в последнее время, решил заявить о своей позиции. Не думаю, что он хочет конфликта. Просто желает сохранить хотя бы часть собственной идентичности, спасти свое главное достижение за период президентства.

«СП»: — Позиция Медведева и правительства может повлиять на депутатский корпус, который будет рассматривать законопроект?

— Все зависит от президента. Если он скажет: «Ладно, давайте!», то депутаты с удовольствием проголосуют за более либеральную версию закона. Если же Путин займет принципиальную позицию, то депутаты примут документ в его первоначальном виде.

«СП»: — Если Путин признает, что закон нуждается в доработке, в либерализации, то он не поступится своими позициями?

— Его роль во власти столь велика, что президент может позволить себе немного отступить. Тем самым показать: все зависит только от него. Вопрос в том, согласится ли Путин сделать шаг навстречу своему премьеру, пересмотреть хотя бы одну свою инициативу или пойдет на конфликт? Если согласится, то это может продлить работу нынешнего состава правительства. Займет жесткую позицию — Кабмин может уйти в отставку пораньше. Но последнее слово Путиным.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отмечает, что критика президентского законопроекта о возвращении силовикам права самостоятельно возбуждать уголовные налоговые дела — далеко не единственный шаг, когда Медведев выступал против Путина.

— Было это раньше. И достаточно оживленно комментировалось. Особенно после того, как Дмитрий Анатольевич перестал быть президентом. Что касается этого законопроекта, то Минэкономразвития, наверное, да — защищает интересы бизнес-сообщества, выступает его представителем. Но самому Медведеву, насколько я понимаю, экономическое развитие страны глубоко безразлично. Думаю, выступил он по политическим причинам. Это удачный повод показать себя либералом. И главное — либералом в хорошем смысле слова.

Но конструктивный диалог отличается от деструктивного тем, что первый ведется на этапе обсуждения законопроекта. То есть — до внесения документа в Госдуму. В любом случае, все заинтересованные ведомства его визируют. Иначе не бывает. Можно предположить, что внутренний конфликт действительно существует. И правительство отказалось согласовывать документ. Но, думаю, здесь другая ситуация. Сначала правительство документ согласовало, а потом решило заработать себе красивую политическую репутацию. Законопроект не настолько важен, чтобы его Кремль вносил вопреки позиции Белого дома.

Фото: Сергей Гунеев/ РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня