По традиции, в этом году Владимир Путин выступит с посланием Федеральному собранию 12 декабря, в День Конституции. Как пишут СМИ, в своем выступлении, помимо модной сейчас проблемы «духовных скреп», президент уделит большое внимание Основному закону. Путин расскажет о роли Конституции в государстве, об ответственности перед ней руководства страны, чиновников всех рангов, представителей гражданского общества и каждого человека в отдельности.
Также, по информации журналистов, в послании речь пойдет о том, что если и нужно будет менять текст Конституции, то это следует делать очень мягко и осторожно, не трогая основополагающих принципов документа.
Сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект о создании «суперсуда» путем слияния Верховного и Высшего арбитражного судов, который, кстати, предполагает внесение изменений в Конституцию. Но, видимо, эта президентская инициатива относится к категории «мягких поправок». Также непонятно, как с утверждением о «мягкости» правки Основного закона стыкуется тот факт, что до конца года Кремль намерен создать совет по совершенствованию Конституции. Эту информацию уже подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Кстати, в Госдуме депутаты вопрос о создании такого совета уже обсудили. По словам главы комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина, все проекты изменения Основного закона РФ Конституционный совет сможет рассмотреть в лице группы чиновников от 90 (!) человек.
— Этот совет может заняться не только изменением закона, но и проверкой всего российского законодательства на предмет его соответствия Конституции вообще, — говорит член комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Гудков. — У нас масса законов, которые в принципе противоречат Конституции. Например, закон о митингах с его формулировками и штрафами. Конечно, такие неудобные власти законы, вряд дли претерпят изменения. Если сама власть создает некий совет для усовершенствования чего-либо, то это всегда настораживает. Потому как все ее, власти, действия направлены только на увеличение собственных полномочий. И за вроде бы рядовыми формулировками, может скрываться все, что угодно.
Член Координационного совета оппозиции, участник «Партии 5 декабря» Сергей Давидис отмечает, что руководство страны Конституцию изменяет постоянно: она трогала ее тогда, когда изменяла сроки полномочий президента и депутатов Госдумы, трогает ее без всякого смысла и сейчас, объединяя Верховный и Высший арбитражный суды.
— Создается специальный орган по совершенствованию Конституции. Естественно, его цель — не стилистическая правка. Иначе зачем все это затевать?
Вообще в изменении Конституции, на мой взгляд, страшного ничего нет. Сегодня там недостаточно прописан баланс властей, и мы видим — во что превратилось государство, основанное вроде бы на Конституции, но где повсеместно доминирует исполнительная власть. Не приписаны гарантии независимости судов. Но власть будет вносить поправки не для того, чтобы исправить дефекты в законе. Вот, объединение судов — смысл этого новшества абсолютно не ясен и не понятен, все это похоже на активность ради активности. Изменять Конституцию под тактическую задачу — назначить председателем этих объединенных судов Медведева или кого-то там еще, — это абсурд. От таких инициатив не следует ждать ничего хорошего, потому что то, что действительно нуждается в совершенствовании, противоречит интересам нынешней власти.
По мнению доцента кафедры права НИУ МИЭТ, кандидата юридических наук Юрия Слободкина, власть ничего основополагающего в Конституции изменять не будет, потому что это опасно. А цель у создаваемого совета по совершенствованию Конституции — далеко не в «мягких правках» документа.
— В главах первой и второй определены государственный и общественный строй, и по существу заложен фундамент экономического строя. Сюда власть не желает и не будет вносить какие-либо изменения.
Скорее всего, речь идет о нормах третей и восьмой глав, то есть о федеративном устройстве, полномочиях президента, Федерального собрания, правительства, судебной власти и органов местного самоуправления.
На мой взгляд, совет создается для того, чтобы каким-то образом оживить деятельность местного самоуправления. Потому что восьмая глава, где изложены основы и принципы организации и деятельности органов самоуправления, она — мертвая. Но главное — этот Конституционный совет будет отсеивать радикальные предложения, которые могут привести к пересмотру Основного закона по существу.
Что касается осторожных изменений. Разве можно назвать поправки «мягкими», если сегодня корежится судебная власть? Понятно, что суперсудебный орган создается под определенное лицо, всем понятно какое. Хоть премьер и не имеет никакого опыта работы в системе правоохранительных органов, не говоря о судах, ему необходимые 10 лет стажа наскребут: годы работы в команде Собчака, в качестве главы администрации президента, зампредседателя правительства, президента, премьера. А заодно и тишайшего либерала Сергея Степашина, скорее всего, назначат Уполномоченным по правам человека, поскольку у Лукина срок полномочий на этом посту истекает в феврале.
«СП»: — Зачем власти вообще вносить в текст Конституцию какие-либо изменения?
— Поправки в какой-то степени служат для того, чтобы выпустить пар, а также это попытка сделать нынешнюю Конституцию главным идеологическим документом 20-летней эпохи. Вообще в статье 13 есть положение о том, что никакая идеология в России не признается государственной и не является обязательной. И этот маразм прописан в главном законе страны! Во всех государствах — буржуазных или социалистических, Конституция — это всегда документ высшего идеологического порядка. И сегодня у нас всеми силами пытаются поправить это положение: говорят о неких «духовных скрепах», идеологии, в вузах Санкт-Петербурга предлагают ввести ответственных по идеологической работе со студентами. Конституция и должна стать главной объединяющей идей, по мысли властей. Но, на мой взгляд, этого не произойдет. Почему? Вспомним хотя бы обстоятельства ее принятия… Сегодня наследники Бориса Ельцина пытаются придать документу особую значимость. Но попытки эти выглядят неубедительно, если не сказать более резко.
«СП»: — Разговоры ведутся о том, чтобы добавить в Основной закон главу, посвященную конституционным основам общества в России. Здесь какие сложности возможны?
— Конечно, власть может включить главу в раздел, который может изменяться путем конституционных поправок. Но вообще, чтобы это добавить в документ, надо принимать новую Конституцию. А это возможно только с принятием федерального конституционного закона о конституционном собрании. Проекты этого имеются в Думе и Совете Федерации, но, к сожалению, пылятся на полках. Почему? Да потому что существует негласный уговор между президентскими структурами и Федеральным собранием не трогать эти места в документе. Пересмотр Конституции может вызвать новую волну протестных настроений. А зачем это власти?
Фото: Владимир Родионов/РИА Новости