Политика

Американская мечта Брюсселя

Еврочиновники снова вернулись к идее создания Соединенных штатов Европы

  
4377

Вице-президент Европейской комиссии и еврокомиссар по вопросам юстиции Вивиан Рединг повторила призыв Уинстона Черчилля, заявив, что 18 стран еврозоны нужно объединить в Соединенные Штаты Европы, об этом пишет влиятельная британская газета The Guardian.

— Как и Уинстон Черчилль, я считаю, что Великобритании не обязательно в этом участвовать, но она должна оставаться близким союзником федеративной еврозоны, иметь общий рынок, общую торговую политику и, надеюсь, общую повестку дня в области безопасности, — подчеркнула Рединг.

По мнению вице-президента Еврокомиссии, первым шагом в восстановлении европейской семьи должно стать партнерство между Францией и Германией. Только в этом случае можно вернуть Франции моральное лидерство в Европе. Рединг убеждена: Соединенные Штаты Европы помогут избежать напряженности в регионе за счет новых механизмов управления, которые стабилизируют валютную ситуацию:

— Конечная цель стран-членов Еврозоны — обеспечение стабильности евро. Хотя стабильный валютный союз, очевидно, важен и для стран, не входящих в Еврозону, их интерес может двигаться в другом направлении. Это создает сильное напряжение.

К слову, в министерстве иностранных дел Британии не поддержали идею еврокомиссара, считая, что Рединг не видит недостатков в Евросоюзе.

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник института Европы РАН Юрий Борко отмечает: в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали, шли разговоры, что экономическое объединение — это первая стадия, а на выходе должно получиться что-то вроде Соединенных Штатов Европы — политического объединения с единым президентом, правительством, армией и т. д.

— И чиновники Евросоюза периодически говорили об этой цели, двигались к ней. Почему сейчас вернулись к этой теме? Потому что в Еврозоне — большой раздрай. Судите сами, в отношениях Германии и Франции — двух локомотивов, тянущих экономику континента, наступило охлаждение. В Каталонии собираются проводить референдум за отделение от Испании. Референдум о независимости собираются проводить и в Шотландии, которой потом будет сложно вновь вступить в ЕС. Да и британский премьер-министр Кэмерон пообещал провести референдум относительно членства Лондона в ЕС. К тому же в ЕС не получается создать и мультикультурное общество, наоборот — повсюду наблюдается рост националистических настроений. Вот такая там ситуация, поэтому в Евросоюзе снова заговорили об идее создания Соединенных Штатов Европы.

Но вероятность этого весьма мала. Только представьте: Лондон, Париж, Стокгольм, Варшава, Мадрид отдают все свои полномочия в области внешней политики и безопасности наднациональным органам. Возможно ли это? Вряд ли. Те же Франция и Великобритания - постоянные члены Совбеза ООН, свой ядерный потенциал они так и не отдали и вряд ли от него откажутся.

Таким образом, очередной призыв Рединг к созданию Соединенных Штатов Европы — это доказательство того, что в Евросоюзе есть проблемы, и их немало. Это не значит, что ЕС развалится, просто реализовать идею создания единого политического сверхгосударства, такого как США, у них вряд ли получится. По крайней мере, в ближайшем будущем — точно.

Кандидат политических наук, доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули считает, что Рединг своим заявлением может добиться только одного — «разбередить и без того ноющую рану» ЕС.

— Идея Соединенных Штатов Европы появилась еще до Черчиля — в начале 20 века, и она не сходит с повестки дня, хотя в реальности создавать такой политический союз никто не собирается. Почему эта идея появился в умах европеистов сегодня? Ну, потому что Евросоюз переживает известный кризис. С одной стороны, в начале 2000-х годов ЕС практически вышел на уровень политического союза и чуть ли не принял Конституцию, в которой были признаки этого политического союза и федерации. С другой стороны, расширение ЕС в 2004—2007 годах и события, связанные с валютным кризисом в зоне евро, посеяли известный евроскептицизм. Но в контексте кризиса Еврозоны также выяснилось, что преодоление этого кризиса и недопущение таких кризисов впредь требуют некоторого изменения дизайна ЕС. Например, создания таких вещей как Бюджетный кодекс ЕС, ужесточения финансовой дисциплины и превращения национального бюджетного процесса в каждой конкретной стране ЕС в часть европейского бюджетного процесса.

И тут возникает вопрос — а могут ли все страны Европейского союза в равной степени взять на себя все тяготы членства в ЕС? Кризис в Греции показал обратное. Поэтому логично, что в такой ситуации вновь оживают разного рода не то, чтобы экзотические, но радикальные интеграционные идеи, которые всегда находятся где-то на обочине.

Для того чтобы реализовать идею создания Соединенных штатов Европы, надо кардинальным образом изменить не только правила игры в Евросоюзе, но и переделать систему принятия решений, и без того с трудом сбалансированную. Но это может привести к таким неконтролируемым последствиям, что нынешний институциональный кризис, связанный с некоторой дисфункцией системы управления, и нынешние экономические проблемы в ЕС покажутся цветочками.

Отсюда и позиция Британии и других стран, настроенных скептически к ЕС: они хотят экономической консолидации, но не усиления политической интеграции. Поэтому идея Рединг интересна, хотя и симптоматична, но это — своеобразный легковесный зондаж, который не может привести к каким-то последствиям.

«СП»: — На ваш взгляд, Франция действительно потеряла моральное лидерство? Или Рединг тут лукавит?

— Во-первых, партнерство между Францией и Германией существует все-таки с момента создания Европейского объединения угля и стали, и именно на основании этого партнерства интеграция проходила более-менее безболезненно. После 1990-го года (3 октября 1990 года состоялось присоединение ГДР и Западного Берлина к ФРГ — прим. редакции), политический вес Германии возрос. Нельзя сказать, что Франция воспринимает это совсем спокойно, но и нельзя говорить о том, что отношения между этими странами обострились. Да, Германия усиливает свои позиции, но и Франция сохраняет себя в качестве одного из локомотивов европейской интеграции и моральное первенства оно не утратила. Если вообще можно говорить о каком-то моральном первенстве. Мне кажется, Рединг немножко сгущает краски: франко-германское партнерство существует до сих пор и даже развивается.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников замечает, что заявление Рединг — это показатель того, что европейские чиновники находятся в постоянном поиске решения способа политической реформации Евросоюза. По мнению эксперта, за этим процессом России наблюдать не лишне, потому что ошибки европейцев могут оказать помощь России в ее стремлении выстроить Евразийский союз.

— Кризис 2008—2009 годов достаточно сильно потрепал все структуры Евросоюза. На фоне кризиса в Европе предлагались разные варианты решения финансовых проблем, но часто они упирались в радикализм, а скорость принятия решений — в действующую «конституцию» — Лиссабонский договор, и полномочия надгосударственных органов. Но кое-какие вопросы в рамках действующей структуры управления решить все же удалось. Например, все-таки создан европейский механизм финансовой стабильности, я имею в виду фонд, который практически уже наполнен и начинает работать, создание единого надзорного механизма за системно-значимыми банками. Может, получилось и несколько дольше, чем диктовала ситуация, но, тем не менее, европейцы шагнули вперед. Однако послекризисная ситуация и рецессия, из которой только-только Еврозона начинает выползать, уже несколько лет подряд приводят к тому, что инициативы о политической реформе ЕС постоянно отодвигаются. Но в этом году пройдут первые выборы в Европарламент после реформы избирательного законодательства, и это будет интересно, поскольку их итоги покажут, кто же в странах ЕС на самом деле политически лидирует.

И до Рединг высокопоставленные чиновники Евросоюза неоднократно высказывались об идее создания Соединенных Штатов Европы. Это — яркий показатель того, что дискуссии на предмет — как реформировать Евросоюз, не ослабевают. К тому же с учетом ситуации на Украине ЕС пытается реанимировать «Восточное партнерство», хоть как-то решить проблемы стран Восточной Европы, - то есть там такая каша заваривается, которая может дать весьма любопытные результаты. И России надо внимательно следить за этим, потому что у нас есть свой интеграционный проект — Евразийский союз, который хоть и начался с Таможенного союза, но на каком-то этапе может перейти в плоскость координации внешней политики. И опыт европейцев тут может помочь нам не наделать собственных ошибок.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Сергей Жаворонков

Старший научный сотрудник Института экономической политики

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
ЧМ по Футболу 2018
Группа A
Страна Очки
РоссияРоссия 6
УругвайУругвай 6
ЕгипетЕгипет 0
Саудовская АравияСауд. Аравия 0
Группа B
Страна Очки
ИспанияИспания 4
ПортугалияПортугалия 4
ИранИран 3
МароккоМарокко 0
Группа C
Страна Очки
ФранцияФранция 6
ДанияДания 4
АвстралияАвстралия 1
ПеруПеру 0
Группа D
Страна Очки
ХорватияХорватия 6
НигерияНигерия 3
ИсландияИсландия 1
АргентинаАргентина 1
Группа E
Страна Очки
БразилияБразилия 4
ШвейцарияШвейцария 4
СербияСербия 3
Коста-РикаКоста-Рика 0
Группа F
Страна Очки
ШвецияШвеция 3
МексикаМексика 3
ГерманияГермания 0
Южная КореяЮжная Корея 0
Группа G
Страна Очки
БельгияБельгия 3
АнглияАнглия 3
ТунисТунис 0
ПанамаПанама 0
Группа H
Страна Очки
ЯпонияЯпония 3
СенегалСенегал 3
ПольшаПольша 0
КолумбияКолумбия 0
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня